ГК «Мадин» ускорила производство оборудования для реабилитации
Группа компаний «Мадин» — российский производитель оборудования для медицинской реабилитации, в том числе высокотехнологичных комплексов с биологической обратной связью, аппаратов местной и общесистемной физиотерапии и грязелечебных продуктов. На производстве площадью свыше 3000 м² работают 100 специалистов, в том числе 20 сотрудников отдела научно-технического развития и НИОКР.
В ассортименте компании – более 20 видов наукоемкой продукции, в изготовлении которой задействованы две территориально-распределенные площадки. Компания осуществляет полный цикл производства: от разработки оборудования, резки и раскройки материала до изготовления элементов, требующих точности, таких как элементы экзоскелета или редукторы для двигателей, на станках с числовым программным управлением и сборки готовой продукции, которую выпускают под заказ, адаптируя медицинское оборудование под требования заказчиков.
Ранее управление производством и логистикой в компании не было автоматизировано. Отсутствовала единая для всех подразделений система нормативно-справочной информации. Чтобы зарегистрировать поступление материалов, кладовщикам приходилось уточнять в отделе снабжения, к какой номенклатурной карточке отнести товар того или иного поставщика. Не было оперативной информации о количестве подлежащих сборке комплектов и количестве изделий для сборки, о поступлении электронных компонентов, необходимых для выполнения конкретного заказа. Отпуск комплектующих в производство задерживался. На участке сбытовой логистики план продаж вели в электронной таблице, которую редактировали вручную при поступлении нового заказа или его отгрузке, этот же план служил и планом производства. Рабочие вели громоздкие рукописные отчеты по выполненным операциям. Расходы на транспортную логистику также учитывались вручную. Было сложно планировать и контролировать выпуск продукции и сроки исполнения заказов.
Необходимо было организовать своевременное снабжение производства материалами, обеспечить оперативное формирование графика производства с учетом плана продаж, улучшить планирование и работы производственного персонала. Рабочим нужны были инструменты для быстрой регистрации выпуска полуфабрикатов и готовых изделий с указанием заводских номеров и фиксацией выработки. Кроме того, необходимо было обеспечить детализированный учет транспортных расходов по статьям затрат: грузоперевозки, погрузо-разгрузочные работы, таможенное оформление.
Регламентированный учет и расчет зарплаты в группе компаний был организован с помощью 1С:ERP, для решения поставленных задач было решено задействовать не использовавшийся ранее функционал системы. Партнером по проекту стала компания Lad, которая уже несколько лет успешно сотрудничает с ГК «Мадин».Проект стартовал в июне 2020 года. Специалисты IT-компании Lad проанализировали сложившиеся бизнес-процессы и разработали функциональную модель производственного учета и логистики, которая была ориентирована на их максимальную поддержку. В системе реализовали объемно-календарное планирование продаж, производства, закупок, а также отражение производственных процессов в цифрах: запуск в производство, выпуск, выработка, сборка готовой продукции, переработка на стороне. Следующим этапом стала автоматизация управления закупками: внедрили механизм оформления заказов поставщикам с целью своевременного обеспечения потребностей под план производства. А также автоматизировали складские процессы, среди ключевых доработок – оформление поступлений на основании заказов поставщикам, оперативная передача в производство материалов и комплектующих на основании задания на производство. Чтобы упростить работу логистов – в систему добавили ряд документов: бланк заказа на сборку, заявку на доставку, отчет по транспортным расходам.
Система развернута на 40 рабочих местах на всех производственных участках радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) и запущена в промышленную эксплуатацию в октябре 2021 года. В планах тиражировать систему и на другие производственные участки: заготовительный, механический, ЧПУ, слесарный, сборочный, упаковки.
Ключевые итоги проекта
-
1С:ERP объединила работу сотрудников разных производственных участков и площадок. Это существенно сократило количество ошибок по причине несогласованности действий разных подразделений. Организовано оперативное заполнение планов продаж на основании утвержденных заказов клиентов, с проверкой по статусу отгрузки и указанием необходимых сроков. Достоверный план формируется без длинных цепочек передачи информации и доступен всем заинтересованным пользователям для дальнейшего формирования планов производства и закупок. При планировании производства грамотно оцениваются трудовые ресурсы: по видам рабочих центров, по участкам и нормо-часам, что позволяет со 100% точностью контролировать соблюдение сроков отгрузки оборудования клиентам.
Руководители производства получили возможность оперативноо контролировать загрузку рабочих центров, наличие комплектующих, деталей и узлов. Это позволяет быстро и без ущерба для рабочего процесса перестраивать сформированный план производства при возникновении срочного заказа. -
Чтобы организовать учет производства в соответствии с требованиями бухгалтерии, согласно которым остаток НЗП на конец месяца должен быть нулевым, в системе реализован альтернативный механизм учета производства по этапам: добавлен дополнительный документ «Задание на производство» под каждый тип продукции. Для этого полуфабрикаты в производстве учитываются не в цеховых кладовых, а в специально созданных в системе виртуальных складах. Перемещение в цеховые кладовые выполняют бухгалтеры по мере фиксации выпуска продукции. Это упрощает контроль себестоимости для небольшой по составу бухгалтерии предприятия.
-
Создано специализированное рабочее место — АРМ «Производство», которое позволяет точно фиксировать выработку сотрудников производства. Интуитивный интерфейс упрощает взаимодействие производственного персонала с системой: рабочий подходит к АРМу, сканирует бейдж, а также QR-код печатной формы «Задание на производство» и получает список операций, которые необходимо выполнить. По мере своей работы сотрудник указывает выполненное количество операций и подтверждает действие на экране. По выделенным финальным операциям автоматически фиксируется выпуск полуфабрикатов и готовой продукции. Регистрация выпуска полуфабрикатов и готовой продукции в режиме «онлайн» позволяет получать актуальную информацию по остаткам на складах. Кроме того, ускорился расчет сдельной заработной платы: система рассчитывает вознаграждение персоналу на основании внесенных и утвержденных мастером данных с учетом коэффициента квалификации рабочих и подготовительно-заключительного времени на партию изделий.
-
Автоматизирована регистрация поступления и выдачи материалов в производство. Ранее поступление материалов фиксировалось вручную, теперь оформление происходит автоматически на основании заказа поставщику, где уже содержится вся необходимая информация. Выдача материалов со склада выполняется в соответствии с заказом на перемещение, сформированным на основании задания на производство. В момент набора комплектующих для рабочих со склада фиксируется факт выдачи, в том числе с заменой на аналоги. Такая организация работы позволяет видеть полную картину движения комплектующих и обеспечивает 100% контроль запасов, приемки и выдачи сырья в производство. Это позволяет быстро принимать решения о возможности приема к производству срочных заказов и своевременно закупать комплектующие. На 10% сокращены простои производства по причине несвоевременной закупки комплектующих и расходных материалов.
-
Оптимизирована работа логистов. Обеспечено быстрое формирование заявок на доставку, организован точный учет транспортных расходов, которые систематизированы по их видам: стоимость грузоперевозки, погрузо-разгрузочныхх работ, таможенного оформления и др. В несколько кликов данные выводятся в удобный для менеджеров и бухгалтерии отчет по расходам с нужной детализацией. Это позволяет выявлять резервы для оптимизации затрат до 5%.
Александр Емельянов, директор ООО НПФ «Реабилитационные технологии» (ГК «Мадин»), отмечает: «Мы разрабатываем и выводим на рынок новые виды медицинского оборудования, увеличиваются объемы заказов. В какой-то момент стало понятно, что тот функционал 1С:ERP, который у нас ещё не был задействован, необходим нашим сотрудникам, чтобы объединить работу всех подразделений в одной информационной системе, увеличить скорость и качество выполнения задач. Все это стало возможным благодаря автоматизации управления производством и логистикой в 1С:ERP. На уровне менеджмента мы получили актуальные и достоверные детализированные отчеты, на основании которых принимаются управленческие решения и реализуется более гибкий подход к управлению ресурсами».