УправлениеИТ в бизнесе

IT vs Business. Часть 4 – не пичкайте голову файлами, не проапргейдив процессор

Сергей Горшенин | 27.02.2017

IT vs Business. Часть 4 – не пичкайте голову файлами, не проапргейдив процессор

Многими движет потребность, которую можно описать фразой «Кто не способен к изменениям тот не выживает».

ИТ против Бизнес

  1. Расставим точки над i
  2. Reset, или Смена парадигмы от технаря к управленцу
  3. Экзамен на профпригодность
  4. Не пичкайте голову файлами, не проапргейдив процессор
  5. Гранит науки
  6. KPI: «измерить нельзя управлять»
  7. Excel вместо ERP
  8. Треугольник Карпмана, или В какие игры играют айтишники

Тип документа: Рукопись потенциальной статьи

Статус документа: Находится в режиме правки

Как пишутся статьи? По-разному. Все начинается с рукописи. Можно поставить перед собой задачу написать статью на определенную тему. Или о конкретном проекте/процессе, реализованном автором в жизни. Иногда после выступления на профильной конференции понимаешь, что рассказал не все, что хотелось, а тема вызвала неподдельный интерес. А иногда бывает так, что просто наболело. Данная рукопись как раз по такому поводу.

Уже два года я веду тренинги для ИТ-руководителей, которые стремятся к совершенствованию и постоянному росту. Ведь для того, чтобы быть на одной волне с бизнесом, необходимо, прежде всего, делать уклон в сторону информации, а не технологий. Ибо последние всего лишь инструмент, при помощи которого можно ускорить процесс работы с информацией.

За два года этот тренинг посетили по всей России около 200 человек. Достаточная статистика, чтобы заняться аналитическими выкладками.

Так вот, каждый раз, начиная четырехдневный тренинг, я задаю слушателям простой вопрос: «Зачем вы сюда пришли?» Ответы звучат самые разные. Многими движет потребность, которую можно описать фразой «Кто не способен к изменениям тот не выживает». И это очень хорошо, поскольку перекликается с известной формулой: глупец не тот, кто не знает, а тот, кто не учится. А учимся мы, по сути, всю жизнь. И как бы это странно ни казалось, учимся совершать ошибки. Кстати, означенный тренинг для ИТ-директоров тоже построен на базе ошибок, но об этом я расскажу в конце.

Например, часто вначале слушатели говорят о том, что хотят перенять успешный опыт коллег по цеху. Но! Ни разу не было, чтобы кто-то хотел услышать о совершенных другими ошибках. Более того, почти на всех тренингах «студенты» ждут некоего волшебного алгоритма достижения их целей.

И в самом начале этого года, наткнувшись на заметку о том, что «волшебные руководства» ничего не дали их создателям, а волшебного алгоритма попросту не существует, я подумал: практически в каждой группе у меня на тренинге есть ИТ-руководители, которые ждут, что им будут рассказывать про «волшебную красную кнопку» в ИТ. Следует отметить, я принципиально не рассказываю про волшебные таблетки, так как считаю, что универсальных рецептов нет. У каждого они должны быть свои.

 В США автор книги о семейной гармонии «Как сохранить брак» застрелил свою жену и выложил в Facebook фотографию трупа. Дейл Карнеги умер в полном одиночестве, Бенжамина Спока его собственные сыновья хотели сдать в дом престарелых, М. Монтесори отдала своего сына в приемную семью, чувствуя, что ее пpедназначение на этой земле — посвятить себя чужим детям, а корейская писательница, автор бестселлеров «Как быть счастливым» повесилась от депрессии. Это все, что надо знать про разного рода тренинги личностного роста, эзотерических гуру

Написанный впоследствии короткий пост в facebook на тему общего тренда поиска волшебной пилюли, спровоцировал живую дискуссию с коллегами по цеху. Оказалось, наболело не только у меня. Мой крик души настолько задел за живое ИТ-директоров, что их месседжи впору разобрать на цитаты. Привожу здесь лишь некоторые из них:

img

Естественно, в обсуждении не обошлось и без модного нынче тренда формирования из ИТ центра прибыли. И несмотря на то что основной бум на эту тему уже прошел, оказывается, что в него «наигрались» еще не все ИТ-директора и «топы».

img

Мне кажется, что формирование из ИТ центра прибыли — вещь неплохая, однако все должно быть в меру. Чтобы не получилось так, что, гонясь за формированием прибыли, ИТ перестанет обращать внимание на сам бизнес. К тому же говорить об ИТ как о центре прибыли внутри материнской компании, пока не отлажена функция поддержки основного бизнеса, вообще противопоказано. Иначе еще немного и ИТ заместит основной бизнес собой.

Лет семь назад, занимаясь формированием внешнего источника дохода за счет ИТ-услуг, детально изучал информацию по этой теме. Вначале, как и многие из тех, о ком писал выше, искал успешно реализованные проекты. Оказалось, их не так много. Хотя сейчас могу с уверенностью сказать, что тех, у кого не получилось, — еще больше, но они просто об этом умалчивают. К сожалению, есть и такие, кто считает, что у них получилось. Однако при ближайшем рассмотрении реальных результатов даже не знаешь, смеяться или плакать. Ибо дальше красивых pr-статей о том, что «мы станем центром прибыли», дело не пошло.

Сейчас, имея в активе успешно созданный центр прибыли, понимаю, скольких подводных камней можно бы избежать, если бы тогда, семь лет назад мне просто рассказали о потенциальных ошибках, которые меня ждут.

И это досадно. Ведь те, кто идет за нами, часто не смотрят на реальные результаты, а ограничиваются чтением красивых заголовков. И уже на основании таких заголовков начинают сами что-то делать. Результат, как вы понимаете, далеко не всегда соответствует ожиданиям.

img

Возвращаясь к тренингу, хочу сказать, что сделал еще одно наблюдение. Чем больше группа ждет волшебных пилюль, тем больше в группе наблюдается эффект «огруппления мышления» в рамках групповых заданий. В некоторых особо «сложных» группах такое бывает даже на начальных стадиях, в первый день.

Для тех читателей, кто не знаком с данным термином (он же «групповое мышление», он же group thinking), привожу ключевые признаки наличия данного эффекта в группе. При этом настоятельно рекомендую, особенно управленцам, ознакомиться с ним детальнее.

Итак признаки группового мышления:

- Отсутствие сомнений в правоте группы (и своей правоте). Получается, в команде гораздо легче перестать чему-либо учиться. Тот, кто уверен, что все знает, не будет учиться и со временем перестанет адекватно реагировать на окружающую действительность. Так происходит и со всей группой.

- Отсутствие сомнений закономерно приводит к ощущению групповой неуязвимости, шапкозакидательским настроениям, немотивированной агрессии по отношению к лидерам других групп (им-то кажется, что все у них достаточно мотивировано).

- Подавление инакомыслия внутри. Участники верят в свое единомыслие, поощряют его друг у друга и закономерно агрессивны против инакомыслия как внутри, так и вне группы — оттого агрессия и сектантство, замыкание в себе. Функцию самоцензуры может взять на себя как вся группа, так и самоизбранный «жандарм умов».

- А что же лидер? Нет связи между формой правления, психотипом лидера и огрупплением. Демократичный и конформный лидер может так же быстро привести команду к проблемам группового мышления, как авторитарный и непримиримый. Можно огруппиться и без лидера. Одно можно точно сказать: общаясь с лидером, вы не узнаете про проблемы в его команде —у него «все с этим хорошо».

- Являясь «точкой сборки» преимуществ команды, лидер точно так же собирает на себя и все ее огруппление. Он абсолютно уверен в правильности и непогрешимости, «ведь его поддерживает столько хороших людей, которым он доверяет».

А дальше очередное наблюдение: чем больше проявляется «огрупление мышления» в рамках решения групповых кейсов, тем больше споров и обсуждений «как правильно должно быть». И тем более вероятно, что за отведенное на решение время группа не предложит никакого решения.

И причин, объясняющих провал группы с точки зрения самой группы, будет много: «нам не дали достаточно времени», «неполнота входящей информации» и т. д. А ведь часто бывает так, что отсутствие решения дает более негативный результат, нежели решение с ошибкой. Как, в этой ситуации с решением кейса.

Поэтому в таких ситуациях нет ничего лучше, чем сказать три простых, но очень действенных фразы:

1. Не бойтесь совершать ошибки.

2. Не ждите волшебных таблеток. Создавайте свои рецепты.

3. Нет правильных или неправильных решений. Есть своевременные и имеющие последствия решения.

И помните, Джон Дьюи писал: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».

img

P.S. Когда я продумывал структуру учебного курса, в голове все время всплывал вопрос: чему такому уникальному могу научить слушателей? Вложить свой опыт в чужую голову — не получится, можно рассказать о нем и в лучшем случае позволить его прожить другим. Однако пересказ опыта — это не тренинг. В процессе таких раздумий вспомнилась фраза: «Опыт — сын ошибок трудных». Она-то и определила будущую концепцию. Необходимо было по каждой теме выявить, какие ошибки и почему в начале своей трудовой деятельности совершают ИТ-директора, каких можно было бы избежать, а какие однозначно были необходимы для того, чтобы двигаться вперед, ибо часто умное решение приходит только после целого ряда серьезных ошибок. В процессе «опознания» ошибок пригодился не только собственный опыт, но и опыт коллег по цеху. В итоге концепцией тренинга стал симбиоз теории и практических примеров. Причем стоит отметить, что темы, где я или кто-то из моих «соавторов» больше всего наломал дров, вызывают б?льший интерес.

img

Что касается слушателей, то для многих тренинг является «точкой сборки» их прошлых ошибок в новый опыт, заправленный соусом смены технической парадигмы на управленческую. И когда они это начинают понимать, никто уже не ждет «волшебных пилюль». Да и мне как тренеру становится проще работать с группой.

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 01-02/2017], Подписка на журналы

Об авторах

Сергей Горшенин

Сергей Горшенин

Директор по цифровой трансформации БалтТрансСервис


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Conversations – конференция для бизнеса и разработчиков
ОНЛАЙН
12 900 руб
21.06.2021 — 22.06.2021
09:00–18:00
Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00