Как писать тексты

Логотип компании
Как писать тексты
Душа просит, либо работа требует написать статью, заметку в социальной сети, развёрнутое сообщение на внутреннем портале, бизнес-историю для инвесторов

У руководителей и экспертов время от времени  возникают намерение и необходимость писать. Душа просит, либо работа требует написать статью, заметку в социальной сети, развёрнутое сообщение на внутреннем портале, бизнес-историю для инвесторов.

От намерения до реализации удаётся пройти не всегда. Типичные симптомы когда текст «не идёт»:

• заканчиваются мысли после первой пары предложений;

• текст выходит длинный, тяжёлый, нечитаемый;

• получается просто неинтересно.

 А нужно другое. Писать коротко, чтобы цепляло читателя, а ещё быстро, поскольку времени у руководителей немного.

Помимо подготовки коммуникационных сообщений и рабочих презентаций я публикуюсь в СМИ несколько раз в год. Высказываюсь в соцсетях. Целей писать несколько: поиск новых профессиональных контактов, продвижение себя, обобщение опыта и обкатка идей. И удовольствие тоже, не без этого. Процесс подготовки текстов давно стал технологией.

Дальше речь строго о том, как она работает для меня. Или как заниматься серийной графоманией без отрыва от основной работы.

 Определимся с ожиданиями

 Писать мы будем интересно и качественно, насколько сможем. Не будем себя обманывать насчёт признания публики. Оно не в том, что вас процитируют, упомянут, либо поставят лайк. Дочитают текст - для начала это максимум, на который можно рассчитывать. Это, кстати, немало. Знакомый журналист рекомендовал мне писать в формате «чтобы читалось от одной станции метро до другой, дальше все равно бросят».

Первое и главное. Хотите хорошо писать - нужно садиться и писать. Собственно, все. На первые семь из моих материалов без слез смотреть невозможно, настолько все выходило коряво и занудно. Пишем, пробуем, радуемся летящим навстречу помидорам. В следующий раз пишем лучше.

Дальше непростое. Меня научили правилу: «Ты начинаешь писать, когда текст уже написан». Это значит, что первый вариант текста нужно будет отредактировать, переработать, дополнить и исправить, довести до ума грамматику и стилистику. На это уйдёт время, но другого способа сделать качество нет. Первоначальный вариант может оказаться переделан процентов на 70.

Желательно между переработками выдерживать текст хотя бы несколько дней - так становятся заметнее его недостатки.

Далее. Не надеемся, что в наших текстах будут управленческие мега-откровения (если ваша фамилия не Джобс). Исследовательские, научные материалы по управлению делаются на основе статистики, либо экспериментального материала, опросов и интервью. Вспомним «Good to great» Коллинза - она написана на основе анализа динамики акционерной стоимости сотен компаний за десятки лет их работы.

В наших текстах этому взяться неоткуда. Все, что есть  - это опыт нашей карьеры, побед, уроков и неудач. Мы можем написать про удачный приём, практику, опыт наших коллег и сотрудников. Аккуратно оставив за кадром конфиденциальные факты.

Еще можно написать про отношение к какому-либо вопросу. Например - возвращение сотрудника в компанию после ухода – допустимо ли это, считаем ли хорошей практикой, или нет и почему.

Текстов отвлечённых категорий типа «кто виноват, что делать, и о судьбах русского (или иных) народов» вы в моем исполнении не увидите.

 Технология. Шаг за шагом

 Работа с любым текстом начинается с ответа на вопрос: о чем я хочу написать, что донести. В одной фразе. Например: в статье будет рассмотрена техника управления рисками при реализации проектов.

Вот тут бы поставить рекомендацию, которая пришла прямо из школьных сочинений: написать план текста. Рад за тех, для кого это работает. Правда. У меня не получается.

Поэтому, я сразу начинаю писать. Страничку, иногда полторы. Выходит коряво и обычно не то, что я хочу сказать. А ещё я знаю, что потом все переделаю.

Читайте также
Вызовы в процессе цифровизации логистики, роботизация и массовое внедрение ИИ, пути монетизации больших данных и грядущие изменения в сегменте с переходом к нацпроекту «Экономика данных» — все эти вопросы поднимались участниками круглого стола «Логистика 4.0: будущее, управляемое данными», организованного и проведенного порталом IT-World.

Потом пусть текст полежит дня два-три, если время позволяет. А как откроете - удивитесь насколько стали понятны план и структура, какие будут выводы. Поборов удивление, пишем. Сперва план, разбивку на разделы, потом полный текст. В зависимости от требуемых объёма и глубины.

На этом этапе самое трудное - регулярно выделять время. У нас же насыщенные дни, правда? Ставим себе цель. Полстраницы в день, страница. Но каждый день. При такой норме черновик популярной статьи делается за неделю, не более.

Будет очень хорошо, если дать вылежаться и черновику. Хотя бы три - четыре дня, не больше. Вернувшись, вы гораздо лучше увидите все ошибки, длинноты, повторы слов, неудачные обороты.  Кстати - при написании данного текста я строго следую этому подходу.

Я графоман-любитель. У тех, кто написанием текстов зарабатывают на жизнь, график и темп другие. Есть вдохновение и желание писать, нет - никого не волнует. Писать нужно уметь из любого положения, иногда без времени на вылёживание. Приёмы у профессионалов тоже свои.

Дальше будет этап, который я называю «проглаживанием». Текст вычитывается и правится несколько раз подряд. Измениться может все - грамматика, стилистика, доказательства, идиомы, юмор, выводы.

Опытным путём для себя я выяснил свою норму количества «проглаживаний». Публицистическую статью в 12-15 тысяч знаков я прорабатываю от четырёх до семи раз. Зависит от сложности материала и от того, «как идёт». Тут зависит и от вдохновения, и от уровня усталости. После второй-третьей глажки текст можно распечатать. Удивительно, но на бумаге все воспринимается немножко по-другому, чем на экране.

Если мы пишем статью, необходимо название. С научными материалами проще – там все стандартизировано – и название,  и структура. А  нам нужно такое название, чтобы привлекать читателей.

Я подбираю название, когда все остальное уже готово, когда полностью ясны и поднятые вопросы, и выводы.

Где брать время и не идёт ли это в ущерб работе? Нет, не идёт. При любой работе есть idle periods - ожидание в аэропорту, ланч, даже очередь. Планируем такие моменты и не теряем их. Открыли планшет, прогладили очередной текст, внесли исправления. А переключение на другой тип деятельности только поможет мозгу отдохнуть. Неплохо будет дать результату вылежаться ещё раз - также несколько дней. Конечно, если позволяет время.

Отдельное спасибо кругу друзей-рецензентов, которым я обязательно посылаю наиболее важные материалы для проработки и обратной связи. Обязательное условие: обратная связь должна быть неполиткорректной, это хорошо сказывается на качестве.

Итог: за две-три недели можно сделать хороший текст без ухода в творческий отпуск. Помним, что навык писать, он, до определённой степени тренируемый. От раза к разу будет выходить лучше (если не делать перерывы по два года).

А если писать регулярно (и читать хорошие тексты также регулярно), то можно, не отрываясь от основной деятельности, регулярно выдавать материалы, которые найдут своего читателя.

 

Опубликовано 11.01.2016