Корпоративная мобильность. Смартфон перестал быть просто средством связи

Логотип компании
Корпоративная мобильность. Смартфон перестал быть просто средством связи
Корпоративная мобильность. Смартфон перестал быть просто средством связи
По сути, смартфон давно перестал быть просто средством связи и превратился в полноценный рабочий инструмент.

Когда-то очень давно коллеги показали мне корпоративное приложение, реализованное для Palm. Оно было на немецком языке, не слишком удобное в применении. Несмотря на это, приложением пользовались рядовые сотрудники международной корпорации в нескольких странах Европы, — оно помогало выполнять свои задачи людям, работающим «в полях». Вернувшись в офис, сотрудник ставил свой КПК в кредл, и данные с устройства поступали в общую информационную систему. Ни о каком Интернете и синхронизации онлайн тогда и речи не было.

Искусство опоздать вовремя

С развитием мобильных устройств и приложений ситуация в точности повторяет историю внедрения веб-технологий в корпоративную среду. Еще совсем недавно ИТ-руководители не принимали веб-технологии всерьез. Мы строили, а часто и сейчас строим свои КИС, не глядя на изменяющийся мир вокруг нас. Сколько раз мы слышали фразу: «Интернет — это к отделу маркетинга». Да и сегодня немало крупных компаний использует офлайновые системы там, где онлайн проще, удобнее и информативнее. Причем делается это вовсе не из соображений безопасности или надежности, а просто из-за нежелания меняться. В скольких компаниях до сих пор установлены и действуют системы транспортной логистики, не учитывающие не только пробки, но и появление новых дорог, улиц, изменение режимов движения на дорогах. Карты города в таких системах устарели на несколько лет, и, чтобы их обновить, необходимо проделать долгую дорогостоящую работу. Но если спросить руководителя, отвечающего за транспортную логистику в подобной компании, то окажется, что в личной жизни он давно пользуется навигатором с онлайновым отслеживанием дорожной обстановки.

С течением времени в корпоративную среду вошел Интернет. Появился удаленный доступ, облачные хранилища, интранет- и экстранет-порталы. Постепенно количество мобильных устройств в мире росло, и по объему рынка уже в конце 2010 года смартфоны превзошли ноутбуки и персональные компьютеры. Соответственно увеличивалось и число мобильных приложений. Однако «суровые айтишники» поначалу не замечали преимуществ работы с мобильных устройств. Началось все, конечно, как всегда с электронной почты. Но как только мы разрешили доступ к электронной почте из внешней сети и научились настраивать мобильный клиент, снова возникла пауза. Мы уже общались в социальных сетях со своих смартфонов, считывали QR-коды, ставили себе напоминания и организовывали списки покупок, строили маршруты по городу с учетом пробок, а в корпоративные информационные системы мобильным устройствам входа не было.

Потом появились приложения, позволяющие согласовывать документы для руководителей верхнего звена. Эти приложения возникли даже не в связи с необходимостью, а скорее как возможность для владельца бизнеса показать друзьям, насколько крутой компанией ты управляешь. Не просто автоматизировали документооборот, а еще и можем согласовывать документы с iPad’а. Хотя автоматизирована была чаще всего только пара процессов, да и то лишь на верхнем уровне.

Популярность мобильных устройств росла, и сотрудники начали пользоваться своими планшетами и смартфонами для работы. Это стало реальной головной болью системных администраторов и служб информационной безопасности. Возможность проникновения в корпоративную сеть через мобильное устройство, потеря контроля над мобильным сегментом корпоративной сети и отсутствие понимания того, откуда способна появиться угроза, — далеко не самые приятные вещи. Нельзя забывать, что мобильное устройство сейчас бывает мощнее всем привычных компьютеров. По сути, смартфон давно перестал быть просто средством связи и превратился в полноценный рабочий инструмент. Эту тенденцию не остановить, а если остановить нельзя, то можно возглавить или хотя бы направить в нужное русло. Таким образом, появилось новое понятие — «политика BYOD» — создание контролируемого безопасного доступа в некоторые разделы корпоративной сети с помощью личных устройств пользователей.

Современные трехбуквенные: MDM и MAM

Этого оказалось мало, так как кроме доступа возникла потребность контролировать сами устройства и информацию, оставляемую на них программным обеспечением. Именно для решения вопросов контроля над устройствами появился Mobile Device Management (MDM) — набор технологий и программное обеспечение, разработанное специально для мониторинга, управления, защиты и поддержки большого количества разнообразных мобильных устройств, таких как мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и другие гаджеты.

Сейчас приложений становится больше. На мобильных устройствах мы пользуемся разнообразными редакторами, документооборотом, облачными корпоративными порталами, CRM-системами, логистическими приложениями, IP-телефонией, системами класса Sales Force Automation (SFA), сервисами контроля качества и BI-системами. Наверное, не осталось сфер деятельности, не охваченных мобильными устройствами.

Пока в компании существует одно или два корпоративных мобильных приложения, можно ограничиться MDM. Но при увеличении количества корпоративных мобильных приложений, скорее всего, понадобится управлять не только устройствами, но и приложениями, на них устанавливаемыми. Причем управление корпоративными мобильными приложениями иногда не менее важно, чем управление корпоративным программным обеспечением вообще. Для решения этих вопросов был введен новый термин — Mobile Application Management (MAM), который представляет собой набор сервисов и технологий, обеспечивающих управление корпоративными приложениями на мобильных устройствах сотрудников независимо от того, предоставлен гаджет компанией или используется в соответствии с политикой BYOD.

Функциональность MDM и MAM пересекается, но имеет и ряд отличий. Применение MDM предполагает довольно грубое управление устройством — то есть блокировка, уничтожение информации, иногда включая не корпоративную, а личную информацию сотрудников, отслеживание местоположения устройства. MAM предусматривает более гибкие подходы к управлению. Здесь идет работа не с устройством целиком, а с отдельными корпоративными приложениями и информацией, используемой и генерируемой этими приложениями. Кроме того, в задачи управления приложениями может входить каталог рекомендуемых и обязательных для сотрудников приложений. Как следствие, возникает корпоративный магазин приложений (AppStore).

Открыть магазин легко; держать его открытым — это искусство

Управление приложениями означает и управление доступом к информации из этих приложений. Централизуя распространение приложений на устройства работников через корпоративный AppStore, ИТ-служба получает точные сведения, сотрудники каких подразделений используют ту или иную программу. Корпоративный магазин предполагает и возможность распределения ролей доступа к приложениям, соответственно их установка может быть предоставлена только тем специалистам, которым они нужны в работе. Зная количество установленных приложений, гораздо проще управлять и прогнозировать их лицензирование. Сбор информации о том, какие устройства задействованы в компании, можно реализовать как через MDM, так и через MAM, а на основе таких данных более гибко подходить к политике BYOD и к новым разработкам. Возможно, придется создавать приложения не для всех мобильных операционных систем и точно отследить версии ОС на используемых сотрудниками устройствах.

Современные AppStore предусматривают и обратную связь, и рейтинги приложений. Причем с помощью корпоративного магазина компания получает не размытый рейтинг всего мира, а более точную оценку от корпоративных пользователей. Корпоративный AppStore может и должен стать частью общей информационной системы предприятия, частью общего каталога применяемых программных решений, а также элементом общей системы управления программным обеспечением компании (Software Asset Management — SAM).

Полезным будет раздел AppStore с рекомендуемыми приложениями. Они не являются корпоративными, но почему не облегчить сотрудникам поиск и выбор приложений, решающих те или иные задачи? Например, если в организации принято использовать диаграммы связей (mind map), можно найти наиболее удобный мобильный редактор и положить его в раздел рекомендуемых. В этом случае как минимум не возникнет проблемы с несовпадением форматов сохраненных файлов, если сотрудники пересылают их друг другу.

Третий закон знаменитого писателя-фантаста Артура Кларка гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». К сожалению, большинство людей считают компьютеры (и мобильные устройства, в частности) слишком сложной технологией. Чем ниже уровень юзабилити любого продукта, тем более сложным и пугающим он выглядит. Любой экран, который не соответствует стандартам, непривычен пользователю, кажется сделанным злыми волшебниками.

Важно, чтобы корпоративный магазин был так же понятен и удобен сотрудникам, как и давно знакомые официальные Google Play и Apple Store. То же касается и корпоративных приложений. В последние годы люди приносят в работу инструменты, которыми им комфортно и привычно пользоваться в повседневной жизни. Если компания придерживается политики BYOD и позволила вторгнуться в корпоративное пространство личным устройствам сотрудников, логично было бы быть последовательным и уделять большое внимание тому, чтобы вашим пользователям было удобно работать на этих гаджетах. Если сотруднику проще ориентироваться в предоставляемых ему компанией инструментах в корпоративном магазине, а не в публичном AppStore, он будет им пользоваться. И как минимум увидит все варианты, предложенные компанией. А в лучшем случае установит корпоративные приложения. К тому же важно, что сделать это он сможет самостоятельно, не обращаясь к ИТ-специалисту.

Опубликовано 19.11.2015

Похожие статьи