Каково живется музыканту на Linux, или Симфония для журналиста с оркестром в тональности ре-мажор
В наше время высокие технологии присутствуют во всех сферах жизни. Даже такая ультраконсервативная область, как академическая музыка, не обходится без них, а уж более близкие нам джаз-бенды, рок, фолк и этно-группы тем более. И чем дальше движется прогресс, тем чаще мне вспоминается бессмертная фраза, приписываемая Маргарите Крайновой, второй жене Дмитрия Шостаковича: «Подумаешь, композитор! У меня первый муж тоже музыкантом был. По свадьбам ходил и на баяне играл».
Самое волшебное время в театре — это небольшой отрезок между тем, когда ты уже сдал свое старенькое пальто в гардероб, добрался до своего места где-нибудь на третьем ярусе балкона, и началом действия. С галерки очень хорошо видно оркестровую яму, как ее потихонечку начинают заполнять музыканты, рассаживаются по местам и включают светильники над пюпитрами. От настраиваемых скрипок, альтов и виолончелей уже исходит плотное, живое и практически осязаемое ощущение приближающегося чуда: шаг за шагом гул нарастает – ведь почти каждому инструменту необходимо прикоснуться к заветной ля от гобоя, проиграть свое небольшое, но очень важное соло или просто перекинуться с соседом парой слов.
В какой-то момент все звуки резко обрываются и наступает тишина. Даже самоуверенная публика в ложах в этот момент не смеет обсуждать свежие сплетни. Ибо к своему месту шествует Он. Неторопливо обменявшись с первой скрипкой рукопожатием, с достоинством поклонившись публике, маэстро встает за пульт. На ближайшие час или два он здесь самодержец – царь и повелитель.
Мне всегда хотелось узнать – кто они, эти люди, посвятившие себя музыке? Каково это, провести больше десяти лет в музыкальной школе, а потом в училище и консерватории, ежедневно по три, четыре, пять часов оттачивая свои навыки? Как композитор пишет музыку? Каким образом ему удается совместить такие разные инструменты пусть даже не в симфонии, а в маленьком квартете? Как они вообще живут и что любят, эти сверхсущества из параллельной вселенной?
Ответы на эти вопросы найти совсем несложно. Достаточно тихонько прокрасться к привычному месту обитания студентов и внимательно прислушаться в их странный, сбивчивый полушепот: каденция, модуляция, диатоника… Гитаристы, да и вообще струнники озадачат глиссандо, форшлагами, тремоло и флажолетами. Ударники – люди с потрясающим чувством ритма (девушки, возьмите на заметку!) – поразят способностью к синкопированию, триолями и квинтолями. А замечательные ребята из секции духовых – всем перечисленным и еще очаровательной простотой в общении. Особняком держатся только вокалисты: озадаченные постоянным поиском резонирующих полостей в своей голове, они частенько погружаются в собственные ощущения в самый неподходящий момент.
Музыковеды и студенты класса композиции – это элита, в табели о рангах даже выше струнников. Именно поэтому отношение к ним среди студентов настороженное, с налетом уважения и легкой подозрительности. Все чувствуют, что их лучше не сердить – кто знает, какую пальцеломательную партию пропишут они для тебя и твоего инструмента в своем опусе через несколько лет?
А вообще-то, несмотря на сложную профессию и некоторую странноватость, музыканты люди вполне безопасные. Конечно, если не попасться им на глаза в момент творческого кризиса, когда вдохновение уже исчерпано, а гонорар еще не выплатили…
Для того чтобы найти общие темы для разговора и перевести на человеческий язык музыкальные термины, приведенные выше, а заодно ощутить процесс создания музыки, нет нужды повторять весь путь становления профессионального музыканта. Достаточно запустить MuseScore 3, по умолчанию входящий в состав Ubuntu Studio 20.04.
Сам продукт, на мой взгляд, являет собой классический пример того, как излишняя скромность вредит делу. В наше время, когда любое криво-косо нацарапанное приложение позиционируется как эталон, требует денег за использование или норовит стянуть личные данные пользователя, разработчики MuseScore скромно именуют свой продукт нотным редактором. При этих словах в голове возникает образ примитивной поделки прошлого века: эдакий текстовый процессор а-ля 80-е, только вместо строк нотный стан, а вместо букв ноты.
Однако в действительности все иначе. MuseScore 3 – современное, многофункциональное, свободно распространяемое под лицензией GNU GPL 2 программное обеспечение, которое можно установить на большинство операционных систем. Мобильные его версии работают под Android и Ipad, а десктопные для домашней работы доступны под Windows, MacOS, в основных системах семейства Linux и, что самое необычное, даже в устройствах под управлением *BSD.
Основная функция MuseScore3 – написание и редактирование нотных партитур, но этим его функциональность не исчерпывается. При запуске приложения нам предлагается создать новую партитуру.
Тем, кто, как и я, знаком с нотной грамотой на уровне первого класса музыкальной школы, рекомендую начать сразу с крупных форм. Например, написать симфонию. Придумав название и указав свое имя, мы обезопасим будущий шедевр от пиратов и посягательств жалких завистников. К тому же хорошее название – половина успеха.
Как видно на скриншоте, в симфонии будут прописаны партия фортепиано и два голоса – альт и баритон. Сделано это исключительно для примера. В реальности в партитуру можно добавить полный состав большого симфонического оркестра, а в качестве группы поддержки – джаз-бенд. Для создания атмосферы полнейшего хаоса и безумия советую приправить получившийся бульон группой этнических инструментов. Например, вы знаете, что такое раушпфайф или никельхарпа? Я – нет. А ведь их партии тоже можно добавить и прописать с помощью меню «Правка» – «Инструменты». К чему такая щепетильность, мы поймем немного позже, а сейчас обратим внимание на основные возможности при наборе нот.
В MuseScore3 доступны все знаки, используемые от XVIII века до наших дней: как очень старые и малоупотребительные, необходимые при написании аутентичной музыки, так и простейшие табулатуры, которые в наше время применяются начинающими гитаристами, еще не освоившими нотной грамоты.
Прописывание нот возможно как в ручном режиме при помощи мышки, так и посредством midi-клавиатуры. Такой подход вполне обоснован: владеющий минимальными навыками игры на фортепиано может прописать мелодию в течение нескольких минут, а коли навыков нет, но творческий зуд не дает покоя, можно использовать мышку и экранную имитацию.
При редактировании введенной мелодии возможно добавление к отдельным нотам интервалов, построение аккордов и изменение ритмического рисунка, например группировка нот в триоли или квинтоли. Наиболее известный пример использования триолей – первая часть “Cis-moll, Opus 27 № 2”, или «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена.
В меню «Инструменты» собрано все, что только может потребоваться при редактировании партитуры: деление аккордов на отдельные ноты и, наоборот, группировка нот в аккорды, объединение выбранных тактов и набор текста для вокалиста. Отдельное внимание уделено транспонированию – понижению или повышению мелодии на заданный интервал. Очень часто с этим сталкиваются студенты вокальных отделений музучилищ и вузов (приходится подгонять сочинение под возможности конкретного исполнителя). Раньше, чтобы повысить или понизить вокальную партию на полтона или тон, нужно было затратить часов пять-шесть на переписывание ее вручную и поиск закравшихся ошибок. А с помощью MuseScore3 эта же работа проделывается за секунды, ошибки отсутствуют вовсе, а всех трудозатрат – лишь несколько кликов мышкой.
Графический ввод нот и распечатка готового результата – всего лишь небольшая часть возможностей MuseScore3. Для уверенных пользователей в нем содержится еще немало приятного. Например, возможность слухового контроля своей работы. Если вспомнить жизнеописания выдающихся композиторов, то многие из них еще в первых набросках своих произведений уже точно знали окончательный результат и слышали партию каждого инструмента в оркестре. Но таков путь гениев или очень обеспеченных людей, способных оплатить бесконечные репетиции с оркестром.
Однако в MuseScore3 реализовано очень оригинальное решение – я имею в виду программный синтезатор. С его помощью можно прослушать не только наброски, но и готовое произведение полностью, отделить только определенные голоса и при необходимости исправить ошибки допущенные в работе с ними. В конце концов, наличие синтезатора позволяет сохранить результат не только в печатном виде, но и как .midi- или .mp3-файл. Естественно, сравнивать его с полноценной студийной записью живых инструментов не стоит – монотонное звучание семплов в той же степени относится к настоящей музыке, как бумажные цветы к буйным краскам тропиков. Однако для черновой работы и примерного представления конечного облика произведения данный метод весьма неплох.
Для кого будет полезен MuseScore 3?
Судя по богатству возможностей, эта программа будет полезна:
● Для профессиональных композиторов.
● Для профессиональных музыкантов.
● Для учащихся музыкальных школ и училищ.
● Для талантливых любителей, желающих перейти на более серьезный уровень.
● Для малого бизнеса: услуги по распознаванию из pdf-файла, набору нот и распечатке готовых произведений достаточно неплохо оплачиваются.
Ну и, конечно же, MuseScore3 будет полезен для всех, кто пожелает узнать, как все-таки звучит раушпфайф.
Кстати, чувствую себя обязанным предупредить: не стоит пытаться воспроизвести тот бессмысленный набор нот, что вы видите на скриншотах. Они были набраны в произвольном порядке человеком, не имеющим ни малейшего понятия о гармонии и композиции в музыке. Если есть желание, то лучше посмотрите на изображение ниже:
А еще лучше в постоянной круговерти, окружающей вас ежедневно, найдите всего лишь десять минут и послушайте Concierto de Aranjuez. Adagio
Смотреть все статьи по теме "OS Linux (ОС Линукс)"
Опубликовано 02.09.2020