Пишем ритм-секцию на Linux, или Пляски черноперого пингвина
Цифровизация всего и вся привела к тому, что даже в таком сложном и консервативном искусстве, как музыка, повсеместно используются цифровые аналоги классических инструментов. Зачастую различить звучание живого инструмента и его цифровой имитации практически невозможно. Ударные инструменты – не исключение.
Судьба барабанщика — смотреть на три задницы, стоящие перед тобой.
Ринго Старр
Нет оснований подвергать сомнению слова этого, вне всякого сомнения, уважаемого артиста. Если хорошенько приглядеться, то мы увидим, что ударные, как самую большую, самую блестящую и наиболее привлекающую внимание публики часть любого оркестра, группы или бэнда, частенько норовят задвинуть куда-нибудь на задний план. В симфоническом оркестре литавры всегда делят место с такими же изгоями вроде турецкого барабана, любуясь на затылки коллег. Думаю, это происходит от банальной зависти. Ведь даже целый отряд скрипачей и альтистов никогда, слышите, никогда не сможет превзойти в силе звука всего лишь одного настоящего ударника!
А как бывает в привычном нам эстрадном бэнде? Все начинается очень даже неплохо. Ударную установку вытаскивают на середину сцены, ставят на подиум, в общем воздают ей всяческие почести. Но начинается работа, и… прямо перед тобой прыгает вокалист, выделывая при этом всякие непотребства с микрофонной стойкой. Справа от лидера перебирает ножками клавишник – притворяется что стучит по клавишам, а сам между делом косит глазом на стройные ряды фанаток перед сценой. И даже верный товарищ басист нет-нет да и начинает строить из себя соло-гитариста, корча при этом героические рожи. А на долю ударных остается лишь неблагодарный физический труд – сидя по уши в клубах пара от генератора тумана молотить, не сбиваясь, и задавать ритм всем. Насколько этот труд тяжел, можно судить по возгласу сэра Ринго Старра в Helter Skelter: “I've got blisters on my fingers!” («У меня уже пальцы в волдырях!»).
Ритм – это начало начал любой музыки. За тысячелетия до нас, когда не было еще ни тростниковых флейт, ни смычковых, ни тем более клавишных инструментов, люди уже чувствовали ритм. Среди ваших знакомых обязательно найдется человек, утверждающий, что ему медведь на ухо наступил. Ну не может он отличить ля-бемоль от до – ну и что из того? А вот люди, у которых полностью отсутствует чувство ритма, мне не встречались ни разу. Любой из нас на уровне инстинкта чувствует его. Хорошие примеры тому – Riverdance или Taiko.
Hydrogen
Драм-машина Hydrogen, входящая в состав UbuntuStudio, только подтверждает мою теорию. Программа работает под операционными системами Linux, macOS и Windows, выпущена под лицензией GNU, и ее можно совершенно свободно использовать в профессиональных целях.
Рабочее пространство выглядит просто, даже нарочито примитивно – никаких бесконечно прыгающих стрелок, графиков и спектрограмм. То есть для любителей красивых картинок Hydrogen не подойдет. Зато идеально подойдет для работы. Освоение русифицированного интерфейса у новичка займет 20-30 минут, а все остальное время можно будет потратить на создание ритмического рисунка будущей композиции.
В программе имеется достаточно большая библиотека образцов (семплов) ударных, с их помощью можно писать партии как для обычной ударной установки, так и drum-партии для синтетической музыки. А при желании дополнить библиотеки собственными или скачанными из Интернета семплами.
Сам процесс создания музыкального рисунка прост. Первым делом выбираем меню «Проект – создать» – и можно начинать. По умолчанию у нас уже имеется набор ударных инструментов, с которыми мы можем работать, но никто не может нам помешать открыть вкладку «Библиотека звуков» и выбрать любой из представленных там семплов. Тем более прослушать их можно не выходя из подменю выбора. Особо понравившиеся и подходящие для воплощения творческих замыслов добавляются в рабочее пространство банальным перетаскиванием мышкой.
При выделении любого из инструментов возможно редактирование его звучание. Единственное замечание, которое возникло у меня после подобной опытки, – очень неудобно крутить регуляторы мышкой. Впрочем, поле для цифрового ввода значений, находящееся рядом с ними, компенсирует этот недостаток.
В поле Size выбирается количество тактов создаваемого паттерна. Проще говоря, время, которое будет длиться наш музыкальный рисунок.
Res.(resolution) – задает максимальное количество битов одного инструмента в такте. Чем их больше, тем больше ударов можно запихнуть в один такт.
Там же можно ввести значение off: это будет означать, что вы решили не привязываться к стандартному ритму, и инструмент будет звучать триолями или другими нестандартными размерами. Использованием данной опции можно добиться, что любой инструмент будет звучать со скоростью пулемета. Другое дело, понять – действительно ли такой эффект вам нужен?
Если обратить внимание на верхнюю часть рабочего пространства, то там можно увидеть целый список пронумерованных паттернов. Дело в том, что ритмический рисунок ударных во время исполнения композиции меняется, и, соответственно, готовые паттерны можно разнести по временной шкале.
Микшерный пульт
После того как мы пропишем партии всех инструментов, создадим отдельные паттерны и распределим их во времени звучания композиции, останется лишь немного подредактировать конечный результат. Или, если говорить более честно, опытной руке мастера нанести на созданный нами шедевр последние штрихи. Делается это с помощью панели «Микшер»:
В ней можно еще раз прослушать все партии инструментов – вместе, по отдельности и в любых произвольных комбинациях, а также провести их небольшую звукокоррекцию.
Особый интерес в панели микшера представляют потенциометры (крутилки), которые находятся рядом с master-фейдером. Четыре потенциометра слева регулируют наложенные звуковые эффекты на все партии ударных в целом. Эти эффекты можно выбрать из огромной библиотеки плагинов, простым кликом мыши по клавише Edit.
Три регулятора справа от master-фейдера по идее должны оживить монотонную игру драм-машины. Их названия говорят сами за себя:
Swing – особый джазовый стиль игры, подразумевающий как бы плавающий ритм одного или нескольких инструментов.
Timing – полная противоположность swing. Предполагает точное и четкое вступление инструмента в выбранный момент времени.
Humanize (очеловечивание) – видимо, что-то среднее между ними: позволяет в случайном порядке вступать случайным инструментам на доли секунды раньше или позже.
Готовый результат можно сохранить в форматах .mid или .wav и использовать для дальнейшей работы с музыкальной композицией.
Где будет полезна Hydrogen?
● В танцевальных студиях. При разучивании основных фигур танца новичкам всегда дают только ритмический рисунок.
● Профессиональным музыкантам. Подготовка drum-партий в комфортных условиях домашней студии.
● Начинающим музыкантам – как дополнительная возможность сэкономить средства.
● Всем ищущим пути творческого самовыражения и готовым к новым экспериментам.
Ну и напоследок вот вам в качестве приятного бонуса: “Take the Lead” с Антонио Бандерасом.
Смотреть все статьи по теме "OS Linux (ОС Линукс)"
Опубликовано 02.09.2020