Аутсорсинг – порождение конкуренции
В компании Microsoft программисты сами себе на кухне булочки в перерыв не пекут, полы не подметают, за посылками на почту не бегают, бухгалтерский учет не ведут, зарплату не рассчитывают…
Оказывается, все эти функции осуществляют порядка 700 аутсорсинговых компаний. «Аутсорсинг – это организационный и промышленный сдвиг века», – сказал Майкл Корбетт (Michael Corbett), основатель и руководитель Международной ассоциации профессионалов аутсорсинга (International Association of Outsourcing Professionals, IAOP), цитируя своего недавно почившего коллегу Джеймса Брайана Куинна (James Brian Quinn), гуру менеджмента, в ходе первого евротура IAOP, включавшего в себя заседания в Лондоне, Брюсселе, Копенгагене и ряде других городов. Заключительное мероприятие в рамках IAOP EuroWeek прошло 12 июня в Киеве.
Заседание российского отделения IAOP состоялось в Санкт-Петербурге 10 июня при поддержке ассоциации АСТРА и компании MAYKOR под девизом «Россия в глобальной экономике XXI века: развитие индустрии услуг и аутсорсинга».
В своем выступлении “The Outsourced Enterprise Realities, Trends, Challenges and Opportunities” г-н Корбетт отметил, что в целом глобальный оборот отрасли составляет порядка $6 трлн. При этом 56% компаний, пользующихся аутсорсинговыми услугами, считают, что это экономит деньги, и еще 44% видят в аутсорсинге другие преимущества, в частности возможность использовать опыт сотрудников аутсорсинговых компаний и сконцентрироваться на ключевых бизнес-компетенциях.
Портрет средней аутсорсинговой компании из рейтинга “IAOP The Global Outsourcing 100”, списка лучших аутсорсинговых компаний мира, выглядит следующим образом: годовой доход – $1,6 млрд, рост оборота – 6%, число сотрудников – 17 400 человек, работает в 11 странах. В этом списке есть и отечественные предприятия.
Что касается статистики по областям деятельности, то в мире примерно половина расходов на аутсорсинг приходится на промышленное производство. Доля расходов на ИТ и аутсорсинг бизнес-процессов – 25%. Управление недвижимостью – 10%, телекомы – 5%.
Большой интерес слушателей вызвал доклад «IT-аутсорсинг и сервис в России» Вадима Стеценко, старшего вице-президента группы компаний MAYKOR. «В нашей стране ситуация с перспективами аутсорсинга отличается от западной в лучшую сторону», – отметил он. Г-н Стеценко привел статистику: рост рынка IT-аутсорсинга в России составляет 19,6% в год. Объем этого рынка – порядка $23-33 млрд. Доля аутсорсинга в российском рынке IT-услуг составляет около 10%.
Среди заказчиков превалируют крупный бизнес и госсектор. «Проходили слияния, появлялись игроки с разветвленной филиальной сетью – банки, продуктовый ритейл, страховые компании, – пояснил г-н Стеценко, – им нужно обслуживать инфраструктуру и оказывать услуги». Вадим Стеценко отметил, что ранее процесс обслуживания проходил на локальных уровнях, но потом пошел процесс централизации, и появилась потребность в «одном окне» – как с точки зрения управления, так и с точки зрения комплексности. Это и определяет потребность в компании-аутсорсере, которая бы предоставляла подобные услуги в широких территориальных пределах.
Интересно, что, по мнению г-на Стеценко, в последнее время в мире наблюдается тенденция к сращиванию ИТ и инженерных систем. «Инженерные системы становится намного более интеллектуальными – они включают в себя контроллеры и серверы. Для обслуживания таких систем нужны специалисты со знанием ИТ, а не люди с гаечным ключом», – сказал г-н Стеценко, добавив, что аутсорсинг старого образца – это сервис «от аварии», это точечные и узкопрофильные проекты. «Сейчас все это поднимается до нормального уровня SLA, появляется формат абонентского обслуживания, включая комплекс профилактических мероприятий», – сказал он.
Среди сложностей – отсутствие общего языка у заказчика и поставщика услуг, а также недостаток квалифицированных кадров. Среди того, что «гонит» компании в аутсорсинг, – неготовность инвестировать в непрофильные виды деятельности и нацеленность на снижение затрат. Что касается судьбы непрофильных компаний в составе крупных корпораций, то они обычно либо в итоге продаются, либо разваливаются. «Собственный непрофильный ресурс крупным компаниям трудно хорошо утилизировать – довольно часто сотрудники 50% времени плюют в потолок», – резюмировал Вадим Стеценко.
Сергей Македонский, президент Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА», в ходе своего выступления отметил, что развитие услуг аутсорсинга – это объективный исторический тренд, это уход от «натурального хозяйства», это специализация и фокусировка на основных компетенциях. «В ВВП США и европейских стран доля индустрии услуг доходит до 85%, а в России она сегодня ниже среднемирового уровня. Более того, в настоящее время в России наметилась тенденция возврата от советской индустриальной к сырьевой экономике. Для построения же «постиндустриальной» экономики - экономики услуг - нужны структурные изменения, необходимо приоритетное развитие индустрии услуг, чтобы количество людей, занятых в предоставлении услуг в России, многократно увеличилось» – считает он.
«В экономически развитых странах имеется экономический механизм - конкуренция, которая создает «естественный» прессинг и фактически вынуждает предприятия использовать все возможности для того, чтобы получить конкурентные преимущества или сэкономить, – добавил г-н Македонский. – В России конкуренция слаба и такого прессинга почти нет. Это большая проблема». Он также предупредил о растущей конкуренции на глобальном рынке аутсорсинга со стороны Китая. «Китайцы к 2015 году планируют подготовить 1,2 млн сертифицированных специалистов по аутсорсингу. Они активно перенимают успешный индийский опыт развития индустрии заказного программирования, – отметил Сергей Македонский. – Российскому сервисному бизнесу надо быть смелее, смотреть на китайцев, индийцев и идти за границу».
Опубликовано 18.06.2013