ИТ-стартапы в 2014 году: Большие данные становятся популярными

Логотип компании
ИТ-стартапы в 2014 году: Большие данные становятся популярными
Какие идеи стартапов были наиболее популярны в 2014 году? Венчурный фонд Leta Capital выпустил аналитический отчет, построенный на основе заявок на финансирование проектов, поступавших в фонд.
Какие идеи стартапов были наиболее популярны в 2014 году? Венчурный фонд Leta Capital выпустил аналитический отчет, построенный на основе заявок на финансирование проектов, поступавших в фонд. Так, по сравнению с прошлым годом, когда проекты были классифицированы по 17 категориям, добавилось 4 новых категории, набравшие и продолжающие набирать популярность в 2014 году - трехмерное сканирование и печать, робототехника, Большие данные, а также облачные технологии. Конечно, проекты, относящиеся к указанным областям, появлялись и в прошлом году, но в текущем их количество возросло настолько, что руководство Leta Capital приняло решение вывести их в отдельную категорию. 

Как отмечают составители аналитического отчета, по количеству заявок лидируют сервисы, агрегирующей направленности - предлагающие поиск товаров, услуг, специалистов и т.д. “У нас часто возникает вопрос: когда же мы будем создавать продукты, а не только соединять продавцов и покупателей?!”, - комментируют авторы отчета. 

Бизнес-модель подобных проектов лежит на поверхности и не требует серьезных усилий в области R&D, как отмечают составители отчета. Во многих случаях российские стартаперы, предлагающие сервисы-поисковики и сервисы-агрегаторы просто-напросто копируют бизнес-модель своих западных коллег. “В наших условиях имеет смысл не копировать, а адаптировать. При этом предпринимателям надо понимать, что наш рынок в несколько, а иногда в десятки и сотни раз меньше (зависит от продукта и его потребителя), и добиться схожих результатов и метрик здесь значительно сложнее)”, - говорят авторы отчета. Они сразу и предупреждают, что ожидать особого оптимизма со стороны венчурных инвесторов здесь не стоит. 

Заметно по сравнению с 2013 годом возросла популярность стартапов, связанных с увеличением прозрачности и эффективности бизнеса. Она увеличилась почти втрое. И здесь, по словам авторов отчета, у основателей проектов есть хороший шанс привлечь к себе внимание. “Мы поддерживаем предпринимателей, которые делают ставку на B2B рынок. Особенно это актуально в нынешних нестабильных экономических условиях. В отличие от простого потребителя, бизнес привык платить, в первую очередь, за решения, которые увеличивают его выручку”, - говорят они.

На прежнем уровне по сравнению с 2013 годом осталось число предложений для рынка электронной коммерции. Составители отчета напоминают, что по данным Ассоциации компаний интернет-торговли ежегодный рост объема e-commerce в России в течение следующих пяти лет будет составлять 30%. “Однако экономическая ситуация вносит коррективы в данный сегмент, в связи с ростом иностранной валюты, возможен спад потребительской активности в онлайн-точках, предлагающих импортные товары. Люди за последние две недели купили все нужное и ненужное, так что четвертый холодильник в семью в начале 2015 года уже не понадобится”, - говорят они. Вместе с тем, они не исключают и такого фактора, как передел рынка, в ходе которого “взлетят” наиболее технически продвинутые интернет-магазины. 

На треть снизилось число проектов в области социальных сетей и всевозможных систем обмена сообщениями. По мнению составителей отчета, этот рынок перенасыщен и не представляет для инвесторов интереса при отсутствии ярких разработок. 

Наконец, заявки на поддержку стартапов по новым темам - 3D сканированию/печати, робототехнике, обработке больших данных, облачным технологиям составили 1% от общего числа. “Мы рассматриваем отрасли робототехники, обработки больших данных, облачные технологии как наиболее перспективные для венчурного инвестирования, так как рынок еще не перенасыщен решениями данных классов и потенциал роста просто огромен”, - говорится в отчете . 

Что касается средней суммы инвестиций в зависимости от стадии развития проекта и отрасли, к которой он относится, то на предпосевной и посевной стадии лидером, как и в прошлом году, является направление онлайновой торговли и медиа. При этом средняя сумма инвестиций составляла 500 тысяч долл. По словам автором аналитического отчета, большую часть этой суммы стартаперы направляли на маркетинг, а не на развитие поскольку в данных областях очень высок уровень конкуренции. Меньше всего на ранних стадиях запрашивали проекты, связанные с финансами и безопасностью (120-150 тысяч долл.). 

На следующей стадии развития проектов - Round A лидеры распределились совершенно другим образом. Здесь на первом месте находятся проекты в области геопозиционирования и безопасности, средняя сумма финансирования которых составляет 2,7 млн. долл. 

Мы попросили прокомментировать тенденции уходящего года на рынке венчурного финансирования ИТ-стартапов Олега Ананьева, генерального директора компании “Бизнес-Талисман”, ментора и бизнес-ангела нескольких проектов. “На венчурном рынке часто наблюдается волнообразный спрос на тот или иной сегмент. Раньше были популярны купонаторы и рекламные сервисы. затем travel-стартапы, потом социальные сети и мессенжеры, и т.д. Сейчас на пик популярности выходят новые направления, это, в частности Большие данные, роботизированные технологии, дополненная реальность, “зеленые” технологии, трехмерное сканирование и печать, “интернет вещей”  и целый ряд других. На мой взгляд, эти тренды более долгосрочные, поскольку они реально меняют мир вокруг нас. Это касается и систем класса “умный дом”/”умный город”, новых решений по доставке рекламы через геотаргетинг и добавленную реальность, систем повышения эффективности в ритейле, оптимизации логистики, управления счетчиками, датчиками и интеллектуальными устройствами, обработки больших массивов данных в медицине и геологоразведке”, - отмечает эксперт.


Опубликовано 25.12.2014

Похожие статьи