Как вернуть купленное на маркетпейсе? Кому предъявлять претензии?

Логотип компании
22.08.2022
Как вернуть купленное на маркетпейсе? Кому предъявлять претензии?
Как вернуть купленное на маркетпейсе? Кому предъявлять претензии?
Юристы СПбГУ попытались ответить на этот вопрос и проанализировали около восьмидесяти судебных решений.

Выводы неутешительные: действующее законодательство очень расплывчато регулирует работу маркетплейсов и интернет-агрегаторов — сервисов по заказу такси, авиабилетов, товаров, бронированию гостиниц и квартир.Несмотря на то, что понятия «маркетплейс» и «агрегатор» известны почти каждому, действующее законодательство никак не определяет их как инструменты продаж. 

Они отмечают: маркетплейсы воспринимаются покупателями как полноценный магазин, хотя по законодательству являются лишь витриной.

 «При этом чаще всего их деятельность выходит далеко за пределы информационного обеспечения взаимодействия между продавцами и потребителями. Например, в изученных нами делах с участием владельцев агрегаторов такси агрегатор организует и управляет перевозками пассажиров, подбирает партнеров и допускает их к приложению, корректирует заказы и осуществляет прием платежей», — рассказал профессор СПбГУ Олег Городов.

Попытки регулировать решение спорных вопросов предпринимались еще четыре года назад, когда в закон о защите прав потребителей были внесены изменения. В частности, было введено понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)». Согласно новой редакции закона, агрегатор это сайт или страница, которые одновременно дают возможность:

  • ознакомиться с предложением,
  • заключить договор с продавцом
  • произвести предоплату.

Обязательно соблюдение всех трех условий. И наоборот, для непризнания сервиса агрегатором, достаточно не соответствовать одному требованию. Это позволяет получать все преимущества маркетплейса и уйти от большинства проблем с клиентами, например, экспертизы и обязанностей принимать к возврату товары ненадлежащего качества.

В связи с пробелами в законодательстве, некоторые агрегаторы-гиганты, на сегодняшний день, не являются таковыми. Достаточно не принимать оплату на своем сайте. Например, в случае с AliExpress оплата заказов осуществляется через AliPay (входит в Alibaba Group). Или поступить так же как «Яндекс.Маркет». В 2018 году он удалил с сайта «корзину», оставив только информацию о товарах и ссылки на продавцов.

Действующая на сегодня формулировка закона позволяет торговым интернет-площадкам избегать ответственности за продажу через их сервис некачественных товаров (ведь агрегатор сам ничего не продает) и даже публикацию ложной информации (ведь эту информацию ему предоставил продавец).

Авторы исследования –профессор СПбГУ Олег Городов, доцент СПбГУ Юлия Ковалевская и преподаватель СПбГУ Алексей Петров, уверены, что таких проблем можно избежать. Для этого нужно всего лишь дополнить законодательство о защите прав потребителей: необходимо установить статус владельцев агрегаторов и расширить зону их ответственности.
Похожие статьи