Кейс проекта внедрения IT-решения на пищевом предприятии

22.06.2022
Мы собрали в один материал опыт нашего клиента – производителя цельномолочной продукции «Княгининское молоко», по автоматизации оперативного учета в рамках сразу нескольких предметных областей.
Коллеги, вступайте в телеграм-чат с экспертами цифровизации пищевой отрасли: https://t.me/standart1c

Три отдельных проекта, перед каждым из которых стояли свои цели, каждый из которых принес свою ощутимую пользу бизнесу.  

Расскажем о каскаде совместных проектов Константы и "Княгининского молока", позволивших решить разноплановые задачи предприятия по автоматизации оперативного учета из одного окна и на едином отраслевом комплексном решении.   

Задачи предприятия 

  • Организация партионного учета и прослеживаемости от сырья до готовой продукции 

//Продиктовано требованиями со стороны ГИС «Меркурий» об обеспечении детальной прослеживаемости по всем производственным переделам 

  • Обеспечить развитие нового функционала системы, востребованного бизнесом, который не обеспечивает текущая платформа 

//Ориентация на перспективные требование к ИТ-системе, характерные для молочной промышленности 

  • Обеспечить возможность обновления платформы ИТ-системы под изменения требований регламентированного учета и отчетности  

//Обусловлено сменой поколений программных продуктов «1С» 

Разработка концепции развития платформы IT-системы 

1. Формирование набора задач в разрезе бизнес-функций 

Первым шагом специалисты Константы совместно с представителями заказчика провели анализ набора функций бизнеса и соответствия текущего уровня их автоматизации потребностям предприятия. Это позволило нам выделить задачи, которые необходимо решить в рамках проектов автоматизации. 

2. Выбор программных продуктов для решения сформированного набора задач 

Далее актуальные потребности предприятия были сопоставлены с возможностями представленных на рынке программных продуктов. Для решения задач оперативного учета на производстве, складского учета и интеграции с ГИС были выбраны отдельные модули отраслевого программного продукта «ERP4Food». Для регламентированного учета – «1С:Бухгалтерия предприятия 3.0». 

3. Оценка объема ресурсов и формирование дорожной карты проектов 

На завершающем этапе формирования концепции развития IT-системы была проведена оценка набора и объема ресурсов (временных, человеческих, финансовых) для решения заявленного набора задач. А также соотнесение их с текущими возможностями предприятия. В результате были выделены и взяты в работу проекты в которые входили наиболее приоритетные задачи – задачи первого порядка. 

Документ, который мы получили в итоге проделанной работы по формированию концепции развития IT-системы, нес в себе ценность как для представителей ТОП-менеджмента, так и руководителя IT-подразделения предприятия. Высшее руководство получило понимание объема ресурсов, в том числе финансовых затрат, необходимых для решения поставленных задач. А также их временную оценку. IT-директор увидел пошаговый план работ, набор ресурсов и перечень инструментов, который потребуется ему для реализации каждого проекта в отдельности. 

Дорожная карта мультипроектной работы 

  1. Внедрение MES-системы оперативного учета на производстве на базе «ERP4Food» 
  2. Атоматизация процессов клиентского сервиса на базе «ERP4Food» 
  3. Интеграция с системой «Честный знак» на базе «ERP4Food» 
  4. Автоматизация бухгалтерского и управленческого учета на базе «1С:Комплексная автоматизация» 

Поговорим подробнее о каждом. 

Внедрение MES-системы на производстве 

Польза отраслевой специфики продукта 

"На момент разработки концепции развития IT-системы предприятия оперативный учет на производстве велся в ручном режиме (бумажные журналы + Excel). Поэтому, чтобы грамотно сформировать требования к системе и понять, «чего хотеть» от автоматизированного инструмента учета, нам была необходима помощь со стороны экспертов. Наличие у Константы решения, адаптированного под отрасль и не раз протестированного на предприятиях, схожих с нашим, сильно облегчило нам задачу",   Виталий Блинников, руководитель ИТ-подразделения АО «Княгининское молоко».

Задачи проекта 

  • Автоматизировать оперативный (ежесменный) учет выработки продукции и использованных сырья и материалов по этапам производства; 
  • Обеспечить оперативный контроль за соблюдением баланса жира и белка по входам и выходам на каждом этапе производства в соответствии с заданными критериями баланса; 
  • Обеспечить достоверную информацию об остатках продукции в разрезе партий; 
  • Автоматизировать учет результатов лабораторных анализов (электронный журнал анализов); 
  • Обеспечить прослеживаемость входимости партий сырья и материалов в готовую продукцию.  

Необходимость адаптации к новому формату учета 

"Чтобы освоить новый формат работы с данными, требовалось время. Однако, благодаря опыту и профессионализму специалистов Константы не только в разработке отраслевых IT-продуктов, но и в проектных технологиях, нам удалось достаточно быстро встроить MES-систему в регулярную деятельность предприятия", - Виталий Блинников, руководитель ИТ-подразделения АО «Княгининское молоко».

Результаты проекта 

  • Учет и анализ работы производства переведен из ручного формата в автоматизированную информационную систему 
  • По каждому учетному переделу автоматизирован оперативный учет выпусков и движения сырья и полуфабрикатов 
  • Автоматизирован учет лабораторных анализов партий сырья и продукции на каждом производственном переделе – электронный журнал лабораторных анализов 
  • Организован партионный учет производства и прослеживаемость партий сырья в партиях готовой продукции 
  • Настроены отчеты по анализу молочного баланса контроля потерь, анализа выходов 

Автоматизация процессов клиентского сервиса

Новая система как инструмент развития предприятия 

В отличии от производственного учета, клиентский сервис уже был автоматизирован. Однако возможности старой системы уже не покрывали растущих потребностей предприятия. Кроме того, устаревание платформы повлекло за собой сложности с обновлениями программного продукта. В рамках проекта было необходимо перейти на новую обновляемую платформу и усовершенствовать функционал системы. 

Задачи проекта 

Разработать и внедрить автоматизированную информационную систему для оперативного управления складской и транспортной логистикой, документооборота и интеграции с ГИС Меркурий.  

Переход на нового EDI провайдера 

Одной из задач в рамках проекта автоматизации клиентского сервиса была смена EDI-провайдера на предприятии заказчика. Из-за этого сильно вырос объем доработок в системе, а необходимость выстраивания трехсторонней коммуникации определенным образом усложняла проект. Однако, благодаря отработанной проектной технологии и заранее выстроенному плану шагов в рамках каждого этапа проекта, эти аспекты никак не сказались на итоговом результате. 

Результаты проекта 

  • Осуществлен перенос функционала системы заказчика с платформы 1С:7 на обновляемый отраслевой программный продукт ERP4FOOD 
  • Автоматизирована работа с обрезкой заказов 
  • Дополнен перечень формируемых в системе отчетов 
  • Автоматизирована операция разбивки продукции по палетам 
  • Настроена печать путевых листов 
  • Организована пакетная печать документов 
  • Осуществлен переход на нового EDI-провайдера 

Комментарий 

Благодаря внедрению модуля интеграции с ГИС Меркурий, процесс выписки документов (гашение входящих, формирование производственных и транспортных эВСД) ускорен в 4 раза. 

Интеграция с системой «Честный знак» 

Своевременный старт проекта с четким дедлайном 

В рамках концепции развития IT-системы предприятия нами была разработана подробная дорожная карта проектов первой очереди. Благодаря этому мы заранее спланировали работы по другим проектам и подогнали сроки их завершения под своевременный старт проекта по Честному знаку. В результате у нас осталось время на планомерную разработку системы (а не в режиме аврала, как это было со многими переработчиками молока), и на размеренное вдумчивое тестирование ее работы совместно с заказчиком. 

Задачи проекта 

В рамках модуля «1С:Честный знак» организовать автоматизированное исполнение следующей цепочки операций: 

Полная автоматизация процесса отправки отчета о нанесении после учета выпуска продукции  

Ранее у клиента уже была настроена интеграция между «ERP4FOOD» и ГИС “Меркурий”. Это существенно упростило настройку передачу эВСД из «ERP4FOOD» в ГИС “Честный Знак” в рамках текущего проекта. Стоит отметить, что использование в одной системе модулей обмена с Честным знаком и Меркурием позволило полностью автоматизировать процесс отправки отчета о нанесении после учета выпуска продукции. 

Результаты проекта 

  • Реализован функционал по автоматическому получению эВСД из ГИС “Меркурий” и передача эВСД в модуль “1С: Честный знак” 
  • В системе формируются задания на смену, производится обеспечение кодов под эти задания 
  • Разработан и настроен функционал по печати этикеток Datamatrix на принтере и обработке результатов ручной верификации 
  • Реализован функционал по заказу кодов для внешней типографии 
  • В системе настроен обмен с системой “Честный знак” всеми основными сообщениями
Автор статьи: Вячеслав Олонцев, руководитель проектов компании "Константа. Цифровизация бизнеса".

Похожие статьи