Как найти идею и создать инновационный продукт: пошаговая инструкция

Логотип компании
Как найти идею и создать инновационный продукт: пошаговая инструкция
Спрос на технические новшества будет всегда, ведь, решив проблему, мы не останавливаемся, а переключаемся на поиск более совершенных альтернатив.

C инновациями связаны успехи почти всех современных компаний, будь то гиганты типа Procter & Gamble и Siemens или маленькие ИТ-стартапы. Спрос на технические новшества будет всегда, ведь, решив проблему, мы не останавливаемся, а переключаемся на поиск более совершенных альтернатив. Гонка продолжается. Для бизнеса такой подход наиболее характерен – инновации помогают компаниям оставаться конкурентоспособными. В среднем R&D-отделы тратят от 1 до 5% выручки компании. Есть и исключения: например, Qualcomm тратит 20% выручки на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Новые разработки не только увеличивают продажи, но и повышают капитализацию компании, – а на этот показатель инвесторы смотрят в первую очередь. Другими словами, если вы запустили на рынок инновационный продукт, то, даже будучи в убытке, можете оставаться привлекательными за счет экспоненциального увеличения продаж и роста капитализации. Мы, например, тратим на внутренние разработки порядка 2-3 млн рублей (2-3% выручки) в год.

Как же стать инноватором на рынке?

Первый шаг: поиск идеи

Хорошая идея — половина успеха. Подумайте, какой продукт может выстрелить на рынке. Устройте мозговой штурм, исследуйте поведение ваших потенциальных потребителей, изучите конкурентов с разных сторон. Здесь важно тонко настроить психологию и настроение в коллективе. Творческий процесс не терпит строгой иерархии – свобода мысли и право голоса должны находить поддержку и поощрение. Если у вас уже налажено производство одного или двух продуктов и все идет хорошо, это вовсе не означает, что вы будете столь же эффективны в поиске новых идей. Команды по разработке новых решений есть далеко не во всех компаниях, но и они не дают гарантий. Для эффективного поиска идей в такую команду должны входить руководители проекта, менеджеры продаж, маркетологи, конструкторы, дизайнеры, электронщики.

Собрали пул идей? Теперь фильтруйте их: протестируйте на фокус-группе, проведите серию интервью или опросов, поймите, как будущие пользователи отнесутся к вашей идее, что их беспокоит, а что вдохновляет. Пропустите решение через рыночный анализ, посмотрите на конкурентов. Подумайте, насколько перспективен и реализуем ваш проект, оцените бюджет. Обычно из сотен идей, сгенерированных командой, на выходе остается одна, максимум две жизнеспособных.

На одном из предметов во время учебы в MIT нас заставляли искать новые идеи, наблюдая за людьми в их естественных условиях – в магазинах, кафе, в транспорте и т. д. Проведя несколько часов за этим занятием, обязательно находишь что-то, что может улучшить экспириенс. После возвращения студентов в класс обнаруживалось несколько сотен идей, часть которых потенциально была способна превратиться в инновационные продукты.

Второй шаг: концептуальное проектирование

Время подключать к работе промышленных дизайнеров. Но не спешите от них требовать эскизы — сначала творческой команде нужно исследовать потребительский опыт, сценарии использования разрабатываемого продукта и т. д. И уже потом, когда определятся основные гипотезы и сформируется портрет потребителя, стоит приступать к дизайн-концептам. Мы делаем эскизы, прорабатываем десятки вариантов и не ограничиваем себя скоростью (наброски от руки делаются гораздо быстрее, чем 3D-модели). Как правило, финальному дизайн-проекту предшествуют три-пять итераций с уточнениями от пользователей, экспертов и заказчиков. Затем получаем информацию по всему жизненному циклу продукта: как он смотрится в магазине, что покупатель чувствует, когда открывает коробку, как включает устройство, как оно работает в разных руках и пр. И, конечно, определяемся со стилевым направлением продукта.

Мой опыт общения с заказчиками показывает: донести ощущения и внешний вид будущего продукта получается лучше всего как раз через эскизы. Это отличный способ коммуникации твоих идей и видения, который никогда не будет заменен компьютером.

Третий шаг: финализация концепции

На предыдущем этапе мы заложили ДНК продукта. Это означает, что корректировки и небольшие изменения все еще могут вноситься, но концептуально продукт остается неизменным. На этот раз мы разрабатываем окончательную, но по-прежнему дизайнерскую (не готовую к производству) 3D-модель. Здесь же формируем все графические материалы, которые демонстрируют продукт и его преимущества: фотореалистичные рендеры в среде, лаконичные и емкие сообщения потребителю. Показывая продукт, мы хотим ненавязчиво, но точно его позиционировать и аккуратно расставить акценты. Сделать качественные рендеры непросто: правильно настроить сцену, наложить текстуры, грамотно расположить продукт могут только профессионалы. От подачи материалов зависит узнаваемость продукта, желание потребителя его купить, а в конечном счете и решение инвестора вкладываться в продукт или нет. На этом этапе главный конструктор проекта активно включается в работу.

Хотя данный пункт может быть принят как «абсолютное окружение» для инвесторов и покупателей, зачастую его используют для обмана: то есть показывают красивые картинки, а в реальности все выглядит или работает намного хуже. В жизни мы встречали подобное не раз – соковыжималка Juicero и фитнес-браслет Jawbone тому примеры. Не зря Дитер Рамс, один из известнейших промышленных дизайнеров, говорил, что «дизайн должен быть честным».

Четвертый шаг: превращение дизайна в жизнь

На этой ступени главная роль переходит к инженерам-конструкторам, которые оформляют дизайнерскую модель и все наработки в соответствии с технологическими возможностями, оптимизируют все детали изделия для снижения материалоемкости, массы и габаритов. Другими словами, делают так, чтобы продукт «ожил». Результат работы конструкторов передается в опытное или серийное производство, где изготавливают пилотную партию для испытаний. Сами испытания могут быть внутренними и внешними, если того требует законодательство. Например, все медицинские изделия и техника обязаны получить регистрационное удостоверение Росздравнадзора, то есть пройти испытания на механику, токсикологию, электробезопасность и т. д. При разработке конструкторы проводят внутренние испытания изделия. Скорее даже не испытания, а эксперименты для поиска решений, отработки механизмов и проверки деталей.

Когда мы разрабатывали внутримышечный медицинский инжектор «Комарик», а он довольно сложен, у нас ушел год на то, чтобы снизить его себестоимость. В итоге в финальном образце, который пошел в производство, получилось реализовать весь функционал с 15 уникальными деталями – вместо 24 в предыдущей итерации. Это и есть оптимизация и превращение дизайна в жизнь.

Пятый шаг: организация серийного производства

Чаще всего эта работа ложится на плечи контрактной фабрики. Если она, например, в Китае, важно иметь там своего представителя (желательно китайца) для проверки качества и контроля над всеми проблемами. Поначалу их будет очень много — от несоблюдения материалов и технологий, до грубого вмешательства в конструктив с целью извлечения выгоды.

В 2018-м мы ездили в города Дуангунь и Шэньчжэнь и поразились количеству там фабрик. Маленьких, средних, больших, тех, что занимаются только прототипированием, и тех, что осуществляют серийное производство. Красивых и современных – и, наоборот, старых и грязных. Они буквально заполнили весь пригород. При этом логистика в Китае сверхбыстрая: любой компонент даже в штучном виде могут доставить за один день. Тем, кто планирует запускать в производство какое-либо изделие, советую туда съездить и посмотреть всё своими глазами. Очень интересно и полезно.

Как правило, все участники проекта коммуницируют сквозным образом на протяжении всего процесса. То есть конструктор видит первые шаги дизайнеров и может их комментировать, а дизайнер вовлечен в работу конструктора и проводит авторский надзор. Тем не менее степень загрузки каждого может сильно различаться на том или ином отрезке. По нашей оценке, команда по запуску изделия средней сложности, например персонального гаджета (с корпусом, кнопками, экраном и датчиками) состоит из пяти-семи человек.

Безусловно, эта «инструкция» не гарантирует успеха, но описанный порядок действий существенно повышает ваши шансы. Будьте готовы: замедлить процессы могут внутренние обстоятельства и правила, молодые «побеги» могут обрастать бюрократией и документами (например, техническими заданиями, диаграммами Ганта и т. д.). Ваша задача — сохранить главную суть и держаться концепции, в которой потребитель на первом месте.

Читайте также
Социальные сети, экспертные сообщества и порталы сейчас все масштабнее входят в жизнь различных профессиональных направлений деятельности. И для развития CIO эти инструменты также применимы и достаточно востребованы. Получился некий чек-лист, но уверен, он будет даже удобнее для восприятия.
Начну с того, для чего необходимо развитие личного бренда ИТ-директору. Причин несколько, и все они крайне важны.

Опубликовано 14.04.2020

Похожие статьи