ПрактикаМир технологий

Смартфоны нашего времени: от гонки мегапикселей к конкуренции экосистем

Александра Криницкая | 02.09.2020

Смартфоны нашего времени: от гонки мегапикселей к конкуренции экосистем

Парадоксально, но мы вплотную подошли к ситуации, когда выбор смартфона все меньше зависит от свойств самого устройства.

Парадоксально, но мы вплотную подошли к ситуации, когда выбор смартфона все меньше зависит от свойств самого устройства. Смарт-часы, с которыми вы совершаете вечерние пробежки, бренд вашего ноутбука, количество купленных приложений в том или ином маркете, модель беспроводных наушников – все это в совокупности и определит, чей логотип будет на вашем новом смартфоне.

Характеристики больше «не продают»

Еще недавно главным критерием выбора нового смартфона были количественные параметры. Бренды первого эшелона, владеющие собственными центрами разработки и приоритетным доступом к новейшим чипсетам от Qualcomm, уверенно доминировали в гонке гигагерц и мегапикселей.

Со временем стало очевидным, что дальнейшее наращивание параметров уже не дает кардинально нового пользовательского опыта. Зачем покупать смартфон с условным приростом производительности на 30%, если текущая модель вполне устраивает и поддерживает все современные игры? Зачем тратиться на флагман с четырьмя камерами, если и трехкамерный покрывает ваши потребности по части фотосъемки? В то же время сократился технологический разрыв между топ-брендами и еще вчерашними аутсайдерами. Сегодня Xiaomi, Oppo или Vivo вполне способны предложить смартфон на новейшем чипсете от Qualcomm и с самым передовым фотосенсором от Sony раньше лидеров рынка.

В результате объективные величины, которые можно посчитать или измерить независимыми бенчмарками, все чаще проигрывают простым человеческим эмоциям и субъективному «удобно». Пользователя интересуют не столько характеристики, сколько реальный опыт эксплуатации: преемственность интерфейса, привычный набор сервисов и приложений, а также удобное взаимодействие смартфона с другими устройствами.

В комфортном плену экосистемы

По сути, вендоры пришли к тому пути, который изначально выбрала для себя Apple. Купертиновцы всегда неохотно говорили о «железе», а в количественных параметрах нередко были в роли догоняющих. Однако это не помешало им стать трендсеттером на рынке смартфонов и продавать устройства с самой высокой маржой. Дело в том, что Apple первой начала рассматривать смартфон как часть экосистемы: собственные процессоры и оптимизированная под них оболочка, свой магазин приложений, уникальные аксессуары и ставка на максимально удобное взаимодействие в связке «компьютер-планшет-смартфон-часы-наушники».

Нечто подобное с недавнего времени повторяет Huawei, начав (пускай под давлением санкций) развивать собственный магазин AppGallery в противовес Google Play Market. А интерфейс смартфонов Huawei и Honor уже лишь отдаленно напоминает классический Android – китайцы переосмыслили многие вещи и фактически создают свою мобильную платформу.

Созданием собственной экосистемы устройств не первый год занимается и другой китайский гигант – Xiaomi, Сегодня в его порфолио огромный ассортимент – от ноутбуков до часов и фитнес-браслетов, «умных» лампочек и зубных щеток. Ну а управлять всем этим парком предлагается с помощью смартфона через соответствующие приложения.

img

Не отстает и Samsung. На недавнем Galaxy Unpacked 2020 ее новинки были представлены как «новые устройства экосистемы» – таким образом, акцент был смещен от Galaxy Note 20 в сторону сопутствующих продуктов и их взаимодействия друг с другом. В таком подходе кроется огромный потенциал: если у вас есть часы от Samsung, фирменный стилус S Pen, приложения из фирменного маркета и беспроводные наушники, функциональность которых в полной мере раскрывается лишь в связке с фирменными же телефонами, то смартфон какой марки вы, вероятнее всего, купите? По-моему, ответ очевиден. Даже если этот аппарат не будет нести в себе технологических преимуществ, привязка к экосистеме бренда определит выбор.

Смартфоны станут дороже, но менять их будут реже

В силу объективных причин начало 2020 года было провальным для большинства производителей смартфонов – продажи упали. Впрочем, это едва или изменит устойчивую тенденцию последних лет к росту средней стоимости устройства. Особенно это касается флагманских моделей, цена которых уверенно перешагнула отметку в $1000 и покоряет новые высоты. Но есть и хорошая новость – покупать новые смартфоны пользователи станут реже. Жизненный цикл устройства растет, а сворачивание гонки количественных параметров сделало ежегодную замену смартфона на новую модель совершенно неоправданной с точки зрения здравого смысла: в большинстве случаев вы получите лишь минимальный прирост производительности, который при повседневном применении практически не ощущается.

img

Компенсировать падение прибыли производители будут за счет своих экосистем – продажи дополнительных устройств и сервисов, а также доходов от магазинов приложений. О том, насколько серьезно компании относятся к этой статье доходов, говорит недавний конфликт между Apple и разработчиком популярных игр – студией Epic Games: яблочники предпочли лишиться мегапопулярной Fortnite в своем магазине приложений, чем пойти на финансовые уступки.

Как бы там ни было, удорожание смартфонов несет и позитивные моменты. Среди них рост качества устройств. Если еще несколько лет назад только пользователи iPhone могли похвастать регулярными обновлениями ПО даже спустя три-четыре года после выхода устройства, то сегодня это нормальная ситуация и для флагманских моделей на Android. Google стимулирует производителей активнее обновлять ПО и патчи безопасности для уже выпущенных устройств. В результате смартфоны, которые вы можете купить сегодня, скорее всего, останутся вполне актуальными даже несколько лет спустя.

Рост доходов от экосистем тоже побуждает производителей создавать более долговечные продукты и обеспечивать их поддержку. Компании выгоднее, чтобы вы дольше пользовались продуктом, покупали приложения и аксессуары, чем стимулировать максимально быструю замену, как это было раньше.

Фишки ΄2020

И все-таки было бы несправедливым утверждать, что новые смартфоны не несут существенных преимуществ на пользовательском уровне. Флагманские модели, как и раньше, получают «продающие» фишки – в ближайшие годы одной из них станет поддержка сетей 5G. По мере развития соответствующей инфраструктуры спрос на 5G-смартфоны будет расти – это уже наблюдается на развивающихся рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно в Китае. На очереди Россия и Европа. Тем не менее здесь мяч на поле операторов, только от них зависит, как скоро пользователи смогут в полной мере ощутить преимущества скоростей пятого поколения.

Еще один, не для всех очевидный тренд – рост частоты обновления экранов. Еще недавно этот параметр производителями не указывался вовсе и все мы с удовольствием пользовались экранами с частотой 60 Гц. Затем ряд топовых смартфонов получил дисплеи на 90 Гц, а сегодня вовсю идет переход на экраны 120 Гц. Более высокая частота обновления позволяет раскрыть потенциал новых процессоров прежде всего в игровых задачах. И это логично, если учесть, что большой экран уже сам по себе делает смартфон идеальным игровым устройством, потенциал которого до конца еще не оценен.

img

Как ни странно, еще один аргумент в пользу нового смартфона в 2020-21 гг. – автономность. Нет, производители так и не нашли замену традиционным Li-Ion/Li-Pol-аккумуляторам, а смартфоны не стали работать кардинально дольше без подзарядки, но зато они теперь намного быстрее заряжаются: до приемлемого уровня всего за 30 минут, а не за 2 часа, как раньше. В результате практически все топовые и многие смартфоны среднего ценового сегмента выпускаются с функцией быстрой зарядки. И это не предел – бренд Vivo недавно продемонстрировал концепт технологии, которая полностью заряжает аккумулятор примерно за 10 минут. А OnePlus и OPPO предложили свой вариант – беспроводную зарядку смартфона меньше чем за час. В общем, в этом направлении еще немалый потенциал для развития.

В сухом остатке

Судя по всему, в ближайшие годы новые смартфоны едва ли поразят наше воображение количеством камер и размером экрана, но рынок от этого не станет менее интересным, нужно только посмотреть на него немного шире. Смартфон обрастает огромным количеством дополнительных аксессуаров, связанных устройств и сервисов, проникая, таким образом, в самые неожиданные сферы нашей жизни. Многие помнят времена, когда о новом смартфоне говорили: «Умеет всё, разве что кофе не варит». Так вот, в связке с другими современными гаджетами в рамках экосистемы «Умного дома» теперь они уже и кофе варят.


Смартфоны

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 08/2020], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00