Корпоративный IT-рынок Большого Урала: такой же, но с перламутровыми пуговицами…

Логотип компании
Корпоративный IT-рынок Большого Урала: такой же, но с перламутровыми пуговицами…
Классическая структура IT-канала планомерно разрушается по всей цепочке. Крупные заказчики создают собственные IT-компании для обслуживания своей инфраструктуры. Партнеры заключают прямые контракты с вендорами...

В целом IT-рынок Большого Урала (УрФО и Пермский край), как и любого другого российского региона, строго следует за взлетами и падениями национальной экономики и общими трендами рынка, и все же, будучи промышленно и экономически развитым, имеет свои особенности. В обзоре мы рассмотрели сегмент корпоративных заказчиков (включая продажи и услуги: системную интеграцию, аутсорсинг и обслуживание инфраструктуры, обучение, разработку и внедрение ИС), который, по оценкам разных аналитиков, занимает 5-7% общероссийского рынка.

Говоря об особенностях уральского рынка, можно выделить весьма слабое по сравнению со многими другими регионами проникновение столичных игроков. И наоборот, целый ряд местных компаний успешно вышли на федеральный уровень и конкурируют с крупнейшими IT-игроками за глобальные проекты. Докризисный рейтинг IT-компаний Большого Урала, составленный АКСИТ в 2012 году, показал, что на региональном IT-рынке на их долю приходится две трети выручки и кризис последних двух лет только усилил этот тренд. По оценке Дениса Прозорова, технического директора ГК ХОСТ из Екатеринбурга, 9 из 10 проектов выполняются и контролируются местными игроками, а участие московских коллег заметно только в некоторых федеральных проектах.

Одним из ключевых сегментов IT-рынка региона остается государственный заказ (в этом Большой Урал также не отличается от других регионов). По оценке респондентов, объем госзаказа в Тюменской области не изменился. Снижение наблюдается в Свердловской области и Пермском крае. Хотя в Перми расклад сегодня меняется в пользу региональных компаний: как рассказали нам представители пермского IT-рынка, при предыдущем губернаторе власть явным образом отказалась от поддержки местных игроков и значительный объем инфраструктурных проектов реализовывали столичные компании. Это наследие еще дает о себе знать, ведь поддержка и развитие проектов чаще всего остаются за теми же поставщиками. Но подход региональных госзаказчиков меняется, и местные компании рассчитывают существенно потеснить «варягов».

По мнению Ильдара Гималтдинова, директора ГК «Юнит» из Екатеринбурга, «в текущих условиях государственный заказ – как раз один из тех сегментов, чей спрос остается на постоянном уровне, соответственно это тот клиент, за которого будут активно бороться и федеральные, и местные компании». Многие уральские IT-компании уже давно вышли на федеральный уровень – имеют представительства в столице и, что самое главное, с высокой технической компетенцией.

Абсолютно все опрошенные нами представители уральского IT-рынка, несмотря на прошлогоднее падение продаж, ожидают в 2016-2017 гг. рост своего бизнеса и говорят о новых заказах и проектах.

Покупаем меньше, используем лучше

С точки зрения структуры потребительского спроса IT-рынок Большого Урала опять же следует общим тенденциям: закупки оборудования сокращаются – потребность заказчиков в вычислительных ресурсах по большей части удовлетворена. В основном компании либо просто поддерживают свою инфраструктуру в текущем состоянии, либо ищут возможность оптимизации расходов на ее поддержание. На этой волне активно растет спрос на услуги, в частности разработку свободного ПО и аутсорсинг. Так, Ильдар Гималтдинов (ГК «Юнит») отмечает существенно выросший спрос на аутсорсинг печати и покопийные сервисные контракты.

Весьма развит в регионе телеком-рынок, что определяет острую конкурентную борьбу операторов за клиента и обеспечивает хорошее покрытие каналами связи, позволяя местным предприятиям активно внедрять территориально распределенные сети и системы удаленного управления инфраструктурой.

Однако перспективы облачных решений в регионе наши собеседники оценили по-разному. «На Урале, за исключением отдельно стоящих буровых станций, связь на твердую четверку. При проектировании территориально распределенных систем для клиентов у нас нет сложности. У нас средний и крупный бизнес на “облака” смотрит с осторожностью. Местные компании консервативны в способах хранения данных – работает принцип “все свое ношу с собой”», – комментирует Денис Прозоров (ГК «ХОСТ»). Поддерживает его мнение и Александр Сидякин, коммерческий директор «ЭКО-ДЭЙТ» из Перми: «Все проекты на модных облачных технологиях, которые мы предлагали своим заказчикам, встречали активное сопротивление, поскольку наш бизнес не готов передавать вовне свои данные и оборудование, на котором они хранятся».

Несколько иначе видит ситуацию Алексей Волков, коммерческий директор компании «Сотрудник» из Перми. «Я не вижу энтузиазма заказчиков в использовании облачных решений на базе коммерческих или сторонних ЦОДов. В основном интерес к корпоративным облачным решениям, что связано с переводом IT-служб на хозрасчет и преобразованием IT-сервисов в сервисы по запросу. С запросом на понимание, кто и что запросил и сколько это стоит».

Конечно, значительная часть заказчиков перешла в режим выживания и минимизировала расходы на ИТ. Что видно, например, по растущей доле расходных материалов, особенно в среднем бизнесе. Если до 2014 года выручка от контрактов со средним и крупным бизнесом делилась в пропорции 70:30, то сейчас доля Enterprise-заказчиков у многих IT-компаний выросла. Однако правильнее говорить не о сегментах малого, среднего или крупного бизнеса. Спрос держат отрасли, минимально зависимые от импорта, курсов валют или нефтяных котировок. Например, роста ожидают со стороны оборонных предприятий. На фоне увеличивающихся продажах российского вооружения строятся новые заводы, которые требуют создания новой инфраструктуры.

Заказчики меньше думают о выживании и больше о том, как на волне кризиса улучшить свои рыночные позиции. Компании видят пользу для своего основного бизнеса от ИТ и готовы вкладываться в новые внедрения, но, естественно, с акцентом на возможность сократить расходы в будущем, – то есть в виртуализацию, свободное ПО или, например, в систему круглосуточного мониторинга оборудования в ЦОДе.

Ильдар Гималтдинов (ГК «Юнит») уверен, что к развитию инфраструктуры заказчики неизбежно вернутся, если рассчитывают на рост своего бизнеса: «Сейчас многие заказчики часто упоминают слова Big Data и Business Intelligence, и мы видим, что информационные поля предприятий из года в год растут: только за последние два года объем хранимых ими данных вырос в среднем в четыре раза. Десять лет назад гигабитное ядро сети было модно, пять лет назад стало необходимостью. Сейчас мы уже видим появление на рынке десятигигабитных коммутаторов уровня доступа – через два года десятигигабитное ядро станет необходимостью».

Дистрибьютор нам поможет

Классическая структура IT-канала планомерно разрушается по всей цепочке. Крупные заказчики создают собственные IT-компании для обслуживания своей инфраструктуры. Партнеры заключают прямые контракты с вендорами. Дистрибьюторы создают собственных интеграторов, ритейлеров и реселлеров. Вендоры открывают свои склады в России, идут напрямую к партнерам и заказчикам.

Мы поинтересовались у представителей уральских IT-компаний, что они думают о новой структуре IT-канала и роли дистрибьютора. Лейтмотивом ответов стало доверие, которое должно быть сформировано между участниками цепи поставок. Нарушение обычной иерархии не приводит к сбоям рынка, пока сохраняется порядочность в работе с заказами и проектами.

Значимость для канала дистрибьютора, по мнению опрошенных экспертов, не сократилась. Наоборот, в условиях кризиса потребность партнеров в качественной и надежной работе дистрибутора только выросла. Связано это с оптимизацией расходов: партнерам невыгодно играть в собственную логистику, гораздо эффективнее оставить ее за специализированной компанией. Еще более значимы финансовые инструменты, предоставляемые дистрибутором: для корпоративного IT-рынка это в первую очередь хеджирование от колебаний валютных курсов, которые сегодня дистрибьютор в состоянии предложить на более выгодных условиях, нежели финансовые структуры.

В связи с сокращением персонала партнеры стали больше заинтересованы в технических консультациях и инженерных ресурсах дистрибьютора и вендора, в демооборудовании и доступе к центрам компетенций для партнеров и их заказчиков.

В целом опрошенные нами компании показали вполне оптимистичную картину будущего IT-рынка Большого Урала и единодушный запрос к вендорам и дистрибьюторам на расширение поддержки для восстановления спроса.

Денис ПРОЗОРОВ,

технический директор, ГК ХОСТ (Екатеринбург):

Сегодня мы делаем акцент на решениях по оптимизации: снижению издержек и росту доходов. В компании дан зеленый свет собственным разработкам и услугам в этой области. В марте мы открыли центр компетенций по свободному ПО. По нашим расчетам, такая миграция сокращает затраты на лицензии и обязательное сопровождение на 30-40%.

Алексей ВОЛКОВ,

коммерческий директор, «Сотрудник» (Пермь):

В прошлом году мы строили ЦОДы, строили ВОЛС, закупали сетевое оборудование и модернизировали ядра сетей у наших клиентов, то есть занимались своим делом – строили IT-инфраструктуру. И в этом году ожидаем активного продолжения этих работ. Я ожидал больше сложностей в этом году, чем в предыдущем. Это связано с инерцией последствий санкций и нефтяного падения. Но, получив запросы наших клиентов в первом квартале, у меня сложился более оптимистичный взгляд на перспективы, чем был год назад.

Ильдар ГИМАЛТДИНОВ,

директор ГК «Юнит» (Екатеринбург):

Сейчас надо проявлять максимальную чуткость к нуждам клиента. Сейчас не время готовых шаблонных решений, все слишком индивидуально – и с точки зрения потребностей, и с точки зрения возможностей их реализации. Мы уходим от простой поставки железа, делая ставку на комплексные продукты, решения и сервис. И, как следствие, расширяем перечень предлагаемых продуктов и услуг.

Александр СИДЯКИН,

коммерческий директор, «ЭКО-ДЭЙТ» (Пермь):

Интерес к решениям, оптимизирующим расходы на инфраструктуру, есть. Такие запросы мы видим часто и стараемся их прорабатывать. Но часто приходится работать в корзину. Например, потому, что появляются предложения от альтернативного вендора, который дешевле, который раньше был во втором эшелоне. Сложнее стало работать, к сожалению, поскольку вендоры сами не гарантируют никаких преференций тем, у кого есть опыт на рынке и даже статусы. И наоборот, сами идут напрямую к клиенту.

Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Опубликовано 31.03.2016

Похожие статьи