ERP для недвижимости

Логотип компании
ERP для недвижимости
«Любой объект коммерческой недвижимости должен приносить прибыль с каждого квадратного метра занимаемой площади. По сути, это то же предприятие, для управления которым применяются соответствующие программные инструменты».

Коммерческая недвижимость бывает разной. Это офисные и торговые центры, предоставляющие помещения в аренду, крупные ретейловые сети, активно привлекающие субарендаторов на свои площади, гостиницы и многое другое. Еще 10–15 лет назад данный рынок достаточно бурно рос и развивался. Практически еженедельно открывались новые моллы, бизнес-парки и фешенебельные отели. Часть из них возникала на пустом месте, часть представляла собой плоды реконструкции наследия советской эпохи. В те годы спрос еще в значительной степени опережал предложение, и потому арендаторов долго искать не приходилось. Даже бизнес-центры класса A быстро заполнялись офисами респектабельных компаний, а в торговых центрах класса люкс моментально размещались бутики ведущих мировых брендов. Потребность в более доступных коммерческих объектах была еще выше.

Но эти времена давно прошли. Прошлый и нынешний кризис, практически двукратное падение рубля и пресловутые антироссийские санкции сделали свое дело. Сегодня в новых торговых центрах немалая часть площадей пустует. В бизнес-центрах ситуация не намного лучше. Зачастую владельцам многих из недавно построенных объектов приходится сдавать офисные пространства практически по себестоимости, если не в убыток, и все с одной лишь целью — любым способом привлечь первых арендаторов.

Да и сами арендаторы стали другими. Те, кому удалось выжить и сохранить бизнес в сложных экономических условиях, научились считать деньги, искать и находить лучшие предложения на рынке, учитывающие не только ставку за занимаемую площадь, но и множество других факторов, таких как стоимость коммуникаций (Интернета и теле-фонии), близость к метро, наличие бесплатного трансфера для сотрудников и гостей и т. д.

Задачи управления

«Любой объект коммерческой недвижимости должен приносить прибыль с каждого квадратного метра занимаемой площади. По сути, это то же предприятие, для управления которым применяются соответствующие программные инструменты», — говорит Ярослав Прус, начальник отдела управления имуществом компании RedSys. По его словам, можно выделить несколько аспектов. Финансовый — предусматривает работу с клиентами (арендаторами и субарендаторами), подрядчиками, учет прибыли и расходов, а также всевозможные рекламные и маркетинговые коммуникации, направленные на привлечение новых клиентов и создание для них максимально выгодных предложений, работа со сторонними организациями (брокерами), оказывающими услуги по поиску арендаторов. Другой аспект, эксплуатационный, подразумевает гибкое управление инженерной инфраструктурой здания, ремонтные работы, проведение реконструкций, контроль за использованием коммунальных ресурсов.

ERP для недвижимости. Рис. 1
Ярослав Прус

Ярослав Прус

Приведем несколько типичных задач, с которыми приходится сталкиваться владельцам и    топ-менеджменту объектов коммерческой недвижимости. К ним, в частности, относится управление договорами с арендаторами и субарендаторами, а также расчет и контроль оплат или выплат по договорам. При отсутствии соответствующих решений данный бизнес-процесс превращается в сложную рутину, отнимающую много времени и средств. Еще одним важным аспектом является контроль эксплуатации здания. Выбор подрядчиков и стройматериалов для реконструкции и ремонта по соотношению цены и качества, контроль расходования ресурсов — весьма актуальные проблемы.

Не менее сложная задача — оптимальное распределение площадей с целью наибольшего извлечения прибыли. Например, можно сдать 100 кв. метров за одну цену, а можно поделить на три участка по 33 кв. метра, и совокупная стоимость будет уже намного выше. При этом необходимо создать максимально привлекательные условия для лояльных арендаторов. Словом, нужны мощные инструменты для ценообразования, позволяющие на лету формировать предложения, предоставлять аналитическую информацию, контролировать текущие и будущие расходы.

В помощь менеджерам

На ИТ-рынке существует ряд систем для управления коммерческой недвижимостью, как российских, так и зарубежных. Многие из них работают по транзакционному принципу. Есть и комплексные решения, охватывающие все аспекты управления недвижимостью. Одним из таких решений является разработка российской компании RedSys, в основе которой лежит программная платформа IBM Tririga, широко используемая во всем мире для управления активами. Особенности данного решения — сквозное управление объектом, включающее все направления: финансовое, коммерческое, эксплуатационное и т. д. Пользователям доступны мощные средства визуализации и представления информации, которые позволяют управлять объектом с различных точек зрения. Здание представлено в такой системе в виде поэтажного плана, информацию для которого можно получить из трехмерных моделей BIM-систем, где наглядно демонстрируются все нужные заказчику данные: заполняемость площадей, количество арендаторов, состояние инфраструктуры, финансовые показатели и прочее. Также в составе решения от RedSys имеются встроенные средства управления проектами с возможностью ведения плана, прикрепления документов и формирования отчетов по отклонениям от сроков выполнения задач. Особо следует отметить и аналитические возможности решения, позволяющие владельцам и топ-менеджменту держать руку на пульсе.

«Решение от RedSys имеет модульную структуру, но, хотя оно и устанавливается целиком, заказчик приобретает и оплачивает лицензию только на те модули, которые ему необходимы, — подчеркивает Ярослав Прус. — Конечно, лучше всего внедрять подобную систему сразу же по завершении строительства здания, однако такой проект можно реализовать и на любой другой стадии его жизненного цикла. При этом экономический эффект будет ощутим уже в течение первого года. Он связан с сокращением времени на выполнение рутинных операций, увеличением прозрачности всех процессов управления, снижением расходов на ресурсы и общее содержание объекта».

Читайте также
«А вы можете подключить нам бота к ChatGPT?» Разбираемся, что на самом деле скрывается под этой формулировкой в запросе клиента, и рассказываем, как мы научились управлять ответами ChatGPT.

Опубликовано 02.03.2017

Похожие статьи