Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге

Логотип компании
Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге
«Нужно облегчить процесс получения разрешительных документов, это даст мощный толчок развитию беспроводных сетей…», «беспроводные сети пока не стали общепринятым, дешевым и доступным каналом связи…»...

«Нужно облегчить процесс получения разрешительных документов, это даст мощный толчок развитию беспроводных сетей…», «беспроводные сети пока не стали общепринятым, дешевым и доступным каналом связи…» Эти и другие мнения звучали в ходе круглого стола «Беспроводные каналы связи как альтернатива традиционным коммуникациям. Проблемы и решения», организованного петербургским клубом IT-директоров «SPB CIO Club» и журналом «IT Manager» в Санкт-Петербурге.

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 1
Феликс Касаткин

Уже много лет традиционными решениями для организации выделенных каналов передачи данных были и продолжают оставаться проводные каналы передачи данных. Их достоинства общеизвестны и объективны, недостатки – не всегда их можно организовать, либо она обходится неоправданно дорого и долго реализуется. Феликс Касаткин, директор СПб ГУП «Автоматическая телефонная станция Смольного» отметил: «Тем не менее сейчас «АТС Смольного» не всегда организует только проводные каналы – беспроводная связь также находит применение, но с некоторыми оговорками».

Само предприятие «АТС Смольного» является оператором общегородской сети связи, которой пользуются государственные учреждения и органы исполнительной власти Санкт-Петербурга, в частности отвечает за построение новых точек доступа и транспортной инфраструктуры сети, а также за ее эксплуатацию. «Мы некоторое время назад начали использовать беспроводные технологии, но только очень четко понимая их особенности и ограничения и только для тех случаев, когда гарантированная скорость и надежность канала связи не являются критичными. При этом используем самые разные технологии, в частности сотовую 3G, а недавно начали пробовать 4G и некоторые спектры решений WiMAX, радиорелейную связь, то есть применяем разные решения в зависимости от задачи», ­– сказал Феликс Касаткин.

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 2
Евгений Коробов

Директор по корпоративному бизнесу петербургского филиала ГК «ВымпелКом» Евгений Коробов отметил, что все корпоративные заказчики используют как радиорешения, так и решения фиксированной сети. Если требования к скорости не включают в себя десятки мегабит на канал, то стабильность при практической реализации «радиорелейки» устраивает многих заказчиков. «10-15% тех решений, что мы строим и быстро развертываем, включают в себя “радиорелейку”, я имею в виду абонентские окончания или каналы для корпоративных клиентов. Кроме того, часто такой тип связи активно используется для резервирования», – указал он. Но можно ли такое решение считать состоявшимся? «Почти», – лаконично резюмировал г-н Коробов. Тем не менее при прочих равных условиях заказчик всегда выбирает проводную инфраструктуру, в частности, отметив что технологии на базе WiMAX использует в основном малый и средний бизнес, представители которого в общем случае предъявляют меньшие требований к качеству и надежности связи.

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 3
Андрей Савченко

Андрей Савченко, начальник отдела корпоративных продаж северо-западного филиала компании «МегаФон», частично солидарен с коллегой из «ВымпелКома». «Мы тоже используем, помимо проводных технологий, и радиотехнологии, – сказал он, – в частности, радиорелейную связь, через которую можем “давать клиенту” и 100 Мбит/с, лишь бы транспортная сеть позволяла».

Участники круглого стола отметили, что радиорелейная связь требует от клиента дополнительных ресурсов, например, когда радиомодуль устанавливается на радиорелейной башне или мачте, что довольно сложно сделать в условиях нашего города. Особенно если здание старинное и представляет историческую и архитектурную ценность. В частности, Максим Белоусов, президент SPb CIO Club, заметил, что он, мягко говоря, не в восторге от больших антенн на исторических зданиях города. Ему парировал Андрей Зузенко из компании «ЭР-Телеком Холдинг», отметив, что радиоантенны в последнее время стали «вполне симпатичными и диссонанса с точки зрения эстетики не вызывают».

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 4
Андрей Зузенко

Сама же компания «ЭР-Телеком Холдинг» использует связь в ее симбиотическом единстве: строит оптику до каждого дома, но если с «последней милей» проблемы, то она решается с помощью радиодоступа – связью стандарта WiMAX, Wi-Fi-мостов, радиорелейной связью и т. д. Правда, проблем добавляет и несовершенное законодательство в области лицензирования частотных диапазонов. «А вариантов беспроводных решений много. Клиенту главное, чтобы все работало», – резюмировал г-н Зузенко. Что касается безопасности «вайфайных» мостов, то, как он заметил: «Мы всего лишь транспорт, перевозим вагоны, то есть данные. Заказчик всегда может поставить по краям канала маршрутизатор с функциями шифрования». 

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 5
Александр Пьянков

Александр Пьянков, представитель компании-интегратора «Гелиос ИТ», добавил, что в настоящее время существуют решения для защиты данных в канале, сертифицированные ФАПСИ и применяемые ЦБ России и Сбербанком. «У нас есть успешный опыт защиты данных в сетях Wi-Fi», – подчеркнул он.

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 6
Вадим Цветиков

Вадим Цветиков, специалист компании Lattelecom, продолжая тему установки мачт радиорелейной связи, рассказал об особенностях размещения подобных технических объектов в Риге и Таллине, многие здания которых внесены в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО. «Мы ставим антенны на столбах и в подкрышном пространстве», – отметил Вадим Цветиков. На что Феликс Касаткин посетовал, что в России устанавливать оборудование на опорах уличного освещения затруднительно ввиду юридических сложностей: «Возьмем опору уличного освещения – она принадлежит ГУП «Ленсвет». Значит, сначала нужно согласовывать с Ленсветом размещение оборудования. А откуда питать оборудование? Уличное освещение включено только в темное время суток, а в период белых ночей отключается на полтора-два месяца. Значит, по поводу питания оборудования необходимо обращаться в Ленэнерго. К тому же именно эта опора может пойти под замену, и все надо будет начинать сначала».

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 7
Юрий Кочелаев

Но есть компании, которые занимаются практически только беспроводной связью. В частности, «Линтекс», которая строит решения «точка-многоточка» с предоставлением выделенного радиоканала для каждого клиента, а также объединяет компьютерные сети территориально разнесенных офисов по независимому защищенному радиоканалу. «Существование отдельных радиокомпаний – это сложно, – посетовал генеральный директор «Линтекс» Юрий Кочелаев. И, отвечая на вопрос, как быстро реагируют специалисты компании на поломки, сообщил: – Обычно через минуту, поскольку оборудование “висит” на мониторинге, причем зачастую раньше, чем на это реагирует клиент». Самая частая проблема –пропадание у клиента электроэнергии. «Но если проблема с оборудованием, то бригада “Линтекса” по типовой схеме прибывает не позже чем через четыре часа, причем специалисты берут запасное оборудование с собой», – пояснил г-н Кочелаев.

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 8
Илья Горбунов

Илья Горбунов, IT-директор СПбГУ, рассказал, что университет, будучи также и оператором связи, пытается подходить к решению проблем прагматично. «В частности, мы стали оператором потому, что это стало нам выгодно, – подчеркнул он. – У нас порядка 300 зданий, и если бы мы использовали услуги сторонних операторов, то тратили бы примерно в 100 раз больше денег. Это нам помогает поддерживать определенный уровень сервиса для студентов и сотрудников. Также для экономии издержек мы решили сами стать контент-провайдерами, в том числе и для других операторов связи. Например, ведем трансляцию защиты диссертаций, лекций нобелевских лауреатов и других мероприятий. К сожалению, расходы на аренду канализационных линий, где проложены наши каналы связи, не снижаются, а студентам и преподавателям мы предоставляем Wi-Fi бесплатно. Для связи площадок между собой используются десятигигабитные оптоволоконные линии связи».

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 9
Макарюк Виталий

Виталий Макарюк, ведущий инженер ГУП «Водоканал», сообщил, что для связи площадок его организация прежде всего использует оптоволокно. Для удаленных площадок применяется радиодоступ. «У нас есть своя радиорелейная сеть, развернутая на удаленных площадках, – уточнил он, ­– и мы ее используем для резервирования основной». В первую очередь «Водоканал» уделяет внимание развитию ВОЛС, достаточно дорогостоящей услуге, поэтому мы рассматриваем организацию и радиодоступа. Что касается разрешения властей на радиодоступ, то компания использует диапазон, в котором такого документа не требуется: 80 ГГц с полосой пропускания порядка 1 Гбит/c. «Радиорелейные станции в этом диапазоне частот обеспечивают устойчивую связь на расстоянии до 15 км», – уточнил Феликс Касаткин.

Беспроводные каналы связи в Санкт-Петербурге. Рис. 10
Сергей Горшенин

Сергей Горшенин, начальник IT-отдела ОАО «Светлана», рассказал, что завод заключил с операторами связи партнерские договора, в соответствие с которыми предоставляет им возможность работать на своей территории и является провайдером операторов связи. С другой стороны, завод – режимный объект, и в настоящее время проект модернизации беспроводной связи на предприятии находится в ступоре. Партнеры предлагали им поставить соты или радиорелейную связь, но ни одна организация не смогла предоставить документы ФСБ или других контролирующих органов. «Нет гарантии, что с “беспроводки” не будет сниматься информация. Можно тянуть оптические линии, но это дорого, а беспроводные технологии – хорошее решение с экономический точки зрения, но нет документов», – пояснил г-н Горшенин.

Какие решения дешевле, а какие более дорогие? Феликс Касаткин отметил, что 3G – это канал негарантированной доступности, а технология 4G, к сожалению, в качественном плане недалеко ушла от 3G. «Это решение пока не промышленное, не товарное, – отметил он. – WiMAX работает, есть неплохие решения, легкие в развертывании и не особенно проблемные в эксплуатации, но стоят они примерно втрое дороже, чем аналогичный проводной канал».

Сергей Горшенин отметил, что расчет показывает, что беспроводная связь обходится примерно втрое дороже, чем оптоволоконная при горизонте планирования несколько лет. С ним не согласен Юрий Кочелаев («Линтекс»), который сказал, что превышение составляет всего полтора раза. Феликс Касаткин резюмировал, что превышение составляет от 1,5 до 5,5 раз. И сообщил, что в год они строят от нескольких десятков до пары сотен точек доступа, поэтому достаточно изобретательны в плане выбора решения для каждого конкретного случая. «Если нам нужен “толстый” канал – 100 Мбит/с и более, а проложить его физически нет возможности, то это однозначно “релейка”, сказал Феликс Касаткин. - Если же нужен канал от 2 до 10 Мбит/с и его тоже нельзя ни проложить, ни арендовать, то используем WiMAX – надежность на тех задачах, на которых он используется, нас вполне устраивает. При этом у подавляющего большинства операторов, с которыми мы работаем, с качеством каналов все в порядке. Я достаточно скептически отношусь к реальной пользе от использования SLA: если с оператором выстроены нормальные отношения, то он и без SLA будет ответственно относиться к предоставлению услуг и ликвидации аварий. Работая с 35 операторами, мы практически не встречали случаи, когда реальная пропускная способность канала ниже заявленной. Иногда даже бывает наоборот: обещали 10 Мбит, а на деле оказывается 100. Значительно более серьезная проблема – это перерывы связи по вине третьей стороны. Например, из-за аварии на подстанции Ленэнерго без электричества остается целый район. Или строители одним взмахом ковша экскаватора порвали два-три десятка кабелей связи разных операторов. С одной стороны, вины оператора в данном случае вроде бы нет, с другой – и услугу клиент не получает. И SLA в таких ситуациях не особенно поможет», – резюмировал Феликс Касаткин.

Читайте также
Андрей Крючков, директор по развитию технологических партнерств компании «Киберпротект», — человек уникальный. Несмотря на то, что начинал свою карьеру он, по меркам рынка ИТ, еще при динозаврах, не потерял умения и желания в переменах находить новые возможности. Как он сам утверждает, каждые три-четыре года происходят изменения, которые заставляют менять подход, менять метод, для чего нужно перестраивать в том числе свои взгляды на рабочие процессы. С ним мы поговорили о текущем состоянии ИТ-отрасли в России, импортонезависимости и вызовах, с которыми сталкиваются компании в сфере кибербезопасности.

Опубликовано 15.04.2013

Похожие статьи