Как будет развиваться рынок NGFW в ближайшие 2-3 года?

26.01.2024
Как будет развиваться рынок NGFW в ближайшие 2-3 года?

Предоставлено компанией Ideco. Автор: Артем Билер

Мнения экспертов относительно перспектив NGFW разделились. Одни считают, новичкам здесь не место, другие говорят, что компании продолжат расти и расширяться.

Директор компании Ideco Дмитрий Хомутов рассказал, как он видит рынок в ближайшем будущем.

По оценке руководителя отдела продвижения продуктов "Кода Безопасности" Павла Коростелева, до февраля 2022 г. на рынке межсетевых экранов нового поколения было лишь три игрока, которые предлагали универсальные продукты. Однако к концу 2022 г. количество выросло до 15. Сколько игроков появилось в 2023 году? Можно ли считать, что между ними существует высокая конкуренция?


Да, количество компаний растет. «Старички» на рынке - «Код Безопасности», UserGate, «ИнфоТеКС», Ideco. Из тех, кто появился, это InfoWatch, Zecurion, «Ростелеком-Солар». Некоторые игроки анонсировали свои продукты, но пока не представили их релизных версий, например, Positive Technologies. И есть те, кто анонсировали, но не назвали сроки выхода, например, «Лаборатория Касперского».
Мы стремимся расти быстрее рынка и чувствуем себя достаточно хорошо. Но сейчас речь не идет о конкуренции между российскими решениями. Главное, это выполнение необходимых требований заказчиков Enterprise-сегмента, которые переходят с зарубежного ПО. И здесь главный фактор - кто лучше эти требования выполнит. Это становится важнее, чем наличие российских конкурентов. Западные решения, ранее широко представленные в Enterprise-сегменте (например, Fortinet, Cisco) могли выполнить эти требования, потому что развивались не один десяток лет и имели большие команды разработчиков.


По словам замглавы Минцифры Александра Шойтова, на российском рынке продуктов для информационной безопасности было не более 40% отечественных решений, сейчас это 90%. Согласны ли вы с такой оценкой? Действительно ли доля иностранных вендоров так резко снизилась?


Я могу говорить только о сегменте рынка информационной безопасности, с которым мы работаем, — это межсетевые экраны нового поколения. В них настолько быстрого импортозамещения не произошло. Скорее так: было 20% российских решений, стало 60%, а 40% остается зарубежных вендоров. 90%, на мой взгляд, несколько завышенная цифра.


Данные, которые вы используете, – это официальная статистика? Или ваша точка зрения, подкрепленная опытом?


Да, это статистика, которую мы собираем, опираясь на данные партнеров и информацию по итогам выручки компаний за 2023 год. Нужно учесть, что зарубежные решения продаются по разным схемам, поэтому совсем точно оценить сложно.


Согласно данным исследования компании К2Тех, 60% российских организаций рассматривают возможность применения китайских средств защиты информации. В сегменте NGFW эта доля достигает 70%. Каким образом, на ваш взгляд, это может повлиять на развитие российского продукта?


Да, действительно, сейчас многие рассматривают китайские решения. Но рынок сильно драйвит импортозамещение, которое попадает под Указ №250 Президента России. В связи с этим компании из Китая не могут осуществлять свою деятельность. Например, Huawei официально в Россию сейчас не поставляется. Существуют, конечно, разные схемы, но это не позволяет системе, связанной с дистрибьюцией продукта и защитой сделок, работать нормально. Я считаю, что китайские решения на российский рынок сильно не влияют, но какая-то конкуренция извне должна быть – это хорошо.


Предположим, у компании стоит продукт зарубежного вендора, который используется до сих пор. Какие-то риски с точки зрения безопасности могут возникнуть?


Главный риск – у таких решений отсутствует поддержка, прежде всего обновление баз фильтрации. Есть способы, которые используют некоторые компании, — получение нелегального IT баз. Но адреса могут постоянно меняться, и актуальность этих баз становится сомнительной. Если же не обновлять, межсетевой экран нового поколения превращается в межсетевой экран первых поколений, то есть он не защищает от новых угроз, он позволяет осуществлять лишь пустую фильтрацию.
Второй риск. Раньше производители поддерживали устройство гарантией и физической целостности и быстро заменяли оборудование. В данный момент поддержки нет, и в случае какой-то аварии, например, сломалось железо, замена может занять очень длительное время.


Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок продуктов информационной безопасности в России?


Мы видим, что появляются новые игроки на рынке межсетевых экранов нового поколения, поэтому «старички» стремятся быстро улучшать свои решения. Я думаю, в ближайшие 2-3 года продолжится активное развитие российских продуктов разными вендорами. Это как пятилетку за три года – примерно такими темпами. Если, конечно, не изменится внешняя ситуация.

С точки зрения вклада нашей компании, мы планируем создать российский межсетевой экран нового поколения, который не уступает по характеристикам западным вендорам, но в то же время может быть интегрирован в российскую систему продуктов безопасности. В частности, мы уже сделали интеграцию с отечественными ОС на базе Linux. Также будем продолжать работать с российскими вендорами по информационной безопасности. Сейчас очень важная задача для нас всех – создать такие решения, которые были бы не хуже, а даже лучше зарубежных.