На пороге эры 4K
Huawei проводит по всему миру серию тематических конференций, посвященных ультра-широкополосным сетям и наступлению эры видео высокого разрешения Ultra Broad Band Summit (UBBS). Недавно такая конференция прошла и в Москве.
В работе конференции приняли участие операторы связи, поставщики контента, а также аналитики. Открывая мероприятие, Эйден У (Aiden Wu), генеральный директор Huawei в России подчеркнул, что Чемпионат мира по футболу, который состоится в 2018 году послужит мощнейшим стимулом для роста популярности 4K-видеосервисов, технологий «умного дома» и виртуальной реальности. Поэтому уже сегодня необходимо выстраивать технологические цепочки, включающие в себя вендоров, операторов связи и сервис-провайдеров таких услуг. Его мнение поддержала и Алла Шабельникова, старший аналитик компании Ovum по Европе и странам СНГ. Она отметила, что сейчас самое лучшее время для инвестиций в ультраширокополосные сети, чтобы обеспечить пользователям возможность потребления тяжелого контента, когда он станет общедоступным.
В рамках московского UBBS состоялась панельная дискуссия, посвященная тем вызовам и изменениям, с которым приходится сталкиваться телеком-операторам.
Так, Ольга Макарова, директор департамента канальных ресурсов оператора связи «МТС» отметила, что трафик растет из года в год, однако это не создает особых проблем, если трафиком умело управлять. «Мы анализируем, какой трафик интересен нашим абонентам, а затем выходим на сервис-провайдера, генерирующего этот трафик, и договариваемся об установке оборудования в регионах, где его контент активно потребляет население, а также об установке кэширующих серверов в нашей сети. Это позволяет замкнуть трафик внутри региона. Иными словами, пользователю из Владивостока не потребуется получать тяжелый контент из Москвы или Екатеринбурга», - сказала она. Это повышает лояльность абонентов.
То, что сегодня наблюдается в Москве, через пару лет будет актуально и в других регионах, как считает Роман Лукьяненко, директор по эксплуатации мобильной сети оператора связи «Вымпелком». Кстати, тяжелый контент может активно потребляться в Москве, а в регионы и вовсе не дойти. «С 2005 года мы наблюдаем рост HD-трафика. Постепенно он дошел и в регионы, однако не во все. В некоторые дальневосточные области, куда только сейчас дотягиваются каналы “Ростелекома”, HD-контент, по понятным причинам, до сих пор никому не нужен», - говорит Роман. В свою очередь, Дмитрий Сахарчук, главный архитектор стратегии сетевой инфраструктуры компании «Ростелеком» утверждает, что HD-контент потребляют и в регионах, но там модель потребления иная - через торренты, что чаще всего не подразумевает никакой оплаты.
Кто платит за контент? Евгений Россинский, технический директор онлайн-кинотеатра IVI.RU, рассказал, что свыше 90% выручки приходится на Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург, однако и в тех городах, где отсутствуют современные кинотеатры, люди готовы платить за онлайновый просмотр кинопремьер. «Чем ближе наш показ к премьере в кинотеатрах, тем успешнее его продажи», - подчеркнул он.
Операторам необходимо выстраивать прочные партнерские отношения с OTT-провайдерами (Over The Top), то есть компаниями, поставляющими контент через Интернет, без прямого контакта с оператором связи. Это могут быть игры, видео, и т.д. По словам Романа Лукьяненко, «Вымпелком» уже предлагает своим абонентам возможность оплаты целого ряда игровых и видеосервисов, работающих по OTT-модели.
Таким образом, абоненты уже готовы к наступлению эры 4K-видео, но не все готовы платить за качественный сервис. Однако операторы должны обеспечить все возможности по предоставлению качественных услуг. Об этом также говорили участники дискуссии.