Новая жизнь при переходе на аутсорсинг

Логотип компании
Новая жизнь при переходе на аутсорсинг
Как правило, на аутсорсинг передаются вспомогательные процессы, и персонал, который эти процессы обеспечивает внутри компании-заказчика, по сути, считается «сервисным».

Сегодня, говоря об аутсорсинге, принято оперировать такими понятиями, как «повышение экономической эффективности», «соответствие внешним требованиям», «внедрение инноваций», «повышение конкурентоспособности». При этом довольно часто аутсорсинговые проекты подразумевают переход всего или части персонала заказчика на сторону исполнителя.

Это очень распространенная практика в мире. В России она также применяется, хотя детально описанных отечественных кейсов на этот счет немного. Однозначно можно сказать одно: данный процесс очень трудоемкий, требующий не только колоссального опыта управления проектами, но и самых эффективных методик внутренних коммуникаций, призванных помочь персоналу пройти всю процедуру максимально гладко и «бесшовно». Итак, с какими традиционными вопросами чаще всего сталкивается персонал заказчика в проектах аутсорсинга и какие реальные выгоды можно получить от перехода в штат поставщика услуг, если без пяти минут бывший работодатель принял решение о переходе на аутсорсинг?

Дополнительное обучение

Как правило, на аутсорсинг передаются вспомогательные процессы, и персонал, который эти процессы обеспечивает внутри компании-заказчика, по сути, считается «сервисным». Обучение непрофильного персонала для работодателей в большинстве случаев не является первой бизнес-необходимостью, поэтому часто в бюджете компании средства на подобные цели закладываются по остаточному принципу. Для аутсорсера выполнение тех же процессов для клиента становится ключевым бизнесом, и, переходя на сторону поставщика услуг, сотрудники заказчика автоматически превращаются в производственный персонал. Как бы тривиально это ни звучало, но пока не настала робототехническая революция, кадры на рынке аутсорсинга остаются самым ценным ресурсом и конкурентным преимуществом. Их обучение для аутсорсера — необходимое условие нормального функционирования компании. Поэтому у сотрудников на стороне аутсорсера больше возможностей для развития, а значит — для повышения своего дохода (у нас, например, чем большими компетенциями владеет инженер, тем выше его заработная плата) и конкурентоспособности на рынке труда.

Возможность карьерного роста

Перешедший к аутсорсеру сотрудник имеет меньший риск остановиться в развитии карьеры. У специалистов, занимающихся профильной для компании деятельностью, карьерная лестница намного выше и не ограничивается позицией начальника отдела. При переходе к исполнителю всегда следует обратить внимание, какие возможности внутреннего и внешнего обучения предлагает компания. Если у нее имеется свой центр компетенций, внутренний университет, система дистанционного обучения (что особенно актуально для региональных работников), система аттестации или управления талантами — это повод поставить большой плюс в пользу нового работодателя, потому что тогда имеются все возможности для повышения квалификации и карьерного развития.

Экономическая стабильность

Макроэкомический фактор тоже имеет значение. В нынешних экономических условиях практически все компании сокращают бюджеты на закупки и интеграцию, стремясь продлить срок эксплуатации имеющейся инфраструктуры. Это значит, что сфера поддержки и сопровождения будет относительно стабильна среди других сегментов ИТ-рынка. Как твердят практически все аналитические агентства, ИТ-аутсорсинг пострадал от кризиса меньше всего и имеет больший по сравнению с другими сегментами запас экономической устойчивости. Экономический кризис обещает быть продолжительным, а потому в текущих условиях выбор работодателя желательно проводить с расчетом как минимум на 3–5 лет вперед, постаравшись зарекомендовать себя и закрепиться.

Возможность дополнительного заработка

Схемы материальной мотивации на стороне бывшего и нового работодателя могут быть идентичны, но чаще они различаются. То, чем принимаемый сотрудник станет заниматься на стороне аутсорсера, уже будет не вспомогательной, а основной деятельностью компании, от которой зависит ее бизнес. Поэтому, как правило, мотивация персонала поставщика услуг привязана к качеству и/или объему выполненных услуг.

К примеру, в бывшей компании-заказчике вся заработная плата сотрудников была фиксированной. На стороне аутсорсера фиксированная часть может быть и меньше, зато есть премиальная часть, размер которой зависит от того, насколько качественно сотрудники справляются со своей работой, благодаря чему в результате персональный доход получится выше. К тому же, обычно в опытных аутсорсинговых компаниях, новым сотрудникам предоставляется время на адаптацию — первые три месяца премиальная часть может фиксироваться на максимальном уровне вне зависимости от выполнения KPI.

Также на стороне поставщика услуг могут быть иные компенсации. В частности, оплата транспортных расходов и мобильной связи, получение дополнительного дохода за выполнение определенных видов работ (инсталляции, монтаж, ремонт и т. д.), в зависимости от направления деятельности. Воспользовавшись предложением расширить свои компетенции благодаря внутреннему обучению, на стороне аутсорсера можно начать зарабатывать и за счет развития своих навыков и участия в нескольких проектах.

Приобретение нового опыта и доступ к инновациям

Сотрудники аутсорсинговой компании, в силу специфики ее бизнеса, задействованы одновременно в нескольких проектах для различных заказчиков, постоянно приобретают новый опыт, связи и повышают свою конкурентоспособность на рынке труда. Кроме того, передовые предприятия из сферы аутсорсинга активно вкладывают средства в автоматизацию процессов обслуживания клиентов и заинтересованы в развитии инноваций в данной области. Поэтому работа в такой компании будет гарантировать доступ к современной ИТ-инфраструктуре, участие в процессах R&D и не позволит остаться «на задворках» информационных технологий.

Работа в социально-ответственной сфере

Сейчас в мировом профессиональном аутсорсинговом сообществе социальная ответственность — тема № 1. Более 40% опрошенных Международной ассоциацией профессионалов аутсорсинга заказчиков подтвердили, что их выбор поставщиков услуг зависит в том числе и от социальной политики, которую ведут эти поставщики. Такая позиция все больше проникает и в российскую практику, побуждая аутсорсеров развивать политику социальной ответственности в отношении персонала и клиентов. Это позволяет гарантировать, что у аутсорсера будут соблюдены все нормы охраны труда, предусмотрены инвестиции в развитие и обучение сотрудников, формирование и поддержание комфортных условий работы, развиты внутренние коммуникации, программы повышения вовлеченности персонала и т. д.

***

Переход от одного работодателя к другому — всегда волнительный процесс. И важно учитывать, что в большинстве серьезных аутсорсинговых проектов переход осуществляется всей командой, отделом, направлением. Поэтому микросреда у нового работодателя в целом останется прежней. После первых 2–3 месяцев адаптации работа на стороне аутсорсера может принести весьма ощутимые преимущества для тех, кто готов работать на результат.

Опубликовано 25.05.2016

Похожие статьи