Multispace + Итилиум: отзывчивая поддержка для «умного» офиса

03.04.2023
Multispace + Итилиум: отзывчивая поддержка для «умного» офиса
Multispace + Итилиум: отзывчивая поддержка для «умного» офиса
Как добиться оперативной работы с обращениями клиентов с нулевым количеством потерянных заявок, мы расскажем на примере работы мобильного приложения по управлению умными офисами Multispace, в которую была интегрирована технология Service Desk Итилиум.

«Умный» офис: философия формата Multispace

Формат Multispace – не просто офис с кабинетами и однотипно чередующимися рядами столов в open space, который уже во многом не отвечает современным требованиям для организации продуктивной работы команды. Философия Multispace предполагает, что рабочие и коммуникационные процессы подстраиваются в первую очередь под сотрудника, а не наоборот. Человек становится ядром, вокруг которого выстраивается инфраструктура, обеспечивающая деловые, рекреационные и социальные процессы.

Рабочие пространства, которые внедрили технологию Multispace (например, Multispace Paveletskaya и Multispace Dinamo в Москве), стали прекрасной иллюстрацией «умного» офиса. Ультрасовременный и при этом эстетичный и уютный дизайн, пространства-трансформеры для работы и проведения мероприятий, шеринговые зоны с переговорными различной вместимости и оснащения, корпоративные офисы формата Agile, а еще зоны отдыха, кофейни, бизнес-гостиные, парковки и многое другое — всё это максимально доступно и управляется с помощью цифровых решений.

Разработчиком комплексных цифровых решений для активной гибридной рабочей среды — так еще называют «умный» офис — стала компания INEX Digital. Эти решения дают офисным сотрудникам мобильность и свободу от рутинных действий и таким образом повышают их эффективность, в то время как менеджмент получает инструмент для контроля и повышения прозрачности бизнес-процессов, а также значительную экономию за счет более рационального использования арендуемых площадей.

— Multispace — это пространство с богатой вариативностью и гибким набором сервисов, где сотрудники могут свободно менять локацию в зависимости от проектов и задач и реализовать самые разные запросы, даже не покидая здания, — рассказывает директор службы информационных технологий INEX Digital Олег Нечаев. — Такой подход дает возможность сместить акценты с жестко закрепленных сценариев использования пространства к более гибким и говорить о постоянном расширении и диверсификации рабочих зон. И, конечно, для управления этими возможностями требовались современные цифровые решения. Одним из таких решений стало разработанное нами мобильное приложение Multispace.

Multispace + Итилиум: отзывчивая поддержка для «умного» офиса. Рис. 1
Multispace Dinamo

Homo mobile: человек мобильный

Мобильное приложение Multispace — это высокотехнологичное цифровое решение для управления офисом и его инфраструктурой. Приложение доступно каждому резиденту (офисному сотруднику) и применяется ими не только в рабочих зонах, но и в общественных пространствах, что позволяет эффективно использовать все возможности офиса.

Через приложение резидентам доступны возможности, которые обеспечивают максимальную мобильность и оптимальную скорость получения сервиса «без лишних действий» со стороны потребителей услуг:

  • Бронирование рабочих мест и переговорных
  • Выбор типа встреч: офлайн, онлайн, гибрид
  • Поиск коллег и приглашение гостей
  • Заказ напитков, интеграция с корпоративным кафе
  • Оформление пропусков на стоянку
  • Контроль и управление мультимедиа
  • Доступ к системе локеров
  • Навигация по офису
  • Управление инженерными системами
  • Управление светом
  • Управление доступом
  • Групповые чаты
  • Поддержка в рамках оказываемых услуг
  • IT-поддержка мобильного приложения
  • Аналитика

Аналитические алгоритмы в Multispace позволяют собирать и анализировать данные по использованию сервисов Face ID, мультимедиа, системы бронирования рабочих мест, переговорных комнат и локеров, а также оценивать эффективность работы инженерных систем. Приложение отслеживает свыше 200 метрик, что дает пользователям прозрачную картину использования офисного пространства и позволяет делать прогнозы по загруженности любой зоны. Например, детальное понимание энергопотребления офиса помогает максимизировать эффективность бронирования рабочих мест, переговорных, перераспределять рабочую загрузку пространства.

Multispace + Итилиум: отзывчивая поддержка для «умного» офиса. Рис. 2
Multispace Paveletskaya

Высокотехнологичному сервису нужна правильная поддержка

Важным элементом системы управления рабочими местами, которая призвана обеспечивать быстрый и практически безупречный сервис, стал Service Desk Итилиум.

— Чтобы организовать процесс приема и решения обращений пользователей системы Multispace, — комментирует Олег Нечаев, — мы выбрали решение Service Desk Итилиум, которое позволило нам автоматизировать ключевые для поддержки процессы — управление каталогом и уровнем услуг, управление запросами на обслуживание, управление инцидентами и управление проблемами.

Мобильное приложение Multispace и система Итилиум работают в симбиозе с ноября 2022 года. Для решения обращений постоянно растущего числа резидентов к системе подключились более 30 технических специалистов, участвующих в обеспечении работы системы Multispace на 1-й и 2-й линиях поддержки. Резиденты взаимодействуют исключительно с мобильным приложением, а вот работу профильных специалистов бэк-офиса организует Service Desk Итилиум — это подразделения технической поддержки пользователей, разработки, администрирования сетевой и вычислительной инфраструктуры.

До внедрения Service Desk ИТ-специалистам приходилось обрабатывать заявки в почте, сводить отчеты в Excel и осуществлять поддержку ad hoc. Это не оказывало значительного влияния на качество ИТ-услуг на этапе стартапа, однако не давало топ-менеджменту высокотехнологичной компании обеспечить требуемый уровень прозрачности и выйти на желаемый темп роста.

— В конце прошлого года наш продукт вышел в активную фазу масштабирования, — объясняет Олег Нечаев. — Это неразрывно связано с развитием и заполнением офисных пространств Multispace новыми резидентами, которые хотят пользоваться системой управления интеллектуальными рабочими местами. Число пользователей мобильного приложения за последние полгода выросло с примерно 1100 до 5200, а начиная с весны 2023 года мы ожидаем их увеличения до более чем 6000 человек.

Клиентов стало гораздо больше, и внутренние требования к качеству и скорости техподдержки повысились. Чтобы отслеживать качество предоставляемых услуг (сейчас это решено с помощью SLA) и маршрутизировать заявки по всем уровням поддержки, нужен был простой, понятный и гибкий Service Desk, который позволил бы отслеживать жизненный цикл обращений с момента их поступления до разрешения и оценки в рамках одного окна.

— Нам нужен был Service Desk с эталонной типовой процессной моделью, которая позволит нам запустить все необходимые процессы «из коробки», — комментирует Олег Нечаев. — Для нас было важно не выдумывать колесо, а взять преднастроенный методологически верный продукт и быстро его запустить. В ходе подбора платформы мы изучили 5–6 самых разных решений — на базе 1С, open source, импортные и отечественные варианты. В итоге остановились на российском Service Desk Итилиум, потому что система позволяла нам развернуть правильную по всем параметрам модель сервиса в кратчайшие сроки — внедрение заняло всего 2 недели.

Критерии, которые повлияли на выбор Service Desk:

  • Легкая интеграция с другими продуктами 1С (как и у многих, финансовые процессы компании автоматизированы в 1С)
  • Простота интеграции с приложениями, Telegram-ботом, порталом самообслуживания
  • Работа с несколькими почтовыми ящиками
  • Возможность доступа в систему внутренних и внешних пользователей
  • Настройка процессов в системе методом workflow
  • Возможность расчета стоимости услуг
  • Открытый код, что дает возможность доработки при необходимости
  • «Процессы из коробки» без сложной кастомизации
  • Предлагается сопровождение разработчика при внедрении, что нивелирует риски
  • Ну и, наконец, лицензирование, которое обеспечивает возможность легкого масштабирования

Как работает симбиоз решений Multispace + Итилиум

Multispace и Service Desk Итилиум объединены за счет интеграции, выполненной через API. Пользователи обращаются в поддержку через мобильное приложение, видят в смартфоне статусы своих обращений, переписку по ним, а также при необходимости могут вернуть заявку на доработку. В планах — добавить в приложение функционал оценки за выполненное обращение, который доступен в Итилиум и является одним из базовых для ITSM-решения.

Какого рода обращения поступают в систему? Есть две волны обращений. «Первая волна» связана с заездом в офисные пространства — на этапе знакомства с «умным» офисом резиденты активно обращаются за разъяснениями (в первую очередь, те, кому проще написать в поддержку, нежели прочесть инструкцию). Следующая волна — назовем ее «волной стабилизации» — когда резиденты обращаются с запросами по предоставляемым сервисам.

Координатор — новая роль для работы с системой Итилиум. Для выделенной группы специалистов, которые занимаются маршрутизацией заявок, попадающих в Итилиум, создана особая роль — координатор. Задача координатора — верифицировать пользователя (подтвердить, что он является резидентом и зарегистрирован в системе либо при необходимости зарегистрировать его), выбрать услугу и состав услуги, после чего обращение автоматически маршрутизируется на требуемую группу исполнителей в соответствии с SLA. От состава услуги напрямую зависит время решения обращения. Для возможности фиксации плановых и фактических трудозатрат по каждому сотруднику, который выполняет определенные технические работы в рамках обращения, используются наряды.

SLA и каталог услуг. Итилиум позволяет применять многоуровневый каталог услуг, который поделен на бизнес-услуги и технические услуги. Для каждого типа услуг прописан их состав, общий список включает 212 позиций. В числе основных бизнес-услуг — BI-аналитика, которая отражает то, как резиденты пользуются офисными пространствами, инженерные системы, сетевая инфраструктура, локеры, мультимедиа, бронирование переговорных, система безопасности, сервисы для новых пользователей, использование мобильного приложения в смартфоне или веб-интерфейсе и многое другое.

— Когда мы создавали каталог услуг, сразу пошли по стандартному пути, который команда Итилиум рекомендует при внедрении, — рассказывает Олег Нечаев. — Использование системы нарядов позволяет нам не только ускорить выполнение обращений резидентов и привязать их к SLA, но и собирать аналитику по трудоемкости работ, чтобы в дальнейшем их нормировать и отслеживать показатели личной эффективности специалистов.

База знаний. В настоящее время команда Multispace использует систему Wiki JS – в ней хранится систематизированная библиотека инструкций, которыми активно пользуются техническая поддержка и разработчики. Сюда поступает вся информация об изменениях и развитии функционала приложения, а также мануалы как по настройке программ, так и по консультированию резидентов по самым разным вопросам (от бронирования помещений и управления локерами до времени работы кухни).

Отчетность. Итилиум формирует два уровня отчетов, которые были настроены в ходе внедрения.

  • Отчет, который содержит аналитику по динамике обращений, демонстрирует, сколько задач было зарегистрировано, закрыто, «в работе» в целом, а также в разбивке по каждому из клиентов и по типам услуг. Отдельно представлена диаграмма, отражающая показатели обращений в техподдержку по работе мобильного приложения.
  • Отчет по SLA показывает общую динамику объемов оказанных услуг и дает возможность посмотреть разбивку по клиентам и по услугам. Кроме того, ведется и анализируется реестр незакрытых обращений — бэклог задач поддержки со статусом «в работе».

— Анализ отчетности напрямую влияет на эффективность службы поддержки. Раз в неделю мы встречаемся с топ-менеджерами, отчитываемся о состоянии сервиса на основе сводных данных, — поясняет Олег Нечаев. — Отчеты поступают на почту как руководителям INEX Digital, так и управляющим пространств Multispace Paveletskaya и Multispace Dinamo, что позволяет нам всегда быть в едином информационном контексте и правильно выстраивать взаимодействие с клиентами.

Территориальные границы сервиса. Два пространства Multispace находятся в Москве и обслуживаются находящимися в России специалистами ИТ-команды. Кроме того, «умные» офисы, обслуживаемые INEX Digital, расположены на Кипре и в Дубае и получают удаленную поддержку.

Multispace + Итилиум: отзывчивая поддержка для «умного» офиса. Рис. 3
Multispace Dinamo

Прозрачность, управляемость, масштабируемость

Можно выделить следующие результаты автоматизации ITSM-процессов для поддержки мобильного приложения с интеграцией Service Desk Итилиум.

Время реакции на обращения сократилось с 1 рабочего дня до 15 минут. Если раньше заявки приходили специалистам поддержки на почту и разбирали их примерно так же, как обычно разбирают почту — несколько раз в день, то сейчас в SLA установлены жесткие требования по скорости реакции: 15 минут. «Реакция на обращение» означает, что координатор увидел заявку в Итилиум, указал услугу и ее состав, перевел обращение в статус «В работе», и оно направлено ответственному исполнителю.

Инициатор обращения всегда в курсе дел по своей заявке. Коммуникация с пользователями приложения по почте представляла собой непрозрачный процесс, в то время как сейчас заявку можно не только сразу зарегистрировать, но и просмотреть статус ее выполнения и пообщаться с техподдержкой прямо в мобильном приложении. Новый принцип работы удобен и самим специалистам поддержки: история общения по обращениям хранится в Итилиум и не теряется.

Число потерянных заявок и заявок-дублей сведено к нулю. Заявки не теряются, а если пользователь отправляет одну и ту же заявку и в приложении, и по почте, координатор отрабатывает дубли, чтобы они не искажали статистику.

Повысилась пропускная способность. Техподдержка не может пропустить заявку, и при этом готова принять и обработать практически неограниченное число обращений. Сейчас ежедневное количество заявок — около 20–30 в сутки, в период пиковой нагрузки при заезде резидентов в офисы ожидается увеличение числа заявок до 100+ ежедневно.

Ускорилось решение обращений. Соглашение об уровне услуг задает техподдержке рамки, которых нужно придерживаться, чтобы обеспечить ожидаемое качество сервиса. В зависимости от правил, прописанных в SLA, предусмотрены 3 категории срочности выполнения заявок: в течение 2, 4 и 16 рабочих часов. Если ранее предельный срок решения был 5 рабочих дней, то теперь — не более 2–3 суток.

Накапливается статистика для управленческих решений. Работа с нарядами в Итилиум позволяет адекватно оценивать трудоемкость всего процесса технической поддержки по продукту. Сейчас идет этап первоначального накопления статистики. Исходя из полученных данных можно будет принимать решения о численности сервисных служб, что необходимо для масштабирования бизнеса без снижения качества ИТ-услуг.

В планах — подключение к Service Desk третьей линии поддержки (включая АХО, клининг, обслуживание инженерной инфраструктуры) и организация в Итилиум прозрачного релиз-менеджмента для кастомизированной ERP-системы на платформе 1С, которой пользуется компания. Помимо этого, рассматривается возможность включения в контур автоматизации и системы мониторинга, которая позволит отслеживать состояние инженерного и ИТ-оборудования и вести документирование — историю обслуживания и решения инцидентов.

Похожие статьи