iBeacon: маячковый маркетинг

Логотип компании
iBeacon: маячковый маркетинг
Представьте ситуацию, когда вы только подходите к стойке, а ваш кофе уже готов. Магия? Нет, просто владельцы кафе установили маячки iBeacon.

«Свое заведение» – это когда бариста называет вас по имени, помнит сорт вашего любимого кофе и резервирует привычный столик у окна. Но представьте ситуацию, когда вы только подходите к стойке, а ваш кофе уже готов. Магия? Нет, просто в владельцы кафе установили маячки iBeacon, получив жирный плюс к клиентоориентированности своего заведения.

Тихая революция

Компания Apple впервые представила iBeacon еще в 2013 году: технология базируется на обмене данными между клиентским устройством и специальными маячками по каналам Bluetooth с низким энергопотреблением. Маячки очень компактные, не больше спичечного коробка, и работают не только с устройствами Apple, но и с любыми другими.

Несмотря на то что бизнес поначалу довольно вяло воспринял идею iBeacon, ему пророчат настоящую революцию в ретейле и других сферах. Например, в описанном выше примере с кафе смартфон постоянного клиента автоматически передал маячку сигнал «я здесь», после чего бариста увидел полную информацию о предпочтениях клиента на своем планшете. В результате, когда посетитель подошел к барной стойке, его любимый напиток уже был в процессе приготовления. Выигрыш каких-то 10-15 секунд при прочих равных может стать определяющим в борьбе за клиентскую лояльность.

iBeacon: маячковый маркетинг. Рис. 1

Распознавание клиентского устройства далеко не единственная функция iBeacon – эти устройства могут помогать в навигации по большим торговым комплексам и выставочным центрам. Радиус распространения их сигнала – 50 м, а расстояние до клиентского устройства определяется с точностью до 7 см. Таким образом, установив сеть таких маячков, можно в нужный момент передавать через iBeacon на телефон клиента текстовые сообщения, скидочные купоны и подарочные сертификаты. А еще помочь в навигации по торговому центру и даже отработать маркетинговые активности. Стоит ли говорить, что сообщения, полученные адресно, на телефон, в момент приближения к магазину, могут сработать гораздо эффективнее, чем традиционные наружные баннеры.

Таким образом, нет ничего удивительного, что анонс самой технологии первоначально не вызвал особого ажиотажа. Бизнесу нужно было время, чтобы попробовать iBeacon в действии и изучить конкретные сценарии применения. Равно как и разработчикам требовалось время, чтобы довести до совершенства все заявленные функции. Сегодня iBeacon все чаще внедряют в виде пилотных проектов и на постоянной основе, что позволяет говорить о тихой революции в торгово-сервисной сфере.

Мировой опыт

Среди глобальных корпораций, применяющих технологию iBeacon, в первую очередь стоит назвать саму Apple. Не так давно здесь объявили о планах использовать ее для улучшения своего картографического сервиса. Собственно, iBeacon должна применяться для indoor-навигации внутри зданий и крупных объектов, например аэропортов и музеев. А для уточнения наружных карт предполагается привлекать дроны.

iBeacon: маячковый маркетинг. Рис. 2

Совсем недавно о тестировании iBeacon заявили и в Mc’Donalds. Технологию интегрировали с фирменным приложением для смартфонов, которое позволяет сделать заказ в любом месте и оплачивать его через то же приложение в любом ресторане. Это значительно сократит время ожидания в очереди. Правда, пока сервис доступен в тестовом режиме лишь в Калифорнии.

Кстати, Университет в Фуллертоне (Cal State Fullerton) в том же штате использует iBeacon для учета студенческой посещаемости, что гораздо удобнее, нежели традиционная система учетных карточек и турникетов, не говоря уже о перекличках во время занятий. Теперь, чтобы отметить свое присутствие, студент просто встряхивает свой смартфон с запущенным приложением iFullerton. С другой стороны, не совсем понятно, как администрация намерена отслеживать факты передачи телефона другим студентам, которые могут таким образом отмечать тех, кто на самом деле отсутствует.

В одном из самых инновационных сервисов – Uber – тоже заинтересовались iBeacon. Наверное, многие сталкивались с тем, что найти заказанное такси на оживленной улице непросто – на одном участке может быть сразу несколько похожих автомобилей. Схема такая: при заказе вы выбираете уникальный цвет метки, и, как только окажетесь в зоне досягаемости маячка, пластиковый логотип Uber под ветровым стеклом машины загорится выбранным вами цветом.

А что в России?

Российские компании тоже внедряют iBeacon, причем их стартовая позиция изначально более выигрышная: практический опыт внедрения аналогичных проектов лидерами зарубежного ритейла помогает свести риски к минимуму. Достаточно просто применить уже апробированные решения с прогнозируемым результатом.

iBeacon: маячковый маркетинг. Рис. 3

Из наиболее ярких кейсов можно отметить международный аэропорт Шереметьево. Расположенные на его территории маячки iBeacon работают в связке с приложением, которое должно быть установлено на смартфоне клиента, оно и определит его точное местоположение и поможет проложить оптимальный маршрут к пункту назначения с учетом всей действующей в аэропорту инфраструктуры. А попутно он сможет получать уведомления о скидках и акциях в ближайших магазинах и ресторанах на территории комплекса.

iBeacon активно внедряют новые торгово-развлекательные центры, причем не только в Москве, но и в других крупных городах. Среди свежих примеров – ТРЦ «Рио» в Санкт-Петербурге. На площади в 46 500 м? разместили 200 маячков, которые тоже взаимодействуют с мобильным приложением и решают как навигационные, так и маркетинговые задачи.

На текущий год эксперты прогнозируют бум iBeacon-решений среди крупных российских сетевых ретейлеров – к этому стимулируют успешные запуски аналогичных проектов на Западе. При грамотном подходе затраты на внедрение могут окупиться за год. Есть и внутренние причины: накал конкуренции за платежеспособного покупателя между крупными ретейлерами побуждает их искать новые форматы взаимодействия с такими клиентами. В первую очередь такие проекты внедряют компании, у которых уже есть свое мобильное приложение с наработанной базой пользователей. По сути это и есть постоянные клиенты, с которыми достаточно просто перейти на новый уровень взаимодействия.

Вполне возможно, вскоре сервисы на базе iBeacon станут такой же обыденной повседневностью, как публичные сети Wi-Fi. От этого выиграют как бизнес, так и пользователи, которые получат более простой и удобный доступ к привычным товарам и услугам, а также упрощение навигации внутри крупных торговых комплексов.

Но как быть с безопасностью, защитой персональных данных и рисками взлома таких систем? Здесь у iBeacon также преимущества по сравнению с теми же публичными сетями Wi-Fi. С одной стороны, маячки теоретически подвержены взлому, как и любые другие устройства Bluetooth, а с другой – навредить конечному пользователю здесь довольно сложно. Дело в том, что iBeacon не может получить доступ к какой-либо информации из смартфона без подтверждения владельца. Зато взлом маячка возможен со стороны конкурентов с целью трансляции своей информации, такие случаи уже имели место. Так что о мерах безопасности все-таки забывать не стоит.

Читайте также
В любой сфере, и аутсорсинг разработки программного обеспечения не исключение, коммуникация — значимый элемент во взаимоотношениях между заказчиком и исполнителем. Наверняка все слышали жуткие истории про сорванные сроки, низкое качество разработанной системы, а то и даже нулевой результат и необходимость срочно искать другую компанию-разработчика. К счастью, таких стрессовых ситуаций можно избежать при помощи эффективной организации коммуникации.
В этой статье я поделюсь практическими наработками из опыта своей компании по организации эффективной коммуникации при создании ПО на заказ.

Опубликовано 29.05.2017