Российский телекоммуникационный рынок в 2022 году

Логотип компании
29.05.2023Автор
Российский телекоммуникационный рынок в 2022 году
Аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» подготовило отчет «Российский рынок телекоммуникаций 2022 – 2027». По данным этого исследования, рынок связи в прошлом году сохранил положительную динамику, однако темпы роста замедлились, а по некоторым направлениям (фиксированная телефония и межоператорские услуги) имело место дальнейшее снижение показателей.

По версии «ТМТ Консалтинг», объем рынка телекоммуникаций в РФ в 2022 году превысил 1,8 трлн руб. Рост рынка составил всего 1,2% и это был один из самых низких показателей за последние годы, ниже динамика была только в 2020 году (0,5%). В 2017 – 2021 годах данный показатель составлял от 2,7 до 3,5%

Традиционно ключевым драйвером роста является рынок мобильной связи, формирующий 60% выручки отрасли. В то же время продолжилось снижение динамики в других значимых сегментах, таких как фиксированный широкополосный доступ в Интернет и платное ТВ: темпы прироста абонентской базы обоих рынков были незначительны, а рост тарифов был существенно нивелирован дальнейшим распространением пакетных предложений.

По итогам 2022 года число абонентов мобильной связи в России снизилось на 1,1 % до 255 млн, что практически равно уровню показателей 2015 года – 252 млн. Проникновение составило 173%. В абсолютном выражении абонентская база сократилась на 3 млн. человек.

Тоже самое уже фиксировалось в 2018 и 2020 годах. Сообщается, что сейчас операторы делают упор на повышение лояльности и среднего чека с существующих клиентов.

Доходы от мобильной связи в 2022 году выросли на 4,1%, по сравнению с 2021 годом, когда было 5,0%. Главными факторами роста считается повышение тарифов и рост потребления дополнительных услуг, что обеспечило увеличение выручки как в В2С-, так и в В2В-сегментах.

Проникновение широкополосного доступа в Интернет в 2022 году составило 62%. Абонентская база приросла на 0,7%, доходы – на 1,4%. В B2C-сегменте рост сохранился благодаря вводу нового жилья и охвата частного сектора в пригородах крупных городов.

В исследовании отмечается, что рост рынка платного ТВ почти остановился. Так число пользователей выросло только в первом квартале, но потом начало снижаться из-за ухода с российского рынка многих зарубежных телеканалов, блокировки иностранных спутников и проблем с поставками телекоммуникационного оборудования. Таким образом, показатель достиг уровня конца 2021 года.

Доходы выросли на 0,5 %, средний счет на абонента увеличился на 1 рубль до 193 рублей, по сравнению с предыдущим годом. Аналитики связывают этот рост в первую очередь с повышением тарифов.

Объем рынка фиксированной телефонной связи по итогам 2022 года сократился на 8,3% и составил 80,4 млрд руб. Число абонентов (ОТА) снизилось по сравнению с 2021 годом на 8,0% до 18,1 млн. Доходы в сегменте В2С традиционно падают ускоренными темпами, проникновение услуги снизилось за год на 3 п.п. до 22%.

Аналитики «ТМТ Консалтинг» прогнозируют в 2023 году сохранения роста на уровне, близком к динамике 2022 года. Сохранится также и влияние негативных факторов – потеря части абонентов вследствие выполнения требований 533-ФЗ и переезда за рубеж части экономически активного населения и бизнеса.

Ожидается также снижения спроса со стороны российского бизнеса при ухудшении макроэкономической ситуации в экономике страны. А вот возможность прироста за счет новых клиентов в крупнейших сегментах рынка уже практически исчерпана. Ключевым фактором роста выручки от услуг связи в этих условиях остается тарифная политика операторов.

В последующие годы вероятно сохранение рынком динамики доходов от услуг связи на уровне 2% в год. Основной рост операторам связи будут обеспечивать не телекоммуникационные продукты на рынках ИТ и медиа. При этом услуги связи в обозримом будущем по-прежнему будут оставаться основой их бизнеса.

Похожие статьи