РынокТренды

Рынок «Интернета вещей» в России сегодня и завтра

Петр Чачин | 21.01.2021

Рынок «Интернета вещей» в России сегодня и завтра

В нынешнем году рынок «Интернета вещей» в России, по оценкам аналитиков, немного уменьшится вследствие общеэкономического кризиса, вызванного пандемией. Но в среднесрочной перспективе ожидается, что вскоре он опять выйдет на траекторию устойчивого развития и к 2025 году вырастет на 30%...

В нынешнем году рынок «Интернета вещей» (Internet of Things, IoT) в России, по оценкам аналитических компаний, немного уменьшится вследствие общеэкономического кризиса, вызванного пандемией. Но в среднесрочной перспективе ожидается, что вскоре он опять выйдет на траекторию устойчивого развития и к 2025 году вырастет на 30%, а число подключенных устройств – более чем вдвое.

«Интернет вещей» – это концепция дистанционного взаимодействия и обмена данными между устройствами и людьми через Интернет в любом месте и в любое время, сформулированная в 1999 году, а возможности «Интернета вещей» в бытовом применении были описаны в 2004-м в ‘Scientific American’. По мнению аналитиков корпорации Cisco, «Интернет вещей» начал распространяться во всем мире в 2008-2009 гг., так как именно в этом промежутке, по их оценкам, количество устройств, подключенных к Глобальной сети, превысило численность населения Земли. А начиная с 2011 года аналитическая компания Gartner помещает «Интернет вещей» в общий цикл хайпа новых технологий на этап «технологического триггера» с указанием срока становления более чем в 10 лет, и с 2012 года периодически выпускается специализированный «цикл хайпа Интернета вещей».

Сегодня IoT – это целая экосистема, которая включает в себя аппаратные средства, сетевое оборудование, программные платформы для обработки и анализа полученных данных, средства хранения данных, а также инструменты для их эффективного использования. Но еще до возникновения IoT на протяжении ряда лет в промышленности, на транспорте, в энергетике и в финансовой сфере складывался достаточно большой рынок устройств межмашинного взаимодействия (machine-to-machine, M2M). Это были проводные и беспроводные системы мониторинга датчиков температуры, уровня запасов, местоположения и др. Они и сегодня используются в банкоматах, платежных терминалах, системах безопасности и охраны, промышленных телеметрических системах, средствах позиционирования подвижных объектов и т. д. В результате средства М2М плавно влились в общую техническую и статистическую картину «Интернета вещей».

Основные направления применения IoT в России

В настоящее время наблюдается переход от отдельных пилотных проектов к более широкому внедрению IoT уже во многих отраслях экономики. «Рынок IoT уверенно растет на 15–17% в год, – говорит директор Ассоциации «Интернета вещей» (АИВ) Андрей Колесников. – Но главное сегодня – сложившееся понимание того, что IoT не цель, а инструмент, который работает только в сочетании с бизнес-процессами».

Цель внедрения IoT – снижение расходов и рост доходов, именно поэтому, чтобы внедрить решения «Интернета вещей», нужно начинать любой проект, рассматривая ключевые расходные статьи. Особенно большие надежды возлагаются на IoT в областях электроэнергетики, ЖКХ и транспорта. Так, в электроэнергетике его применение может привести к значительным изменениям, которые позволят трансформировать традиционную электромеханическую систему в цифровую. Под определение «Интернета вещей» здесь подпадают не только «умные» сети (smart grids), но и «интеллектуальные» счетчики (smart meters).

Новые технологии особенно актуальны для России с ее сложившейся масштабной централизованной системой энергоснабжения, а это свыше 2,5 млн км линий электропередачи, около 500 тыс. подстанций и 700 электростанций мощностью более 5 МВт. В электросетевом хозяйстве более широкое внедрение интеллектуальных технологий могло бы привести к повышению надежности систем и снижению операционных расходов, что позволило бы перейти к управлению сетью «по состоянию», а не проводить ремонты в соответствии с жесткими регламентными сроками.

Однако на сегодняшний день проникновение «Интернета вещей» в российскую энергетику все еще на низком уровне, хотя и есть ряд успешных примеров внедрения интеллектуальных сетевых технологий. Кстати, большая часть нового оборудования (трансформаторы, выключатели и т. д.) обладает системами дистанционной диагностики, рассчитанной на работу в среде IoT. В сфере «умного» ЖКХ уже работают крупные операторы связи, такие как «Ростелеком», «ВымпелКом», МТС и «МегаФон». По оценке последнего, к 2022 году объем этого рынка составит 1,2 млрд рублей. В свою очередь компания «Русатом Инфраструктурные решения» оценивала, что в течение десяти лет только рынок «умных» электросчетчиков может превысить 60 млрд рублей в год, а с учетом контроля тепла, горячей и холодной воды рынок «умного» ЖКХ достигнет 100 млрд рублей.

Элементы сервисов «умного» ЖКХ входят составной частью в более масштабные системы «умных» городов. Борьба за этот рынок обострилась между крупными предприятиями. Так, «Ростелеком» хочет стать оператором проекта «Цифровой город», определенные амбиции на этом направлении есть и у «Росатома». Сбербанк также обозначил интерес к этой теме, заключив соглашение с Orange Business Services и приобретя в нынешнем году миноритарный пакет акций компании «Умный житель».

Главная проблема «умного» ЖКХ состоит в том, что непонятно, кто будет платить за инфраструктуру IoT. Необходимые приборы, мультиплексоры, контроллеры, системы передачи и обработки информации уже представлены на рынке, только вот управляющие компании все еще не торопятся устанавливать счетчики с автоматической передачей данных – для них это пока нерентабельно. «Все проекты решений IoT в этой сфере – не про энергию и не про ИТ, они про деньги и про расходные части бюджетов, – отметил директор АИВ. – Расчетные “найденные потери” после внедрения цифровых систем учета по электричеству и воде составляют 7–12%. Но в особо тяжелых случаях цифра доходит и до 50%. Это KPI бардака и бесхозяйственности, который никто не хочет признавать».

В транспорт «Интернет вещей» проник намного глубже. В отрасли, где протяженность различных видов путей сообщения превышает 1,6 млн километров, а количество грузового транспорта – 7 млн единиц, в принципе невозможно обойтись без систем удаленного мониторинга. По оценке Json & Partners Consulting, к концу 2019 года в России насчитывалось около 8,4 млн подключенных коммерческих и некоммерческих автомобилей (15-16% автопарка), и, по прогнозам, к 2025 году этот показатель приблизится к 20 млн.

«Интернет вещей» используется и государством с целью организации транспортной системы в России. Так, на его базе построена система «Платон» для взимания платы за проезд по автодорогам грузовиков массой 12 т и более, в которой на конец 2020 года зарегистрированы 481 стационарная рамка системы контроля, 100 машин мобильного контроля и около 2 млн автомобильных бортовых устройств. В 2019-м в масштабах «Платона» собрали 31 млрд рублей платежей. Кроме того, в стране нормативно закреплена обязанность устанавливать системы дистанционного мониторинга и контроля движения транспорта для коммерческих перевозок пассажиров и доставки опасных грузов. В настоящее время заканчивается построение единой федеральной системы мониторинга и контроля пассажирских перевозок автобусами (ЕФС МКПП), однако сроки ее внедрения, вероятно, выйдут за рамки нынешнего года. К примерам государственной политики цифровизации транспорта можно отнести обязанность автопроизводителей оснащать все автомобили системой экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС».

Вместе с тем потенциал внедрения «Интернета вещей» в нашей стране весьма значителен как в железнодорожном, так и трубопроводном и иных видах транспортной отрасли. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) в ближайшие годы станут ключевыми направлениями развития транспортной инфраструктуры. Ожидается, что «умные» дороги помогут значительно снизить количество ДТП, уменьшить время ожидания на светофорах и общее время в пути. Центр организации дорожного движения правительства Москвы в 2020 году оборудует 400 «умных» перекрестков. В целом среднее время прохождения перекрестка сокращается на 15-20%.

По оценке Json & Partners Consulting, к концу 2019 года в России насчитывалось около 85 тыс. подключенных устройств дорожной инфраструктуры («умные» светофоры, комплексы фотовидеофиксации и весогабаритного контроля, датчики транспортного потока и т. д.). Ожидается, что, к 2025 году этот показатель вырастет в 1,5 раза. В целом рынок ИТС оценивается в 5–10 млрд рублей.

Между тем IoT в аграрно-промышленном комплексе (АПК) применяется все еще очень слабо, эволюция отрасли находится только в самом начале цифровой цепочки. Факторы, которые сдерживают данный процесс, – финансирование, инфраструктура и кадры. «Только на горизонте 20–30 лет мы увидим, когда сельское хозяйство и АПК, которые на самом деле невозможно рассматривать без сопутствующих отраслей – машиностроения, медицины и др., – станут таким полноценным кластером, встроенным в глобальную цифровую среду экономики», – отметила Анна Никитченко, вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства.

 Рынок М2М/IoT в России в 2019/2020 гг.

По данным отчета аналитической компании Json & Partners Consulting, в 2019 году объем рынка М2М/IoT в России достиг 64 млрд рублей, а количество подключенных к глобальной сети WAN-устройств IoT/M2M составило 22,5 млн, увеличившись на 21% по отношению к 2018 году.

Рынок М2М/IoT развивался в России более 15 лет, а отдельные его сегменты, в частности услуг пультовой охраны, существуют уже более 40 лет (на рисунке представлены его показатели за последние пять лет и прогноз до 2025 года). Необходимо отметить, что существуют и другие оценки рынка РФ, некоторые из них почти в 10 раз отличаются от приведенных в данном исследовании.

img

В отраслевой структуре рынка распределенных систем телеметрии отмечается крайне низкая доля применений IoT для мониторинга и управления промышленным оборудованием и инженерными системами зданий и сооружений. Это происходит на фоне превалирования технических систем безопасности, подключенной инфраструктуры для совершения платежей и систем мониторинга транспорта. Причина такой структуры рынка по сферам применения IoT/M2M, считают аналитики Json & Partners, в том, что основными драйверами роста количества установленных и подключенных устройств IoT/M2M в России были и остаются обязательные к исполнению государственные программы, среди которых отсутствуют программы по цифровизации промышленности. В этой связи стоит напомнить, что говорил недавно Андрей Колесников, директор АИВ: «Самый важный тренд в IoT сейчас – это промышленный Интернет, сочетание операционных технологий, “Интернета вещей”, систем управления производством и жизненным циклом».

По оценкам IKS-Consulting, объем рынка промышленного «Интернета вещей» (Industrial IoT, IIoT) в 2019 году вырос по сравнению с 2018-м на 4%, до 7,92 млрд рублей, при увеличении объемов производства на уровне 3%. При этом в прошлом году было реализовано 40 крупных проектов, большинство из них пришлось на обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых и машиностроение. Самыми распространенными решениями в области IIoT стали системы мониторинга, управления горнотранспортным комплексом и проекты по технологии «Цифровой двойник завода, рудника, скважины или месторождения».

Так вот, по прогнозу IKS-Consulting, на фоне ожидаемого сокращения производства и урезания бюджетов на цифровизацию инвестиции в IIoT-проекты в 2020 году упадут на 10%, до 7,1 млрд рублей. По мнению Павла Сварника, исполнительного директора центра стратегического развития и цифровой трансформации «ЛАНИТ. Интеграции», предпосылки для развития рынка промышленного «Интернета вещей» в России сейчас отсутствуют. Это связано с тем, что IIoT требует от предприятий существенных капитальных инвестиций, которые в период постпандемии вряд ли будут носить массовый характер. В то же время крупные производственные предприятия, включившие IIoT в свои инвестиционные бюджеты ранее, вряд ли откажутся от запланированных проектов. И, хотя IIoT представляет собой лишь одно из направлений IoT, спад в 2020-м наверняка коснется и большинства других областей «Интернета вещей».

В целом можно отметить, что в 2015–2019 гг. была заложена основа для дальнейшего развития рынка IoT/M2M.

(Окончание следует)

Интернет Вещей (IoT)

Журнал: Журнал IT-News [№ 01/2021], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00