Энергетика на автопилоте

Логотип компании
Энергетика на автопилоте
Изображение создано нейросетью на freepik.com
ИТ-компании «СИГМА» и «Прикладные решения» разработали и внедрили в крупной энергетической компании инновационную систему автоматизации управления автотранспортом и спецтехникой — АСУ АиСТ. IT-World рассказывает о проекте.

В современном мире скорость и эффективность реагирования на внезапные события становятся ключевыми факторами успеха для крупных компаний. Особенно это актуально для энергетических гигантов, от которых зависит бесперебойное снабжение электроэнергией миллионов потребителей. Представьте себе масштаб — сотни транспортных средств и единиц спецтехники, разбросанных по разным филиалам, которые необходимо оперативно координировать в случае аварий или плановых работ. Как управлять такими ресурсами максимально эффективно?

ИТ-компании «СИГМА» и «Прикладные решения» приняли этот вызов, разработали и внедрили в крупной энергетической компании инновационную систему автоматизации управления автотранспортом и спецтехникой — АСУ АиСТ. Проект стал не просто шагом вперед, а настоящим прорывом в цифровизации процессов по данному направлению. Ключевой целью проекта стала стандартизация учета транспортных средств и работы водителей во всех филиалах компании. Расскажем о том, как она была достигнута.

Ситуация до внедрения

До начала проекта учет транспортных средств и заданий для водителей в организациях заказчика был не централизованным, а скорее локальным. Отчетные данные фиксировались в файлах Excel и различных информационных системах, не интегрированных между собой. Это затрудняло эффективное распределение ресурсов и контроль выполнения производственных задач, особенно в случаях аварийных работ.

Автотранспорт активно используется компанией для выезда в зоны с выявленными сбоями подачи электроэнергии. Мобильные сотрудники доставляют резервные источники снабжения электроэнергией (РИСЭ) и на месте фиксируют проблемы с оборудованием и инфраструктурой. Для повышения эффективности этих процессов руководством заказчика было принято решение создать единый инструмент резервирования автотранспорта и распределения мобильных сотрудников.

Энергетика на автопилоте. Рис. 1

Интерфейс мобильного приложения для водителей

АСУ АиСТ была задумана разработчиками с уникальными возможностями, отличающими ее от конкурентов. Во-первых, это автоматизация функций водителей и переход к электронным путевым листам в соответствии с Федеральным законом №629-ФЗ. Во-вторых — реализация принципа каршеринга для использования автотранспорта и спецтехники, что позволяет управлять и распределять ресурсы в режиме реального времени.

Стадии проекта

Коротко обозначим основные этапы. Перед началом проекта по созданию системы АСУ АиСТ было проведено всестороннее обследование инфраструктуры и процессов работы с автотранспортом заказчика. Так, была досконально изучена деятельность автоколонн в четырех филиалах компании. На предприятиях были зафиксированы разночтения. Например, по-разному осуществлялась выдача топливной карты на водителя или на транспортное средство. В итоге были разработаны и согласованы унифицированные процессы и функции, что позволило устранить различия процедур в филиалах. Все подсистемы были доработаны в соответствии с потребностями заказчика, налажено интеграционное взаимодействие между ними, а также между сторонними ИС. Для интеграции со сторонними системами используется интерфейс REST API. Реализовано прямое межсистемное взаимодействие без использования промежуточных корпоративных шин. Настроены точки отправки и приема данных, определен формат и состав передаваемой информации. Далее началось первичное наполнение и верификация информационных справочников. На завершающем этапе было проведено пилотирование на опытных площадках, обучен персонал и подготовлена эксплуатационная документация. Наконец, после реализации доработок на основе обратной связи от пользователей, новая система была внедрена во всех филиалах заказчика и запущена в промышленную эксплуатацию.

Архитектура и технологический стек решения

АСУ АиСТ состоит из четырех подсистем. Базовым компонентом, на котором построено решение, является продукт «1С:Предприятие. Управление автотранспортом». Это отраслевая система, широко распространенная в России и ряде стран СНГ. Она предназначена для автоматизации управленческого и оперативного учета в автотранспортных организациях, а также в подразделениях торговых, производственных и прочих предприятий, использующих автотранспорт для собственных нужд. Автоматизированное рабочее место (АРМ) водителя разработано на основе мобильного приложения «Цифровой сотрудник» (собственного продукта компании «СИГМА»). АРМ «Диспетчер» построено на базе другого решения СИГМЫ — «Автоматизированной системы управления мобильными бригадами» (АСУ МБ). Компонент «Модуль управления и распределения РИСЭ», работающий по принципу каршеринга, также имеет в основе АСУ МБ. Несколько слов о технологическом стеке АСУ МБ. В качестве базы данных использована PostgreSQL, фронтенд написан на Angular, бэкенд — на Golang, а мобильное приложение «Мобильный сотрудник» — на языке Kotlin.

Энергетика на автопилоте. Рис. 2

Архитектура комплекса

АСУ АиСТ разработана с учетом базового набора мер для ИСПДн 3-го уровня защищенности, адаптированного с учетом структурно-функциональных характеристик системы. Имеются средства защиты информации, данных, приложений, сетей, виртуальной инфраструктуры, а также поддерживается защищенная аутентификация. АСУ АиСТ отвечает требованиям ИБ, соответствующим приказу ФСТЭК России №21 от 18 февраля 2013 года.

Результаты проекта

В результате внедрения АСУ АиСТ автоматизированы ключевые функции управления автотранспортом, такие как контроль эффективности использования ТС и оборудования, мониторинг технического состояния транспортных средств, контроль техпаспортов и другой документации ТС, а также документов водителей, планирование работ на ТС, учет и контроль расхода материальных ресурсов.

Создана единая база транспортных средств и спецтехники после проведения инвентаризации. Благодаря автоматизации обработки заявок подразделений сокращено время реагирования на инциденты и сроки доставки РИСЭ в районы обесточивания. Бензин стал расходоваться экономнее за счет повышения качества учетных данных по фактическим затратам топлива при проведении работ. Проще и легче стали процессы планирования работ. Ушли в прошлое ситуации, когда диспетчер сталкивался с невозможностью увидеть и оценить наличие ресурсов, необходимых для устранения инцидентов. Если нужно связаться с другим филиалом для решения той или иной проблемы, это происходит в режиме онлайн.

Ни один масштабный ИТ-проект не обходится без рисков и сложностей. В процессе разработки и внедрения АСУ АиСТ они тоже возникали, но были преодолены в рабочем порядке. Одной из первых задач, которую пришлось решать, стала унификация процессов в разных филиалах. В ходе предпроектного обследования выявлены различные подходы к выполнению одних и тех же процессов. В результате были проведены совещания с функциональным заказчиком, урегулированы вопросы и внесены изменения в организационно-распорядительные документы. Для обеспечения корректной работы подсистем потребовалось «наведение порядка» в НСИ. На этапе пилотирования команда проекта проводила работу по выверке НСИ, чтобы все подсистемы «общались на одном языке» в контексте общих справочников. Заказчик всегда проявлял заинтересованность и вовлеченность в проект и активно помогал в решении этих вопросов. Проектная команда совместно с заказчиком провела работу по унификации справочников. Но самая сложная проблема в ИТ-проектах — человеческий фактор. Люди привыкают работать по устоявшимся правилам и подходам, даже осознавая, что эффективность последних не идеальна. На этапе опытно-промышленной эксплуатации не все водители были готовы переходить на использование АРМ Водителя и работу в мобильном приложении. Ситуацию помог решить накопленный опыт разработчиков по внедрению аналогичных решений для мобильных бригад вкупе с поддержкой со стороны руководства заказчика. Для усвоения знаний по использованию новых систем для пользователей были организованы обучающие мероприятия, а практическая помощь заключалась в том, что специалисты внедрения выезжали в рейсы совместно с водителями, помогали и консультировали в «боевых» условиях.

Обратная связь и обучение

Команда проекта собирала обратную связь от пользователей на этапе опытной эксплуатации. Поступали, например, пожелания по доработке механизма учета расходов горюче-смазочных материалов на ТС. Эта доработка связана с особенностями тех моделей транспортных средств и спецтехники, которые использует заказчик. На этапе опытной эксплуатации команда проекта реализовала ряд доработок, после чего уже был реализован этап введения решения в промышленную эксплуатацию.

Обучение пользователей и администраторов — одна из важнейших частей проекта. Специалисты «СИГМЫ» и «Прикладных решений» составили план образовательных мероприятий, разработали инструкции и записали видеоматериалы. В каждом филиале проводились демонстрации работы систем с пояснениями по выполнению различных задач. ИТ-специалисты сопровождали водителей на первых этапах использования приложения, отвечали на любые вопросы и подсказывали, как провести ту или иную операцию.

Преимущества для заказчика

Любой проект можно назвать эффективным лишь в том случае, если он способствует улучшению экономических показателей заказчика. В данном случае цели удалось добиться. Прежде всего, удалось оптимизировать рабочие процессы. Были исключены ручные операции диспетчеров по переносу данных из бумажных путевых листов в учетную систему, что значительно сократило временные затраты, а также свело к минимуму процент ошибок из-за свойственной человеку невнимательности. Еще один неоспоримый плюс заключается в ускорении взаимодействия персонала. В случае аварийной ситуации не нужно тратить много времени на поиск и привлечение ресурсов для его устранения. Как люди, так и ресурсы будут найдены автоматически.

Тиражируемость

Решение АСУ АиСТ подходит для тиражирования. Автоматизация процессов управления автотранспортом и спецтехникой актуальна для многих отраслей — городского хозяйства, горнодобывающей промышленности, пищевой индустрии, ретейла и т. д. Данное решение не требует наличия сложных интеграционных механизмов, а в основе лежат технологии «1С», которые используются практически повсеместно. Система подходит для многих предприятий среднего и крупного бизнеса с обширным парком транспортных средств.

Заключение

Проект по созданию автоматизированной системы управления автотранспортом и спецтехникой продемонстрировал высокую эффективность и актуальность таких решений в современных компаниях. Стоит особо отметить слаженную работу и координацию усилий исполнителей и заказчика, вовлеченность последнего в проект и заинтересованность в успехе. Благодаря такой синергии удалось достичь поставленных целей, повысить качество и скорость выполнения производственных задач, а также создать основу для дальнейшего развития и совершенствования системы управления ресурсами.

Опубликовано 29.11.2024

Похожие статьи