Кризисный аутсорсинг

Логотип компании
Кризисный аутсорсинг
Этические и профессиональные принципы неконкуренции с собственной компанией довольно быстро уступают место выгоде предложения.
Редкая компания может своими силами решать все бизнес-задач. Одну и ту же работу, помимо собственного сотрудника, может выполнить фрилансер либо специалист аутсорсера. Что выгоднее, зависит от того, насколько вы можете эту задачу формализовать, насколько регулярно ее делаете, что вам больше нужно в этой работе – «шашечки» или «ехать». Неключевые процессы часто отдаются на аутсорсинг – причем в разных случаях удобнее сотрудничать либо с компанией, либо с фрилансером. 

Свой или чужой

Своего сотрудника легче контролировать на каждом этапе, но этот вариант окупается, только если работа регулярная. А если она нужна лишь время от времени, но требует специальной экспертизы, квалифицированный и поэтому дорогой специалист будет простаивать. Дешевле всего труд фрилансера, но поручать важный участок внешнему специалисту довольно рискованно – он может передумать, у него могут случиться форс-мажоры. Аутсорсер же берет на себя эти риски, гарантируя замену специалиста в критичных случаях. Таким образом, самое дорогое – труд, занимаемый у компании.

Перетекание специалистов из компании-исполнителя в компанию- заказчика и обратно – естественный процесс, который используется для оптимизации расходов. Если квалифицированный сотрудник нужен время от времени, то нет необходимости платить ему большую зарплату. Его можно устроить в компанию-аутсорсера, платить ей почасово за фактически использованное время, и, хотя ставка в этом случае будет выше, выплаченная сумма будет меньше. И наоборот, может оказаться выгоднее взять понравившегося сотрудника в штат. Перемещение кадров, делающих одну и ту же работу, из компании в компанию зависит от многих факторов, и прежде всего от стоимости, значимости и регулярности работы. Чтобы оградить себя от переманивания кадров, компании заключают договор о взаимном отказе от такой практики, но договориться всегда можно, особенно если на кону долгосрочное сотрудничество. 
Однако сегодня возникает серьезный риск того, что сотрудники компании-аутсорсера переманиваются не в штат заказчика, а мотивируются к заключению трудового соглашения как частное лицо. Заказчик рассуждает приблизительно так: я плачу аутсорсеру за этого человека Х рублей, всю работу делает конкретно этот человек с фондом оплаты, скажем, X/10. За что я плачу 9/10 этой суммы? Это бренд компании, гарантирующий качество работы («шашечки» параллельно с «ехать»), резервирование ресурсов на случай, если конкретный сотрудник не сможет выполнять работу (за всю историю сотрудничества такого не случалось), расходы на содержание человека в штате (страховые и налоговые выплаты, обучение, оплата во время простоев и т. п.). Чтобы сэкономить, часть рисков (например, вследствие болезни и других форс-мажоров со стороны сотрудника) можно принять, исходя из статистики за время сотрудничества. В кризис заказчики уже не спешат переплачивать за «шашечки» и бренд.

Разовая работа

Возьмем простой пример. Компании нужно создать какой-то внутренний ИТ-документ: стратегию, политику, регламент, методику и т. д. Можно решить эту задачу тремя способами: своими силами, нанять признанного специалиста или же компанию, предоставляющую такие услуги. Сильная сторона разработки таких документов самостоятельно – знание реалий бизнеса. К тому же часто бизнес не понимает, зачем платить внешним подрядчикам, когда в своем штате  много высокооплачиваемых специалистов. Если среди них есть человек с соответствующим опытом, то тратиться на аутсорсинг действительно не нужно. Если же нет, то нанимать его в штат бессмысленно – после окончания работы вы можете и не найти ему применение.

Нанимая компанию для создания нужного документа, вы арендуете не только конкретного специалиста, но и весь предыдущий опыт этой компании по созданию документов данного типа. В этом случае более подробно будет проработана методическая и регуляторная часть документа и меньше та его часть, которая касается внутренних бизнес-процессов (вряд ли аутсорсеры погрузятся в ваши процессы так же глубоко, как собственные сотрудники). Если компания предоставит вам опытного эксперта – велика вероятность получить оригинальный документ, а если начинающего сотрудника – скорее всего, ваш документ будет состоять из нарезанных кусочков созданных ранее документов.

Идеальная в кризис ситуация – решение задачи внешними силами по цене, сопоставимой с зарплатой сотрудника. Полученный документ не будет защищен брендом компании-исполнителя, но при экономии в пять-десять раз заказчику будет достаточно того, что фактический исполнитель постоянно работает в компании с именем и имеет персональные сертификаты, подтверждающие его экспертизу. Поэтому иногда по инициативе самого сотрудника компании-аутсорсера, а иногда по инициативе заказчика данная работа выполняется по трудовому соглашению с физическим лицом или частным предпринимателем.

Насколько это «честно»?

Этические и профессиональные принципы неконкуренции с собственной компанией довольно быстро уступают место выгоде предложения, к тому же формальности, как правило, соблюдаются: исполнитель работает над документами в нерабочее время или даже берет на время проекта отпуск без содержания. Ведь обычно такой специалист понимает разницу между суммой, которую платит заказчик за его услуги, и тем, что он получает сам, практически полностью закрывая значимую часть обязательств компании-исполнителя перед заказчиком. Результаты труда, полученные сотрудником в нерабочее время, принадлежат ему, и он имеет полное право ими распоряжаться, в том числе и продавать их. 

Получить тот же результат в несколько раз дешевле интересно не только при написании документов, но и при любой разовой работе, требующей квалификации, отсутствующей внутри компании: например, дизайн и верстка, программирование или настройка программных средств, проектирование, проведение мероприятий и т. д.

Риски

В каких случаях можно передоверить ответственность сотруднику вместо компании, в которой он работает? Прежде всего в результате такого сотрудничества у вас не должно появиться юридических рисков, то есть сотрудник не должен пользоваться интеллектуальной собственностью компании, в которой он работает. Иначе при использовании результатов его труда вы рискуете нарушить законодательство. Особенно если это касается работ, при которых используются лицензионное программное обеспечение для дизайна (графические пакеты), конструирования (CAD/CAM), программирования (фреймворки и компиляторы) и сложные профессиональные системы проектирования объектов (геологические, геофизические, нефтехимические) и т. п. Программное обеспечение часто оставляет на файлах, с которыми работает, атрибуты, указывающие на владельца средства производства, поэтому доказать авторство владельца лицензии на ПО при желании несложно.

Таким образом, идеально, чтобы исполнитель выполнял заказ либо на платном ПО, принадлежащем лично ему, либо на бесплатном, либо в рамках личной подписки на облачный сервис. Желательно, чтобы и компьютер, и офисное программное обеспечение, на котором будут оформляться результаты труда, также принадлежали ему, а не компании, в которой он работает.

Другие риски (например, что человек не закончит работу по собственному желанию либо ввиду внешних обстоятельств) придется принять. Если вы знаете исполнителя лично достаточно давно и сделали с ним не один проект в рамках сотрудничества с его работодателем, то можно и рискнуть. Работа с фрилансерами, особенно удаленными, всегда несет в себе такие риски, поскольку стребовать за просрочку или неисполнение работы хоть какие-то компенсации или штрафы практически невозможно. 

Как защититься?

Компаниям, которые долгое время обслуживали клиентов с помощью прикрепленных к заказчику специалистов: дизайнеров, разработчиков, внедренцев, должны рассматривать таких сотрудников, как группу повышенного риска и всячески пытаться удержать клиента от перепоручения заказа исполнителю лично. Тут хороши и кнут (угроза увольнения) и пряники как в сторону клиента («антикризисные» скидки), так и в сторону сотрудника (повышение оплаты, сдельная оплата и т.п.). Также хорошо бы провести ротацию исполнителей, это и освежит подход, позволит с новой стороны взглянуть на поставленную задачу, особенно в креативных областях (дизайн, организация мероприятий) и разорвет устоявшиеся связи, которые могут нести угрозу бизнесу.

Кризис заставляет всех искать пути побольше заработать или сэкономить. Нет ничего страшного или аморального в желании заказчика работать с конкретным человеком, а не компанией, сотрудника – честно в свободное от работы время заработать, а компании-аутсорсера - защищать свой бизнес. В жизни бывает всякое и иногда для человека или компании заработанный или сэкономленный доллар – вопрос выживания. Надо просто помнить, что кризис когда-то закончится, и репутация на рынке многое значит."

Опубликовано 06.03.2015

Похожие статьи