Куда идут HDD?

Логотип компании
Куда идут HDD?
Как эволюционируют жесткие диски? Реальна ли угроза со стороны твердотельных накопителей? Каковы перспективы всего рынка?

Мировой рынок жёстких дисков в последние годы пережил ряд слияний и поглощений, серьезно изменивших и без того небольшой список производителей устройств. Очередным событием стало исчезновение одного из самых популярных на этом рынке брендов — Hitachi. О процессах, происходящих в компании, носящей теперь имя HGST, и перспективах бизнеса мы спросили директора в странах СНГ и Восточной Европы, Грега Кволека (Greg Kwolek).


Расскажите о судьбе компании Hitachi на рынке жёстких дисков. Неужели этот бренд исчез навсегда после слияния с Western Digital?
Нашу компанию действительно часто называли Hitachi – но это всего лишь усеченное название от Hitachi Global Storage Technologies, и мы планировали создание и развитие собственного бренда еще в 2009-2010 годах, когда интенсивно готовились к выходу на биржу. Уже было согласовано новое название, утверждался графический логотип и другие составляющие бренда. Компания должна была получить название Viviti. Но, поскольку впоследствии мы стали частью Western Digital, развивать новый бренд стало нецелесообразно.
Какое отношение сегодня мы имеем к Hitachi? После сделки Hitachi является самым крупным совладельцем Western Digital, контролируя 10% акций. Два топ-менеджера из корпорации Hitachi входят в совет директоров WD.
Но ни совместного бренда, ни совместных технологий у нас больше нет. Уже начиная с момента слияния в марте этого года, мы постепенно отходили от бренда Hitachi, а с ноября должны были исключить это название из документов. Единственное, что мы оставили, за неимением собственного развитого бренда — это аббревиатура HGST.
  Чтобы проиллюстрировать значение названия HGST, я привожу пример: "Знаете ли вы такое заведение на Чистых прудах – "Кризис жанра"? Так вот, это не точное его название, а точное будет звучать так: «кафе, прежде известное как кафе "Кризис жанра". Более известный пример – певец Принц, который выступал потом как "артист, прежде известный как Принц".


Куда идут HDD?. Рис. 1


Каковы планы развития бренда? Будет ли представлено самостоятельное название или продукты HGST станут выпускаться в будущем под маркой WD?
В настоящее время никто, включая самых высокопоставленных лиц компании, не может ответить на этот вопрос. Принятие подобного решения невозможно до первого квартала 2014 года. Юридически HGST — 100%-ная дочка корпорации WD, полностью независимая в плане производства, развития, исследований, продаж и маркетинга. Мы не имеем права обсуждать или координировать совместную деятельность, именно на этом настаивалo Министерство Экономики Китая. Европейские регуляторы поставили условие, что после нашего слияния на рынке должно остаться три производителя жестких дисков для десктопов, которые смогут конкурировать между собой на протяжении минимум трех лет.


Как долго продлятся ограничения на сотрудничество между WD и HGST? Когда станет возможен обмен опытом?

Компания сможет ходатайствовать о снятии ограничения не ранее чем через два года после слияния. То есть с марта 2014-го мы вправе обратиться к властям Китая с просьбой согласовать изменение стратегии.


Какие из технологических новшеств вы считаете этапными для развития технологии HDD?

Сегодня технология GMR (Giant magnetoresistive head) подходит к грани своих возможностей. Идут работы над новой технологией записи с подогревом (Heat Assisted Magnetic Recording), но для ввода ее в промышленное производство нужно еще несколько лет, а пока компании смотрят на решение, которое называется "черепичная запись" (Shingled Magnetic Recording).

 
Куда идут HDD?. Рис. 2

Если коротко, то чтобы записать информацию, нужна магнитная дорожка определенной ширины. И эта ширина в 3 раза больше чем та, что необходима для чтения. Но почему бы не сделать так, чтобы следующая запись помещалась на неиспользуемые для чтения две трети дорожки? Получается наложение дорожек друг на друга. Однако чтобы перезаписать данные таким методом, придется переносить сразу несколько линий, для чего понадобится специальный буфер. Технология Shingle Magnetic Recording позволяет уплотнить запись, но снижает ее скорость. Она эффективна при хранении видео, музыки или архивной информации большого объема, которая редко перезаписывается, но часто считывается.

Параллельно мы разработали уникальную гелиевую платформу, которая поможет нам повысить скорость записи и понизить совокупную стоимость владения диском (TCO). Первые патенты на использования гелия для заполнения внутреннего пространства жестких дисков были получены еще в конце 90-х. Однако внедрение в массовое производство ведется только сейчас. Один из конкурентов как-то негативно высказался об этой технологии, заявив, что не видит будущего у гелиевых платформ, но мы считаем, что такое решение прибавит 20-30% к плотности записи. И это не единственный наш проект в сфере уплотнения записи, и она может применяться в будущем совместно с другими новыми технологиями.


Куда идут HDD?. Рис. 3


Расскажите о ситуации с 3,5-дюймовыми дисками. По распоряжению регуляторов HGST передала эту технологию компании Toshiba, однако сама продолжает выпуск этих продуктов. Что в перспективе?

Компании Toshiba мы передали технологию плотности записи 1 Тбайт на пластину. Это самая продвинутая на сегодня методика. Мы имеем право производить 3,5-дюймовые диски на основе плотности записи до 750 Гбайт на пластину, но сегодня это не очень интересно с экономической точки зрения. Я уверен, мы будем производить диски по 500 Гбайт на пластину в первом квартале 2013-го, но лишь для того, чтобы использовать запасы и плавно закрыть этот вопрос. HGST – детище IBM, компании, которая изобрела жесткий диск. До сегодняшнего дня мы располагали самым большим количеством патентов в области HDD.


Что говорит статистика о сравнительной надежности пользовательских и серверных жестких дисков? Оправдана ли высокая стоимость серверных компонентов?

В первую очередь нужно учитывать, что у серверных дисков особый, очень жесткий режим работы. Но при этом, по статистике, серверные диски гораздо реже выходят из строя ввиду того, что в них используются компоненты повышенного качества. Многие компании проводили подобные исследования и пришли к выводу, что серверные диски стоят тех денег, которые за них просят. Например, наши накопители линейки Ultrastar дороже обычного диска. Однако ни одна компания не идет на замену серверных дисков десктопными ввиду того, что это экономически невыгодно. При режиме работы, стандартном для серверных накопителей, десктопные HDD выходят из строя в разы чаще.


Куда идут HDD?. Рис. 4


Каково положение HGST на российском рынке?

За последний год мы заметно увеличили свою долю в корпоративном секторе: по разным оценкам, до 30–40%, в зависимости от квартала, с линейкой Ultrastar. А в области промышленных устройств – до 50%, хотя до этого наша доля не превышала 30%. Во многом это стало результатом появления стабильной цепочки поставок продукции. Раньше поставка могла затянуться на два с половиной месяца, но сегодня наша продукция в полной доступности.
Кроме этого, мы серьезно поддерживаем смежные предприятия. Четкой статистики по продажам жестких дисков в этом сегменте у меня пока нет. Скоро штат нашего российского офиса пополнится специалистом, который будет заниматься развитием новых областей рынка. Это знаковый шаг, так как почти за год до сделки с WD развитие российского представительства остановилось.
Ситуация складывается благоприятно, потому что многие на практике познают высокое качество наших продуктов. И, разумеется, свою роль играет привлекательная цена. Тем более мы не делаем ни стратегических ошибок, ни просчетов в маркетинговой политике.
Как вы оцениваете ситуацию с Китаем, который сам не считается с правами на технологии, но заявляет, что намерен регулировать рынок посредством запретительных санкций?

Дело в том, что Китай уже занял позицию самого крупного производителя электроники и может диктовать свои условия. Кроме того, эта страна является большим рынком сбыта. То есть она интегрирована в мировую экономику в достаточной мере, чтобы иметь некоторое влияние.


Читайте также
Андрей Крючков, директор по развитию технологических партнерств компании «Киберпротект», — человек уникальный. Несмотря на то, что начинал свою карьеру он, по меркам рынка ИТ, еще при динозаврах, не потерял умения и желания в переменах находить новые возможности. Как он сам утверждает, каждые три-четыре года происходят изменения, которые заставляют менять подход, менять метод, для чего нужно перестраивать в том числе свои взгляды на рабочие процессы. С ним мы поговорили о текущем состоянии ИТ-отрасли в России, импортонезависимости и вызовах, с которыми сталкиваются компании в сфере кибербезопасности.

Как вы оцениваете будущее глобального рынка, и не только в отношении жестких дисков? Многие лидеры рынка электроники переносят производственные мощности в Китай или вообще продают свои подразделения и технологии китайским компаниям. Неужели скоро вся потребительская электроника будет производиться только в Китае?
Ленин сказал: "Капиталисты настолько жадны, что готовы продать даже веревку, на которой их повесят". Да, риск подобного развития событий есть. Например, если мне вздумается открыть производство электроники в Польше, то в любом случае моя затея обречена на провал. Сегодня Apple может решить производить свою продукцию в любой стране мира и оставаться при этом прибыльной, но мало других компаний на это способны – и даже Apple выбирает Китай. Мировая экономика делится на два лагеря: производителей технологий и сборщиков. Так вот сегодня Китай – самый большой сборщик.  

Опубликовано 15.01.2013

Похожие статьи