Дальневосточный ритейл
Какие особенности развития ритейла на Дальнем Востоке вы могли бы подчеркнуть?
Лариса ГОРДИЕНКО,
руководитель пресс-службы компании «ПОЗИТРОНИКА»:
Особенностью дальневосточного рынка является его удаленность от центральных складов дистрибьюторов, которые, по большей части, расположены на европейской территории страны, и «особенная» логистика, которая затрудняет развитие отдельно взятых розничных точек внутри региона. Несмотря на развитие локальных розничных игроков, здесь до сих пор остается достаточно свободных ниш в ритейле. Вкупе с не самым высоким уровнем конкуренции, по сравнению с другими регионами, это делает его более привлекательным и перспективным для развития розничного бизнеса в ДФО.
Ильшат ХАМЕТОВ,
директор филиала «Дальний Восток» компании «Связной»:
Основная особенность Дальнего Востока, из-за которой крупные компании приходили в регион позже, чем в соседнюю Сибирь - огромные расстояния и самая низкая плотность населения в России. Эти факторы снижали привлекательность региона для розничных игроков. Сложности с логистикой внутри региона долгое время останавливали даже большие компании. Внутренняя логистика на Дальнем Востоке сложнее, чем в большинстве других федеральных округов. Доставить товар в рамках Приморского или Хабаровского краев довольно легко, довезти товар в Магадан, Анадырь, Петропавловск-Камчатский сложнее. Например, выстроенная система логистики «Связного» позволяет доставлять бОльшую часть заказов за 24-48 часов. Тем не менее, на Дальнем Востоке есть совсем отдаленные города, куда мы доставляем заказы в течение 3-6 суток. Помимо доставки стандартными средствами в отдаленные от областных центров районы, мы используем, например, вертолеты и корабли. Если, например, жителю Биробиджана сравнительно несложно приехать за своим заказом в Хабаровск (мы видели это, когда в Биробиджане не было точки самовывоза онлайн-заказов), то логистика в Якутии в разы сложнее. «Связной» открывает магазины даже в местных селах с населением около 5 000 человек – спрос даже с учетом кризиса здесь есть, а конкурентов минимум или вообще нет. Еще одним географическим фактором, влияющим на розницу, можно назвать низкие температуры в регионе (до -60), которые также вносят свои коррективы в работу наших магазинов. На Дальнем Востоке мы устанавливаем бензиновые генераторы, дополнительные обогреватели и утепленные стеклопакеты на окнах магазинов, чтобы продавцы и покупатели не испытывали дискомфорта. Еще одна особенность, влияющая на развитие розницы на Дальнем Востоке - близость Китая и Азии в целом (много товаров везут из Таиланда или Вьетнама). Многие жители региона привыкли приобретать гаджеты в соседней стране, а не пользоваться услугами российских магазинов. Но по мере освоения крупными федеральными компаниями рынка Дальнего Востока, а также благодаря быстрому запуску продаж новинок - в те же сроки, что и в Москве - люди стали активнее пользоваться услугами российских игроков.
Темур КОТЕЯН,
управляющий директор Дальневосточного филиала компании «Евросеть»:
Цифровой рынок развивается в стране достаточно однородно, под влиянием кризиса рынок просел во всех регионах, включая дальневосточный. Анализ продаж показывает, что жители как России, так и Дальнего Востока, покупать смартфоны стали реже. За 10 месяцев 2015 года на Дальневосточном рынке было продано около 1,18 млн. шт. смартфонов, что на 2% меньше, чем за 10 месяцев 2014. В денежном выражении рынок смартфонов за 10 месяцев 2015 года вырос на 9% до 12 млрд. рублей относительно аналогичного периода 2014 года. Средняя цена смартфона выросла на 12% и составляет 10 000 рублей. Конечно, удаленность региона от федерального центра оказывает большое влияние на ведение бизнеса. Дальневосточный регион – это и суровые климатические условия, и большая часовая разница с Москвой, дорогая и сложнейшая логистическая схема.
Экономический кризис, санкции, падение стоимости рубля: как эти факторы отразились на вашем бизнесе на Дальнем Востоке?
Лариса ГОРДИЕНКО («ПОЗИТРОНИКА»):
Экономический кризис не обошел стороной дальневосточный рынок, и из-за падения продаж обострилась конкуренция среди владельцев недвижимости за ритейлеров, которые до сих пор успешно добиваются снижения арендных ставок. Так, например, один из партнеров-франчайзи в Хабаровске открыл магазин, именно получив хорошее предложение по аренде. Если говорить о покупательском спросе, то мы отмечаем его смещение в сторону бюджетных товаров, где имеется альтернатива в виде B-брендов. Особенно это заметно на таких товарных группах, как планшеты, смартфоны, малая бытовая техника и аксессуары.
Ильшат ХАМЕТОВ («Связной»):
Мы продаем гаджеты, которые производятся за границей из импортных комплектующих и закупаются российскими представительствами брендов за валюту. Люди стали более взвешенно принимать решение о покупке того или иного устройства. Кроме того, покупатели в этом году чаще смотрят на соотношение цены и функционала устройства, а не на бренд. Еще одной логичной особенностью кризисного для рынка электроники года стал рост продаж устройств, приобретенных при помощи заемных средств. Все меньше людей может отдать 30-80 тыс. рублей за гаджет единовременно, поэтому приобретают устройства в кредит или рассрочку, чтобы минимизировать нагрузку на семейный бюджет. Если говорить об изменениях в работе компании, то она велась по всем направлениям. Ассортимент был изменен, исходя из потребностей покупателей. Самая популярная у покупателей категория – смартфоны - расширилась в нижних и средних ценовых категориях (5-10 тыс. рублей). При этом выбор для покупателей во флагманском сегменте, не сократился, потому что люди по-прежнему охотно приобретают топовые устройства.Также «Связной» расширил ассортимент в категории «умных» аксессуаров.
Темур КОТЕЯН («Евросеть»):
В целом регион имеет достаточно стабильные показатели: например, по сравнению с другими регионами на рынке смартфонов в наименьшей степени спрос упал как раз в ДФО и в Москве и Московской области (МиМО). За 9 месяцев 2015 по отношению к аналогичному периоду прошлого года доля региона по рынку смартфонов выросла с 10% до 11% количественном выражении, в денежном выражении снизилась с 11% до 10%.
Как вы могли бы оценить динамику продаж на сегодня?
Лариса ГОРДИЕНКО («ПОЗИТРОНИКА»):
Не очень позитивно. Относительно 2014 года сокращение продаж из-за падения покупательской способности проявляется в натуральном выражении и это снижение, за исключением смартфонов и планшетов, наблюдается практически по всем товарным категориям и варьируется от 20% до 50%, однако из-за значительного изменения рублевых цен нет падения в деньгах.
Ильшат ХАМЕТОВ («Связной»):
Если посмотреть на рынок смартфонов на Дальнем Востоке, то за 10 месяцев в регионе реализовано 1,2 млн «умных» телефонов на сумму порядка 12 млрд рублей. Объем продаж в штуках сохранился на уровне аналогичного периода прошлого года. В рублях рынок смартфонов увеличился на 13%. Рост продаж в рублях при сохранении объема в штуках вызван ростом цен на гаджеты. Продажи планшетов в регионе за 10 месяцев сократились более чем на четверть как в штуках, так и в рублях. Падение продаж планшетных компьютеров вызвано общей экономической ситуацией, а также перенасыщением рынка, достигнутым в предыдущие два года. В условиях падения реальных доходов населения люди отказываются от обновления планшета, так как это устройство не является для них первым экраном в отличие от смартфона. Декабрь будет очень важным и объемообразующим месяцем. Операционные и финансовые показатели ритейлера в регионе находятся на запланированном уровне. При этом рост показывают отдельные направления продаж. Например, оборот от реализации товаров через электронные каталоги растет двузначно относительно прошлого года. Также двузначно растут продажи, которые совершаются с помощью мобильных устройств.
Темур КОТЕЯН («Евросеть»):
Что касается общего рынка сотовых телефонов и смартфонов на Дальнем Востоке, то за 10 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года он показывает падение на 12% в натуральном выражении, рост в денежном выражении на 5%. Средняя цена мобильного устройства выросла на 20% и составила 8 000 рублей. Доля продаж смартфонов в кризис продолжила расти как на Дальнем Востоке, так и России. По итогам 10 месяцев 2015 года уже 72 жителя региона из 100 делали выбор в пользу смартфона.
Рынок планшетов в регионе за 10 месяцев 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года показал падение как в натуральном, так и в денежном выражениях - на 27% и на 29% соответственно. Несмотря на рост средней цены практически на всех рынках из-за ослабления рубля, на рынке планшетов показатель продолжил сокращаться: средняя цена устройства упала на 3% и составляет 8 400 рублей.
Как удаленность региона от федерального центра влияет на ведение бизнеса?
Лариса ГОРДИЕНКО («ПОЗИТРОНИКА»):
Из-за удаленности региона ритейлерам необходимо тщательно подходить к вопросу формирования товарного ассортимента и планирования складских запасов на длительный период времени.
Ильшат ХАМЕТОВ («Связной»):
Несмотря на удаленность от центрального склада в Москве, наши бизнес-процессы на Дальнем Востоке не отличаются от того, как мы работаем в Сибири или центральной части России. Срок доставки товара с центрального склада на региональный (в Хабаровске) обычно не превышает 5 дней, а в случае со знаковыми новинками мы можем привезти товар и за 3-4 дня после поступления его на центральный склад.
Как обстоят дела с онлайн-розницей на Дальнем Востоке?
Лариса ГОРДИЕНКО («ПОЗИТРОНИКА»):
Не так хорошо, как нам хотелось бы. Доля офлайн-торговли в дальневосточном регионе до сих пор превалирует. Связано это с низким уровнем сервисов по продвижению товаров в сети Интернет и тем, что далеко не все ритейлеры занимаются популяризацией совершения покупок в режиме онлайн.
Ильшат ХАМЕТОВ («Связной»):
Онлайн-торговля в регионе развивается медленнее, чем в других федеральных округах по объективным причинам. Помимо особенностей логистики и влияния соседних стран, сказывается относительно слабое, по сравнению с другими регионами, проникновение проводного Интернета. Его стоимость – одна из самых высоких в стране, при этом скорость пока отстает, например, от Сибири или Урала. Но ситуация улучшается, причем не только с технической точки зрения. В регион пришли многие крупные онлайн- и омниканальные игроки, и конкуренция между ними возрастает.
Темур КОТЕЯН («Евросеть»):
В отличии от многих ритейлеров, мы не выводим онлайн-розницу в отдельный бизнес. В «Евросети» офлайн и онлайн розница развиваются в синергии, для нас интернет-магазин «Евросеть» - это дополнительное окно для коммуникации с клиентом. Считаю, что переходить полностью в онлайн в наших сегодняшних реалиях как минимум неразумно. На сегодняшний день, люди не доверяют такому способу приобретения товаров из-за большого количества «серых» устройств в интернет-магазинах, особенно если ритейлер торгует только через Интернет.
Как развита ваша сеть на Дальнем Востоке?
Лариса ГОРДИЕНКО («ПОЗИТРОНИКА»):
На сегодняшний день сеть ПОЗИТОНИКА представлена в пяти крупных городах Дальнего Востока: Якутск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Биробиджан и Магадан. В 2014 году мы запустили проект ПОИНТ – точки выдачи заказов, оформленных через наш интернет-магазин. Проект востребован партнерами: в 60-ти городах уже функционируют магазины данного формата, в том числе и в ДФО (Магадан и Хабаровск), и мы активно развиваем здесь онлайн-торговлю - сейчас ведутся переговоры с потенциальными франчайзи по открытию магазинов формата ПОИНТ.
Ильшат ХАМЕТОВ («Связной»):
Сейчас самая актуальная модель развития ритейлера - омниканальная, она подразумевает равнозначное присутствие компании в физической рознице и в Интернете. Такая модель развития подразумевает, что клиент может делать заказ, оплачивать и его и получать любым удобным для него способом. В«Связном» доля интернет-магазина в товарообороте компании по итогам 2014 года составила 20%, и в 2015 году продолжает расти. Высокая доля онлайн-продаж позволяет нам не только привлекать больше клиентов, но и существенно экономить на издержках, связанных с содержанием магазинов. «Связной» может себе позволить закрывать нерентабельные магазины, компенсируя продажи в них через онлайн-канал. В 2015 году компания сделала ставку на развитие омниканальности и соответствующих сервисов. В этом году мы запустили возможность резервировать товар в офлайн-магазине через сайт и электронные каталоги. В ближайшее время мы продолжим развивать омниканальные продажи и внедрять сервисы.
Опубликовано 23.12.2015