Глянцевость журналов на странице iPad

Логотип компании
Глянцевость журналов на странице iPad
Эта встреча состоялась вечером в питерском отеле. Мы с Романом Менякиным уселись в почти пустом зале кафетерия, он прихватил с собой iPad, и разговор пошел про их программный продукт Adobe Digital Publishing Suite, который помогает осуществлять верстку печатных изданий в онлайне и просматривать интерактивный результат на iPad.

Эта встреча состоялась вечером в питерском отеле. Мы с Романом (Роман Менякин, директор по развитию бизнеса, M&E Adobe Systems Inc., Россия, Украина и страны СНГ) уселись в почти пустом зале кафетерия, он прихватил с собой iPad, и разговор пошел в основном про их программный продукт Adobe Digital Publishing Suite, который помогает осуществлять верстку печатных изданий в онлайне и просматривать интерактивный результат на iPad.

Сразу отмечу, я впервые увидел специально подготовленные глянцевые издания на этом планшетнике, и, не скрою, меня поразило увиденное, хотя быстро меняющийся IT-мир приучил уже практически ничему не удивляться. Однако поразило меня и еще одно обстоятельство: как же быстро мы стали привыкать к новым возможностям информационных гаджетов. Не прошло и 20 минут, как я перестал удивляться и спокойно рассматривал открывающиеся возможности верстки с помощью Digital Publishing Suite. Это программное обеспечение было представлено в конце прошлого года. В компании его позиционируют как инструмент для изменения издательского бизнеса, перехода от печатных материалов к цифровым. Звучит, конечно, пафосно, но таковы маркетологи многих компаний, они на меньшее, чем абсолютно глобальное, не согласны.

Так что же это такое – интерактивный онлайн-журнал, созданный посредством использования Digital Publishing Suite? Чем он «зацепит» читателя и принудит заплатить пусть и небольшие, но все же свои собственные деньги? Учитывая, что за «разглядывание» онлайн-страниц всевозможных сайтов читатель платить не привык, не потускнеет ли глянцевость глянцевых журналов на странице iPad?

Формат iPad меньше, чем у обычных журналов, а это значит, верстать будет сложнее. Наша газета IT News этот процесс «уменьшизации» формата проходило немногим более года назад. Задача состояла в том, чтобы приблизиться к формату журнала, но оставить газетную верстку. Скажу вам, это непростая задача. А размеры планшетника еще меньше – значит, и задача много сложнее, места для верстки меньше, материалы должны быть короче, а значит их редактура жестче. По словам Романа, сначала осуществляется обычная верстка журнала, хотя дизайнера не покидают мысли, что дальше-то придется верстать планшетный вариант журнала. Причем даже два: вертикальный, как обычно, и горизонтальный, поскольку читателю никто не возбраняет перевести свой гаджет в параллельное горизонту состояние, и тут уж, будьте добры, не заставляйте его поворачивать и голову на 90 градусов.

Понятно, раз формат журнала и планшета разные, то и верстки получатся разные, простым пропорциональным уменьшением шрифтов и размера картинок не обойдешься, такой мелкий шрифт читать смогут только люди с очень хорошим зрением. А куда же тогда деть не помещающийся хвост интересной статьи? Чем нам поможет Digital Publishing Suite? Оказывается, есть у него такие инструменты, и Роман мне их тут же показал. Читаете статью, как обычно, в колонке, она понравилась, а колонка кончилась – пожалуйста, пресловутый слайдер поможет продолжить чтение. На бумажной странице поместили две прекрасные фотографии, а на iPad влезает только одна. А вы приглядитесь к ней, это не фото, а стопка фотографий или слайд-шоу, в одном фрейме последовательно можно просмотреть несколько высококачественных фотографий, а не две, как в офлайн-журнале. Есть возможность в неувеличивающемся окне увеличивать масштаб картинки и рассматривать ее детали. Например, карта исторической части города, по которому вы гуляете со своим iPad’ом: привычным движением двух пальцев вы увеличиваете масштаб деталей карты и видите, по какой улице идете… А панорамные кадры – приятное удовольствие, правда, непростое в реализации: надо снять панораму, которую можно будет превратить в шесть высококачественных фотографий шести плоскостей куба, а уж остальное программа сделает сама. Внедрение аудио- и видеофайлов, естественно, есть, такая возможность лежит на поверхности. А вот комментарии к опубликованной на iPad статье – это важное дополнение, они, при желании читателя, подгружаются из Интернета, например из FaceBook или Twitter. Есть элемент «360 градусов», который можно покрутить, есть webview. Кстати, объем просматриваемого нами журнала составил примерно 100 Мбайт. Не так и много.

Что же нужно для получения такого «счастья» для издательского дома, кроме покупки ПО Digital Publishing Suite? Оказывается, только наличие Adobe InDesign CS5. Компания Adobe использует следующую бизнес-модель продвижения своего программного продукта. Вы (в данном случае весь издательский дом) платите $700 в месяц за возможность использования неограниченного числа лицензий этого ПО, это плата за «подписку на платформу», кроме того, поскольку издательский дом получает возможность дистрибуции своих онлайн-изданий, он осуществляет оплату количества скачиваний журнала конечными пользователями. Это оплата доставки контента. Начальная цена – 30 центов за скачанный экземпляр, при больших количествах скачиваний эта цена падает. При этом конечный пользователь платит примерно 3-5 долларов за интерактивный глянцевый журнал, так что Adobe берет себе из этих денег порядка 10%, не так и много за эффективную дистрибуцию.

Действительно, читатель привык, что просмотр web-сайтов бесплатен, поэтому, как говорит Роман, процесс такого просмотра трудно «монетизировать». А здесь издательский дом использует площадки, такие как App Store, Google Market и другие, сам «собирает деньги» через них, вычитая при этом приходящуюся им часть. Не надо городить огород, то есть увеличивать численность отдела распространения…

Бизнес-модель Adobe, похоже, серьезно заинтересовала клиентов. Если в начале февраля их было чуть больше 50, то на 1 марта уже 145 изданий выходили в интерактивном формате, реализованном с помощью Suite. Не надо забывать, что iPad был анонсирован только в апреле 2010 года. Первым интерактивным журналом стал Wired издательского дома «Конде Наст», это был достаточно длительный пилотный проект, на котором все обкатывалось посредством взаимодействие вендора и издательства. И уже в финальной стадии пришлось столкнуться с непредвиденной трудностью – официальным запретом Apple на размещение подобного рода приложений в своем каталоге App Store. Для разрешения возникшей проблемы пришлось практически вручную переписывать код под среду Objective C.

Роман, что из 30 центов перепадает Apple, владельцу интернет-магазина App Store?

30 центов - это плата за распространение копии журнала до киоска, которую Adobe берет с издательского дома. Apple или другие площадки берут свою долю за продажу копий через свои площадки электронной коммерции.

Есть ли в Digital Publishing Suite аналитическая составляющая?

Помимо инструментов для создания интерактивной составляющей системы дистрибуции изданий, программный продукт имеет встроенную возможность анализа поведения читателя. Какие статьи он читает, какую рекламу смотрит, просматривает ли он ролики до конца? В составе версии PRO мы предоставляем базовый модуль аналитики, который также может быть дополнен расширенным модулем на базе Adobe Online Marketing Suite (продукт Omniture), который поставляется отдельно, этот модуль может в том числе отслеживать поведение офлайн.

Но такая информация стоит не 700 долларов в месяц…

Естественно, такой аналитический модуль поставляется опционально. Причем анализ производится и тогда, когда читатель находится в офлайне. Такой анализ очень важен для рекламодателя.

Когда продажи DigitalPublishingSuite начнутся в России?

Продажи в России, как и во всем мире, начнутся во втором квартале. Интерес проявили практически все ведущие издательские дома России, и в нашей стране запущены уже пять коммерческих проектов: журналы Men's Health (с декабря 2010 года), Harper’s Bazaar, «Вокруг Света: полдень XXI век», журнал «Жара» и CEO Magazine. В ближайшее время выйдет в «коммерческую эксплуатацию» еще несколько изданий. В наше решение заложен инструмент, который позволяет дизайнерам и верстальщикам, имеющим опыт работы только с печатными изданиями, создавать интерактивные элементы без написания кода. Процесс освоения Suite проходит достаточно просто. Кроме того, у нас есть специальные видеокурсы, также наша компания проводит соответствующие семинары.

А если планшетник на базе Android?

Совсем недавно на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне наша компания объявила о появлении новой технологии Content Viewer for Android в пакете Adobe Digital Publishing Suite. Так что в ближайшее время издатели смогут доставлять контент на такие планшетные устройства на базе Android (версии 2.2 и 3.0), которые поступят в продажу в ближайшем будущем, в том числе и на планшет Motorola Xoom.

Опубликовано 14.03.2011

Похожие статьи