Как процессная аналитика помогает оптимизировать закупки

Логотип компании
Как процессная аналитика помогает оптимизировать закупки
Как оптимизировать процесс закупок внутри компании, какие узкие места в нем бывают и как их найти?

Из-за экономической неопределенности у отделов закупок крупных компаний добавилось проблем: не всегда есть возможность заказать привычные позиции, меняются логистические цепочки и поставщики, увеличиваются сроки доставки и растут цены. Справиться с внешними негативными факторами можно, когда отточены внутренние бизнес-процессы. Как оптимизировать процесс закупок внутри компании, какие узкие места в нем бывают и как их найти?

В крупных компаниях закупки — это сложный сквозной процесс, состоящий из множества этапов: от выявления потребностей до контроля поставок. Он связан со многими другими бизнес-процессами и требует участия сотрудников из различных департаментов и даже топ-менеджеров.

При этом закупки — критичный для бизнеса процесс. Затягивание поставок может стать причиной сбоев в других подразделениях, зависящих от снабжения, — на производстве, в ИТ-департаменте, розничной сети. Регулярное нарушение сроков закупок — ключевой маркер, сигнализирующий о необходимости анализа всего процесса.

Время прохождения заявки по всем инстанциям может увеличиваться по нескольким причинам.

  1. Вариативность сценариев. Даже если процесс ведется в линейных ИТ-системах, он часто бывает вариативным. Каждая закупка идет по своему сценарию — с отклонениями от регламента, дополнительными ответвлениями процесса, возвратами и зацикливанием на этапах.

  2. Избыточные согласования. Часто процесс стопорится на этапах согласования. Это происходит, когда в список включены люди, не заинтересованные в результате конкретной закупки. Бывает, что один человек должен согласовать заявку под разными ролями — он и становится «бутылочным горлышком».

  3. Излишняя вовлеченность топ-менеджмента. Приоритетом руководителей компании являются стратегические задачи, поэтому согласование заявок может откладываться на неопределенное время. Время топ-менеджмента слишком дорого, чтобы тратить его на рутинные согласования. Более того, неэффективный процесс — это всегда лишние издержки. Например, когда квалифицированные сотрудники выполняют однообразные операции, они теряют мотивацию. А если компания растет, число поставщиков и объем закупок увеличиваются, то приходится расширять штат.

Причины, по которым буксуют закупки, и точки оптимизации процесса можно обнаружить с помощью процессной аналитики (Process Mining). Такие системы способны подсказать решение проблем и оценить эффективность изменения процесса.

Как Process Mining решает проблемы закупок

Процессная аналитика, опираясь на данные из информационных систем компании, выявляет реальный процесс закупок — со всеми отклонениями и узкими местами. Нюанс технологии в том, что анализируемый процесс должен быть оцифрован, хотя бы частично. Если же все процедуры ведутся с помощью служебных записок на бумаге, то Process Mining применить не удастся.

При этом технология может работать с любым количеством систем, в которых ведутся части процесса. Например, сбор заявок организован в Excel и по электронной почте, согласование документов проходит в системе электронного документооборота, выбор поставщика — на специализированной платформе, а счета обрабатываются в программе бухгалтерского учета. С помощью Process Mining можно проанализировать любой из этапов или весь процесс полностью.

Итогом такого анализа становится карта процесса, где четко видно:

  • на каких этапах происходят задержки;

  • где процесс отклоняется от регламентированного;

  • когда происходит возврат на предыдущие шаги и другие аномалии.

Анализируя полученную картину, специалисты находят решение каждой проблемы. Например:

  • исключить лишние согласования или передать эту функцию другому специалисту;

  • автоматизировать рутинные, многократно повторяющиеся действия;

  • убрать дублирующиеся операции;

  • обучить персонал работе со сложным инструментом.

Так, «МегаФон» с помощью процессной аналитики сократил длительность закупочных процедур на 27%. Кроме того, во время анализа удалось обнаружить ряд проблем: высокую вариативность процесса, отклонения от ключевых KPI на каждом этапе. Выяснилось, что закупки требовали избыточного количества согласований и чрезмерной вовлеченности топ-менеджеров. Всё это замедляло и усложняло процесс. Компания обновила регламентные сроки, перераспределила зоны ответственности сотрудников, сократила количество участников согласования и пересмотрела их очередность — в итоге процесс закупок заметно ускорился.

Как внедрить Process Mining

Внедрение системы Process Mining можно разделить на пять этапов:

  1. Определение границ процесса и источников данных. На старте проекта команда аналитиков определяет, где начинается и завершается анализируемый процесс, а также в каких системах он проходит. На этом этапе важно понять, какие показатели в компании считаются наиболее значимыми, — им нужно уделить особое внимание.

  2. Запуск системы Process Mining. Он включает в себя интеграцию с источниками данных, настройку процедуры обработки данных, развертывание платформы. Важно правильно подготовить данные, это позволит точно отслеживать каждую заявку.

  3. Восстановление модели процесса. Анализируя цифровой след процесса, система определяет, как он проходит на самом деле. На этом этапе полученную картину верифицируют сотрудники отдела закупок и методисты компании. Если процесс отражен верно, можно приступать к его анализу.

  4. Глубокая аналитика процесса. Подсвечиваются узкие места, отклонения от регламента и ключевые проблемы, формируются гипотезы о потенциале оптимизации и выгоде от нее.

  5. Внедрение Process Mining в практику компании. Следующим этапом может стать обучение сотрудников работе с инструментом. Это позволит использовать его для других процессов, тиражирования и масштабирования внутри компании.

Выбирая инструмент Process Mining, стоит отдать предпочтение российскому решению — использование иностранного ПО для крупных компаний становится риском. Однако следует обратить внимание на наличие качественной поддержки, а также на зрелость решения и планы по развитию продукта.

Важно, чтобы внутри решения не было дополнительных лицензий, а сама система работала быстро, умела обрабатывать действительно большие данные, могла легко масштабироваться. Поэтому необходимо понимать, что «под капотом», — какая база данных и другие технологии.

Есть решения, работающие как в облаке, так и на собственной инфраструктуре заказчика. Способ инсталляции зависит от политики компании, но наличие выбора — это дополнительное преимущество.

Наша практика показывает, что процессная аналитика позволяет как минимум на 30% сократить длительность процедуры закупки. Реализовав предложенные решения, в том числе по роботизации некоторых операций, можно снизить издержки на организацию поставок в два-три раза. Эффективный процесс закупок позволит компании чувствовать себя уверенно и стабильно даже в условиях неопределенности.

Читайте также
В конце декабря завершается тестирование нового транспортного мобильного приложения «Скороход». Приложение самостоятельно определяет станции отправления и прибытия, позволяя пассажиру менять маршрут в режиме онлайн. Предполагается, что с начала 2025 года сервис будет доступен на основных пригородных направлениях Московской области.

Опубликовано 07.12.2022

Похожие статьи