Константин Калинин: Данные на службе у государства

Логотип компании
О том, какие задачи стоят перед Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации,об уровнях цифровизации регионов, федеральном проекте «Государство для людей» мы поговорили с руководителем АЦ Константином Калининым.

Во время пандемии мы убедились в том, что данные способны спасать жизни, позволяя правительствам, предприятиям и местным органам власти эффективно обмениваться информацией. И сегодня значение данных трудно переоценить: теперь они рассматриваются как важный фактор эффективности и экономического роста страны, играют центральную роль в предоставлении ряда государственных услуг — от решения каждодневных проблем до улучшения цифровых сервисов для граждан. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации занимается оперативным информационно-аналитическим сопровождением и экспертной поддержкой деятельности Правительства Российской Федерации по основным вопросам социально-экономического развития страны. На сегодняшний день он является одной из ведущих организаций в России, занимающихся сбором и аналитикой данных на государственном уровне. О том, какие задачи стоят перед АЦ, об уровнях цифровизации регионов, федеральном проекте «Государство для людей» и многом другом мы поговорили с руководителем Аналитического центра Константином Калининым.

Какие достижения вы хотели бы отметить за последние годы?

Достижения Аналитического центра — это результаты нашего труда, воплощенные в решениях правительства и помогающие сделать жизнь в нашей стране лучше. Понимаю, что звучит довольно пафосно. но на самом деле это так и есть. Наша задача — мониторинг текущей ситуации, предупреждение возможных рисков, предложение мер, которые помогут их избежать. Мы постоянно держим руку на пульсе, видим, что происходит в экономике, как реализуются национальные проекты.

В феврале 2021 года начал работу Координационный центр Правительства Российской Федерации. Он обеспечивает взаимодействие федеральных министерств и ведомств, регионов и организаций в реализации приоритетных задач и проектов, которые определены президентом и правительством страны. А наш Аналитический центр, в свою очередь, осуществляет организационно-техническую поддержку его деятельности. По сути, это новый формат работы правительства. Деятельность Координационного центра построена на современных цифровых технологиях, анализ ситуации происходит с использованием большого количества данных, учитывается множество факторов, в том числе реальные мнения людей — так называемая обратная связь.

Какие аспекты экономического развития наиболее важны для правительства?

В правительстве не разделяют направления экономического развития на более или менее важные. Все компоненты системы одинаково значимы. Задача поддержать стабильный поступательный рост экономики, обеспечить достойный уровень жизни граждан остается неизменной. И пока, даже с учетом сложной геополитической обстановки, это удается.

Константин Михайлович, вы работаете с аналитикой. ИТ-директора компаний говорят, что не хватает отечественных аналитических систем — таких, которые нужны именно им, и с BI-системами огромная проблема.

Осенью прошлого года мы на своей площадке организовали и провели "Битву BI" - шоу-фестиваль российских BI-решений и успешных кейсов для госсектора. Компетентное жюри выбрало 9 победителей в различных номинациях, а всего участников было более 30. Так что решения есть. Мы, конечно же, заинтересованы в поиске лучших программных продуктов, но при этом, естественно, смотрим в первую очередь на отечественные.

Используете ли вы в работе технологии искусственного интеллекта?

Мы занимаемся вопросами развития и применения искусственного интеллекта, но в своей работе пока отдаем предпочтение интеллекту и аналитическим способностям наших сотрудников.

Но сейчас все современные производства строятся на данных. А объять весь растущий объем данных, проанализировать его без современных инструментов, на мой взгляд, невозможно.

Есть простые элементы автоматизации, те вещи, которые ускоряют процессы. Я ни в коем случае не отказываюсь, не говорю, что ИИ — это плохо. Наоборот, это здорово, это нужно. Он очень хорошо проявил себя в период ковида, когда запустили процедуру оценки КТ-снимков. При ежедневном анализе тысяч этих снимков глаз врача, что называется, замыливается, а система ему подсказывает, чистые легкие у пациента или уже с очагами.

Или использование снимков земли с БПЛА. Их надо сшить между собой, что очень трудоемко. Искусственный интеллект это позволяет делать. Более того, когда ты делаешь повторные снимки, особенно космические, ИИ сразу видит различия. Это важно в дальнейшем для сельского хозяйства, эксплуатации земель. И здесь огромную помощь оказывает искусственный интеллект.

Расскажите о том, как развивается федеральный проект «Государство для людей».

Чтобы подробно рассказать об этом проекте, нужно дать отдельное большое интервью. Постараюсь кратко обозначить основные моменты. На самом деле это очень полезный и важный проект, и он касается буквально каждого из нас — ведь каждый из нас попадает в различные жизненные ситуации и общается по их поводу с органами власти.

Во-первых, что такое «государство для людей», о чем этот проект? Это новая культура взаимодействия государства, граждан и бизнеса. Взаимодействие государства с людьми, то есть решение определенных проблем в определенных жизненных ситуациях, должно происходить просто и быстро. В идеале присутствие государства должно быть максимально незаметным. Но для этого культуру такого взаимодействия нужно менять, а иногда и создавать с нуля. В ее основе — принцип клиентоцентричности, то есть четкий ориентир на потребности конкретного человека и возможности государства эти потребности удовлетворить.

Задача Аналитического центра — помочь органам власти, министерствам и ведомствам, разобраться, что такое клиентоцентричность и для чего она нужна в их работе. Для этого сформулирована система ценностей, которая лежит в основе клиентоцентричного подхода, и разработаны стандарты клиентоцентричности — набор требований, предъявляемых к взаимодействию государства и человека, государства и бизнеса, а также к взаимодействию с внутренним клиентом.

Самое главное и, наверное, самое сложное — изменить культуру и мышление государственных служащих. Чтобы это сделать, нужно создать условия. Во внешнем контуре требуется обеспечить удобное и логичное федеральное и региональное законодательство, которое будет разумно регулировать деятельность органов власти, не создавая ненужных барьеров. Ну и конечно, нужно меняться изнутри. Регламенты, инструкции и прочие документы, определяющие поведение и алгоритм действий чиновника, должны быть ориентированы на ценности клиентоцентричности.

В Аналитическом центре действует Центр разработок «Государство для людей» — одно из ключевых звеньев реализации проекта.

Читайте также
Издание SEO_AI в материале «Can Google detect ChatGPT? How does it affect rankings if recognized» внимательно изучило вопрос влияния того факта, что текст написан нейросетью, на его поисковую выдачу сервисом Google Search.

Пилотный проект был запущен в декабре 2021 года. На начальном этапе к нему присоединилось всего несколько федеральных органов исполнительной власти и регионов, но достаточно быстро список участников стал расти, причем в инициативном порядке с их стороны.

В течение 2022 года шла работа на федеральном уровне. Все ведомства утвердили дорожные карты по внедрению клиентоцентричности, состоялось обучение для руководящего состава, созданы специализированные лаборатории пользовательского тестирования услуг и сервисов.

В текущем году осуществляется переход от экспериментального режима к планомерной работе по внедрению клиентоцентричности в федеральных органах власти. Круг участников расширяется — в 2023 году принципы клиентоцентричности будут внедряться на региональном уровне. До конца года там должны быть разработаны соответствующие дорожные карты.

В России функционирует несколько лабораторий пользовательского тестирования. Это новаторская история для государственного сектора. Раньше такие лаборатории работали только в коммерческих организациях. Первые государственные лаборатории открылись на площадке нашего Аналитического центра в декабре 2021 года. Кстати, по оснащению они не только не уступают, но иногда и превосходят аналогичные лаборатории коммерческих организаций. Испытания, проводимые в лабораториях, позволяют оценить удобство госуслуги на каждом этапе ее получения. Ведомства сами обращаются с просьбой дать оценку удобству получения услуг, за которые они отвечают.

Обратная связь вообще играет важную роль в проекте. Она помогает не только предлагать реально востребованные, нужные гражданам и бизнесу меры, но и проводить оценку эффективности и результативности их реализации. Например, в 2022 году, когда правительство разрабатывало меры поддержки граждан и бизнеса, были опрошены около 15 тысяч представителей бизнеса и населения во всех регионах страны. То есть решения о полезности тех или иных мер поддержки принимались не умозрительно в высоких кабинетах, а основывались на реальном мнении тех, для кого они, собственно, и разрабатывались.

Почему все-таки, на ваш взгляд, такая разница между цифровизацией регионов, казалось бы, близких по другим каким-то вещам?

Здесь многое зависит от человека, а конкретнее - от главы региона. Есть настоящие драйверы, у которых и бюджеты могут быть небольшими, но при этом всё, что называется, летает. А есть вялые в этом смысле регионы, где руководители, например, ссылаясь на низкую плотность населения, говорят о том, что затраты на создание сетей сотовой связи, без которых, как мы понимаем, невозможна полноценная цифровизация, не окупятся.

Но всё-таки цифровизация – это процесс, без которого современное развитие просто невозможно, поэтому ей уделяется такое большое внимание руководством страны. И вообще сейчас всё идет к тому, чтобы разрабатывать единые продукты, которые можно было бы тиражировать в регионы.

Что такое Система взаимодействия проектных офисов? Есть ли сегодня проблемы с межведомственным взаимодействием?

Одна из основных проблем межведомственного взаимодействия — это огромное, просто колоссальное количество информации, вопросов, проектов. В какой-то момент их полноценный учет, реализация и контроль стали невозможны. Система взаимодействия проектных офисов (СВПО) была специально разработана для повышения эффективности взаимодействия участников проектной деятельности, исключения элементов бюрократии и концентрации на предметной работе. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации участвовал в ее создании. СВПО эксплуатируется с апреля 2022 года, то есть уже год. И за это время мы смогли убедиться, насколько взаимодействие с ее помощью стало удобнее, прозрачнее и проще. Сроки решения вопросов сократились, а качество работы повысилось.

Система развивается, дополняется новым функционалом. Например, если на начальном этапе это было базовое ПО, дополненное уникальными для государственных органов управленческими практиками, то в дальнейшем в Системе появились инструменты для проведения опросов, для совместной работы с документами. Летом прошлого года реализовано второе направление использования СВПО — автоматическое формирование инцидентов, связанных с нарушениями хода исполнения федеральных проектов, и их обработка ответственными проектными офисами. Теперь СВПО выдает актуальную информацию о выявленных инцидентах и одновременно предоставляет возможность оперативно определить причину их возникновения. А уже на основе этой информации наши специалисты выявляют закономерности и проблемы, которые могут приводить к неоднократному возникновению схожих инцидентов, проводят углубленный анализ выявляемых проблем и предлагают меры, направленные на их разрешение.

Какова, на ваш взгляд, роль социальных медиа в обществе?

Игнорировать присутствие социальных медиа в нашей жизни, в жизни общества и страны в целом, невозможно. А как известно, если что-то невозможно предотвратить, то это надо возглавить. Поэтому государство сегодня уделяет большое внимание социальным сетям и активно работает и с ними, и в них.

Во-первых, соцмедиа — это прекрасный источник получения обратной связи. Через социальные сети, блоги и форумы видно, какие существуют проблемы, вопросы, как люди реагируют на те или иные действия властей. Это инструмент социальной диагностики и социального прогнозирования. Это возможность предупреждения социально-политической нестабильности. Чуткая власть, если она хочет слышать людей, сегодня не может игнорировать информацию, которая находится в социальных сетях.

Аналитический центр работает с соцмедиа и предоставляет правительству собранную там и детально проанализированную информацию для принятия необходимых решений. И здесь важнейшим вопросом становится верификация данных. В АЦ стекается множество информационных потоков — обращения граждан на «Госуслуги», поисковые запросы, данные социологических исследований и многое другое, и все это позволяет нам проверять информацию и дополнять ее благодаря большому количеству источников.

Цифровизация — это когда можно одним нажатием пальца получить доступ ко всему необходимому. Записаться к врачу, попасть в любое ведомство, но, с другой стороны, как бы получается, человеку не спрятаться, не скрыться, то есть он полностью прозрачен.

Я думаю, во-первых, не нужно бояться. Но для этого всё должно быть прозрачно, понятно и гарантированно безопасно. Человек должен быть уверен: государство гарантирует, что те данные, которые он предоставил, никуда не уйдут. Месяца два назад решили, что будет создан единый оператор по биометрическим данным и все данные будут храниться только у него, больше нигде. Никто другой не будет иметь права накапливать биометрические данные.

Читайте также
Как компаниям эффективно интегрироваться в новые реалии? Как выбрать наиболее удачный отечественный продукт взамен привычных инструментов для управления ИТ-услугами и внутренними процессами?

Многие в ИТ столкнулись с нехваткой квалифицированных кадров. Знакома ли вам эта проблема?

Достаточно зайти на сайт Аналитического центра, и вы увидите, какое количество вакансий у нас открыто для «айтишников». Люди приходят, мы с ними беседуем. Но, честно скажу, нам нужны действительно классные специалисты, так что берем только одного из десяти, наверное. Словом, проблема есть, как и у всех.

Что вы можете посоветовать молодым профессионалам, работающим с аналитическими данными в государственных структурах?

Молодым аналитикам, которые работают в госструктурах, я хочу прежде всего пожелать удачи в их нелегком труде. Степень ответственности там очень высока.

Настоящих профессионалов, которые понимают специфику такой работы, умеют правильно работать с данными и готовить качественную аналитику, не так уж много. Зачастую технологии развиваются быстрее, чем учебные заведения успевают готовить новых специалистов. Поэтому многому приходится учиться в процессе работы. Но тем ценнее такие специалисты. И двери Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации всегда открыты для тех, кто хочет связать свою профессиональную судьбу с аналитикой и работой в государственном секторе!

Опубликовано 01.06.2023

Похожие статьи