Два вопроса по теме Business Intelligence

Логотип компании
Два вопроса по теме Business Intelligence
Два вопроса по теме Business Intelligence
Два ключевых тренда, которые, на наш взгляд, определяют технологическое развитие бизнес-аналитики последних лет, это ориентация продуктов на конечного пользователя и максимальная интеграция различных решений в рамках единой IT-инфраструктуры...

ВОПРОС.

Какие тренды на BI-рынке вы бы отметили?

Два вопроса по теме Business Intelligence. Рис. 1
Сергей Шестаков,

заместитель генерального директора компании «Прогноз»:

Два ключевых тренда, которые, на наш взгляд, определяют технологическое развитие бизнес-аналитики последних лет, это ориентация продуктов на конечного пользователя и максимальная интеграция различных решений в рамках единой IT-инфраструктуры. В частности, многие продукты имеют широкий набор возможностей для индивидуальной настройки приложений без привлечения IT-специалиста. Они легко интегрируются с самыми разными источниками: централизованными СУБД, пользовательскими файлами, средой MS Office, социальными сетями. Более того, широко развивается так называемая «встроенная» аналитика (Embedded BI), когда возможность подключить аналитическую панель, построить тренд, OLAP-отчет становится доступной пользователю на любом этапе управления бизнес-процессами.

Ориентация на пользователя проявляется и в тренде Search-Based BI – развитии интуитивно понятных инструментов поиска по источникам данных, которые реализуются в виде классической поисковой строки и позволяют вводить запросы на естественном языке. И конечно, в интересах конечных пользователей активно развиваются такие технологические направления, как «мобильная» и «облачная» аналитика, делающие доступ к данным и инструментам их анализа наиболее легким, удобным и эффективным для решения оперативных задач. Возрастание объемов анализируемых данных приводит к повсеместной интеграции собственно BI-технологий и специализированных средств для работы с Big Data.

Если же говорить о функциональных задачах, то сегодня все более востребованы задачи предсказательной («что будет, если…») и предписывающей («что необходимо для…») аналитики. Особенно это заметно в сферах и отраслях, где BI-инструментарий уже давно и успешно применяется для решения «традиционных» аналитических задач (отчетность, экспресс-анализ и др.). И сегодня углубленная аналитика пользуется повышенным интересом во всем мире – настолько, что, например, компания Gartner, ведущее аналитическое агентство на мировом IT-рынке, в этом году планирует вынести эту тему за рамки традиционного BI-обзора и посвятить ей отдельное исследование.

Два вопроса по теме Business Intelligence. Рис. 2
Николай Прянишников,

президент Microsoft в России:

На рынке BI-систем можно отметить два основных направления. Первое – упрощение использования BI-систем. Традиционно эти системы технологически достаточно сложны, поэтому обычно разработкой способов анализа данных занимаются технические специалисты компании, которым бизнес-группы дают задания. Как правило, это занимает много времени и ресурсов. А отчет нужен здесь и сейчас, чтобы оперативно принять правильное решение. Современные BI-технологии в разы упрощают процесс анализа данных. Например, в Microsoft SQL Server 2012 есть функция PowerView, которая позволяет визуализировать отчеты с помощью интерактивных и графических эффектов, упрощающих восприятие большого объема информации. Или MS PowerPivot, посредством которого можно строить модели и обрабатывать в оперативной памяти информацию из разных источников объемом более миллиона строк.

Второе направление связано с взрывообразным ростом объема данных, который мы сейчас наблюдаем. IDC прогнозирует, что в 2013 году «цифровой мир» – общее количество созданных или скопированных цифровых данных – достигнет 42 зеттабайт. Согласно тому же исследованию, затраты на технологии и сервисы больших данных достигнут около $10 млрд в 2013 году, а к 2016 году превысят $16 млрд.

Два вопроса по теме Business Intelligence. Рис. 3
Андрей Пивоваров,

руководитель группы перспективных технологий предпроектного консалтинга «Oracle СНГ»:

Рынок бизнес-аналитики изменяется стремительно. Российский рынок характеризуется при этом еще и крайней неоднородностью. В некоторых компаниях получают только самую необходимую регуляторную отчетность, тогда как прогрессивные руководители активно используют инструменты моделирования и прогнозирования и задумываются, как анализировать неструктурированный контент. В связи с этим аналитические системы должны предоставлять не только средства визуального анализа данных и инструменты ad-hoc-анализа – они обязательно должны иметь средства для what-if-анализа, прогнозирования и моделирования. Кроме того, современное решение для бизнес-анализа должно уметь общаться не только с реляционными базами данных и структурированными файлами, но и обращаться за информацией в hadoop и понимать протоколы, используемые в Интернете. Новой и перспективной задачей является анализ информации из социальных сетей, разного рода форумов и открытого интернет-контента.

Два вопроса по теме Business Intelligence. Рис. 4
Андрей Свирщевский,

руководитель направлений аналитики и гарантирования доходов

компании «SAS Россия/СНГ»:

По опыту проектов последнего времени мы можем выделить следующие основные тенденции:

– Демократизация аналитики, то есть значительное расширение круга лиц, ее использующих. Это достигается, в частности, за счет инструментов визуализации, делающих результаты анализа (будь то отчет или сложный прогноз) очень наглядными. Теперь все реже для повседневной деятельности приходится привлекать IT-специалистов или профессиональных аналитиков-математиков.

– Использование информации из социальных медиа. Этому способствует внедрение инструментов анализа неструктурированной, в частности текстовой, информации.

– Использование технологий интерактивного анализа закономерностей и визуализации данных для принятия повседневных решений.

– Self service, самостоятельный сбор информации из разных источников.

ВОПРОС.

Как вы оцениваете в России интерес к системам прогнозирования и оптимизации (не BI-, а BA, Business Analytics)?

Сергей Шестаков («Прогноз»):

В России, как и во всем мире, интерес к BI растет. Причем в нашей стране это направление опирается на опыт использования моделирования и прогнозирования в системах для органов государственного управления и крупных промышленных холдингов. Подобные решения мы создавали, к примеру, для Министерства экономического развития еще в 90-е годы. Можно сказать, что российский рынок не открывает для себя этот функционал как нечто новое, а просто значительно расширяет сферу его применения.

Причина такого интереса к углубленному анализу объясняется тем, что многими организациями накоплены уже достаточно серьезные массивы ретроспективных данных для построения точных и подробных моделей. С другой стороны, постоянно совершенствуется технологическая и методологическая база моделирования и прогнозирования. Наконец, третий – внеотраслевой – фактор заключается в крайне нестабильной экономической ситуации, которая требует тщательного анализа различных сценариев и оценки всевозможных рисков. Цена ошибки сегодня слишком высока, поэтому дальновидные руководители все чаще прибегают к специализированным системам для выбора оптимального пути развития бизнеса. А «предписывающий» анализ данных позволяет добиваться поставленных целей наиболее эффективным способом с учетом всех существующих ограничений.

Николай Прянишников (Microsoft):

Рост конкуренции, новые технологические тренды, изменение поведения потребителей – все это заставляет компании искать новые подходы к анализу данных и извлечению из них новых знаний. Сейчас многим компаниям уже недостаточно средств стандартного BI. Практически все крупные и средние предприятия активно пользуются не только стандартными бухгалтерскими и налоговыми пакетами отчетности, но и строят свои дополнительные управленческие отчеты, аналитические «кубы», произвольные ad-hoc-отчеты. Дашборды, или панели руководителя, стали особенно популярны в последнее время в связи с широким проникновением в нашу жизнь мобильных устройств – именно такой вид подачи информации самым лучшим образом позволяет на планшете или смартфоне увидеть «картинку по компании».

Андрей Пивоваров (Oracle):

Важная тенденция на рынке бизнес аналитики – распространение методов прогнозирования, статистики и data mining для решения бизнес-задач. Как правило, эти методы связаны с выполнением сложных алгоритмов и требуют больших вычислительных ресурсов. В этом контексте перспективным направлением видится использование для этого функционала баз данных, оптимизированных для высокопроизводительной работы с ними. Пример такого подхода – концепция «встроенной аналитики», поддерживаемая компанией Oracle. Все статистические алгоритмы, технология data mining встроены в СУБД Oracle Database и используют все средства этой базы данных по оптимизации выполнения запросов и вычислений, масштабированию и доступности. Эти возможности расширяются новым решением – Oracle Enterprise R, которое реализовано также в рамках программно-аппаратного комплекса Oracle Big Data Appliance. Это решение основано на интеграции в базу данных Oracle Database системы R, предназначенной для статистических и аналитических исследований.

Андрей Свирщевский (SAS):

IDC, Gartner и другие независимые агентства отмечают устойчивый рост именно сегмента углубленной аналитики. Обладая долей в 36,2% именно на этом рынке (по данным IDC за 2013 год), мы имеем право судить об этом. Что касается России, впервые можно сказать, что аналитика и в нашей стране становится массовым продуктом. Мы это видим по количеству запросов на решение сложных аналитических задач. Расширяется список областей, использующих на практике углубленную аналитику. К традиционным пользователям BA – банкам и телекому – присоединяются государственный сектор, нефтегазовая отрасль, энергетика. На очереди ритейл, в перспективе – здравоохранение и другие отрасли.

Проранжируем уровень интереса к аналитике. Сначала по областям использования: управление рисками – высокий; управление взаимоотношениями с клиентами (маркетинговые кампании) – высокий; анализ ситуации для принятия повседневных решений – средний; управление надежностью (прогнозирование отказов оборудования) – средний; анализ социальных медиа, жалоб и обращений – средний; планирование – зарождающийся.

А теперь по областям аналитики: Data Mining – высокий; статистика (анализ закономерностей) – средний; прогнозирование временных рядов – средний; математическая оптимизация – зарождающийся; текстовая аналитика – средний (хотя в последние месяцы переходит в высокий); фабрика моделей, аналитика Big Data – средний.

Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Опубликовано 29.10.2013

Похожие статьи