IT vs Business. Часть 5 - Гранит науки

Логотип компании
IT vs Business. Часть 5 - Гранит науки
Все знают, что такое информация, однако когда задаешь вопрос, а чем она отличается от данных, — ответы можно услышать диаметрально противоположные

ИТ против Бизнес

  1. Расставим точки над i
  2. Reset, или Смена парадигмы от технаря к управленцу
  3. Экзамен на профпригодность
  4. Не пичкайте голову файлами, не проапргейдив процессор
  5. Гранит науки
  6. KPI: «измерить нельзя управлять»
  7. Excel вместо ERP
  8. Треугольник Карпмана, или В какие игры играют айтишники

Ученье свет

А неученье — чуть свет и на работу

Уверен, что вы сталкивались с ситуацией, когда в компанию приходит «эффективный менеджер» и начинает строить «светлое будущее». Как правило, такой менеджер получил престижный диплом, например MBA, и «знает», как построить бизнес согласно «книжным» бизнес-моделям.

А дальше? Дальше все в компании начинают рисовать «стопицот» табличек и диаграмм строго по стрелке книжного компаса. Хорошо, если такой «управленческий локомотив» будет тянуть компанию недолго, а иллюзия эффективных бизнес-моделей постепенно превратится в дымку. И компания, будучи системой более высокого порядка, просто отфильтрует такой элемент как вирус, покушающийся на ее жизнь.

К сожалению, встречаются ситуации, когда иллюзия не рассеивается, а наоборот превращается в магию, более того, в системную проблему всей компании. Такие компании очень просто узнать. В них подобных управленцев возносят на пьедестал, наделяют большими полномочиями и ресурсами. При этом на всех совещаниях как мантру произносят модные бизнес-термины на английском языке, хотя они имеют вполне корректные русские аналоги. Знакомая ситуация?

Учить нельзя работать

Теперь давайте перенесемся в мир информационных технологий. Здесь все ровно наоборот. В подавляющем большинстве ИТ-директора, имеющие управленческое образование, полученные навыки в своей работе не используют. В чем причина? Организация как система не позволяет им этого сделать, или же то, что они получили, не относится к навыкам и опыту, представляет собой лишь информацию, которую им «загрузили в мозг», приложив к ней очередной диплом? Я попробовал разобраться в причинах данного парадокса.

Итак, какие три слова первыми приходят в вашу голову, когда вы слышите фразу «Образование в области информационных технологий»?

Недавно, задав этот вопрос человеку, совершенно не связанному с ИТ, я получил неожиданный для себя список:

  • Несерьезно

  • Сложно

  • Западное

По правде говоря, такая комбинация меня поставила в тупик, хотя имеет полное право на существование, как и любая другая точка зрения.

Однако мнение людей, непосредственно не связанных с ИТ, имеет достаточно большое значение. Ведь именно они являются потребителями услуг, которые сейчас предоставляют современные информационные технологии.

Судите сами. Информационные технологии давно стали не только неотъемлемой частью жизни современного человека, но и элементом деятельности любой современной компании, любого масштаба, в любой отрасли. За короткий срок в три-четыре десятка лет они прошли путь от экспериментальных лабораторий до глубокой интеграции в повседневную жизнь каждого жителя любой цивилизованной страны. И чем дальше, тем более динамично происходят изменения в этой отрасли, и вклад, который ИТ вносят в деятельность компании, тоже повышается.

Следовательно, увеличиваются и требования к степени качества управления самими информационными технологиями. И вот тут мы подходим к самому главному — насколько важны знания и опыт в управленческой деятельности?

Упорною учебой грызем наук гранит

Именно пламенный призыв Льва Троцкого «грызть гранит науки» — одна из первых ассоциаций, приходящих на ум, когда речь заходит об учебе и образовании.

И основной вопрос, на который следует получить ответ: есть ли качественное образование в области ИТ-управления?

Собственно, вариантов к анализу не много:

  • Высшее  образование.

  • Учебные программы на основе различных методологий/стандартов и авторские курсы повышения квалификации.

  • Дополнительное бизнес-образование в области ИТ.

С высшим образованием в области управления информационными технологиями — все достаточно просто. Его в России пока попросту нет.

И даже не пытайтесь апеллировать к  профстандарту «Менеджер по информационным технологиям». И вовсе не потому, что однажды меня назвали одним из его «крестных отцов». А совсем по другим причинам.

Во-первых, поскольку это профессиональный стандарт, то он уже относится ко второй группе, с учетом классификации, приведенной выше.

Во-вторых, да, по нему уже есть образовательные программы, однако они все являются программами повышения квалификации, а не программами высшего образования.

В-третьих, давайте просто посчитаем, сколько лет необходимо для того, чтобы получить первых выпускников, апробировавших на практике полученные знания в области управления ИТ:

1.      Точка отсчета — 13 октября 2014 года. Дата утверждения профстандарта Министерством труда и социальной защиты РФ.

2.      Профстандарт — это еще не стандарт высшего образования. Пообщавшись с представителями высшей школы, могу сказать, что, по статистике, на разработку, согласование и внедрение в образовательный процесс в лучшем случае уйдет пять лет с момента выпуска профстандарта.

3.      Еще пять лет на то, чтобы выпустить первых специалистов в данной области.

4.      И хотя бы три года для закрепления выпускниками полученных знаний в реальных компаниях.

Получается, что первых специалистов с образованием в области управления информационными технологиями и опытом в данном направлении компании получат не ранее 2027 года!

Теперь давайте рассмотрим учебные программы и курсы повышения квалификации, коих сейчас предостаточно, особенно с учетом существующего ряда методологий управления ИТ: ITSM, ITIL, CobIT, ISO/IEC 20000 и его «отечественный аналог» ГОСТ Р ИСОМЭК 2000, CMMI ASL, MSM, ISPL и т. д.

Здесь сразу две проблемы:

  • Отличия, связанные с социокультурными факторами в управлении и их влияние на использование ИТ.

  • Отсутствие знаний в области управления ИТ.

Поясню их на примере ITIL.

Социокультурные особенности достаточно хорошо описаны в теории контекстуальности Эдварда Холла, согласно которой выделяется два вида культур (стран)  и их основные характеристики:

Низкоконтекстуальные страны:

–        жесткие правила;

–        действия одинаковы и не зависят от контекста.

Высококонтекстуальные страны:

–        правила не соблюдаются;

–        действия в одной и той же ситуации разные в зависимости от контекста.

Итак, ITIL — наиболее распространенный подход к управлению ИТ как поставщиком услуг, появился в 1980-х по заказу британского правительства.

Великобритания, впрочем, как и вся западная Европа и США (вспоминаем, откуда родом другие методологии), относится к низкоконтекстуальной культуре. Для стран с низким контекстом характерны следующие особенности:

  • Конкуренция работников, атомарное общество.

  • Высокая личная ответственность перед самим собой.

  • Руководитель оценивает подчиненного в зависимости от результата с точки зрения фирмы.

А теперь пытаемся представить, взлетит ли этот «самолет», если его сходу без коррекции попытаться запустить в России, которая, между прочим, является страной с высоким контекстом, характеризующейся следующими факторами:

  • Конкуренция управляющих, доменная структура.

  • Низкая личная ответственность, круговая порука.

  • Уравниловка, оценка не зависит от результата работы.

Что же мы имеем на выходе? Все ИТ-системы масштаба предприятия и методики их применения, методологии управления, в том числе и процессный подход, описанный в ITIL, разработаны в низкоконтекстуальных странах. При этом все попытки внедрения «в лоб» в странах с высоким контекстом заканчиваются провалом из-за высокой зависимости от контекста.

Иначе говоря, конечный результат можно описать следующим образом. У вас есть два транспортных средства: автомобиль и велосипед. Попробуйте проехать на велосипеде, просто прикрутив туда двигатель от машины безо всяких изменений и учета особенностей велосипеда.

Со знаниями все куда более запутанно, так как проблема лежит настолько на поверхности, что на нее никто не обращает внимания.

Все знают, что такое информация, однако когда задаешь вопрос, а чем она отличается от данных, — ответы можно услышать диаметрально противоположные. Добавим еще к этой группе знания и представим такую пирамиду: данные-информация-знания (см.рисунок).

IT vs Business. Часть 5 - Гранит науки. Рис. 1

Рисунок. Данные-информация-знания

Где:

Данные — это факты, различные сведения в формализованном виде, которые оцениваются по уровню ценности, целевому предназначению и накопленному объему. Например, оперативные, учетные, отчетные, статистические и т. д.

Информация — это данные в определенном контексте и собранные в инфомассивы, с возможными обобщения и элементами анализа о бизнес-процессах организации. Критерий перехода от данных к информации — возможность использовать для решения разнородных задач управления.

Знания — это информация, имеющая высокую ценность в течение длительного времени с проверенными на практике результатами познаний.

Для ценителей формул напишу так:

  • Данные = любые факты окружающей среды.

  • Информация = данные + смысл.

  • Знания = информация + практически достижимая цель.

То есть:

Знания = данные + смысл + практически достижимая цель

И снова проиллюстрируем это на примере ITIL. Можно ли ITIL считать сводом знаний? Вот что по этому поводу говорит Википедия: ITIL — (IT Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий) — библиотека, описывающая лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий. И ни слова об однозначно гарантированном результате в процессе  ее применения.

Иначе говоря, если вы не умеете ездить на велосипеде, то, сев на велосипед чемпиона мира по велоспорту, вы вряд ли на нем поедете. И уж точно не сможете победить в велогонках.

Подводя черту проблематике, связанной с учебными программами и курсами повышения квалификации, можно сказать, что все они находятся на уровне информации, не учитывают контекстуальные особенности и не всегда гарантируют, что результат, полученный в одной компании, на практике будет получен в другой.

Последним на повестке дня идет дополнительное бизнес-образование в области ИТ.

Иногда при чтении маркетинговых описаний программ бизнес-образования в голове невольно всплывает небольшая переписка из Фейсбука моей ИТ-коллеги:

IT vs Business. Часть 5 - Гранит науки. Рис. 2

Как человек, получивший степень MBA, могу сказать, что в процессе обучения единственный качественный управленческий опыт, который ты получаешь, — это работа в командах. Все остальное можно смело в той или иной степени отнести к категории «Узнаете, как получать дорогие подарки». К тому же очень многое зависит от тьюторов. Если у них богатый практический опыт, то слушатель имеет возможность не просто получить сухую теорию, но и узнать, каковы особенности ее применения на практике в различных ситуациях. В противном случае это будет набор неких шаблонов, не всегда применимых в конкретной компании. И самое главное — никто не предупреждает, что модель A работает только на большой выборке, а модель B — просто маркетинговая фантазия на тему рынка, которая позволяет чуть расширить кругозор.

Вот и получается, что дополнительное бизнес-образование в области ИТ прикладных навыков управления ИТ также не дает.

Допустим, вам повезло. Преподаватели — практики, все примеры и кейсы сплошь из реальных компаний, и вы получаете не просто информацию, а знания и навыки. Заканчиваете обучение, получаете заветный диплом и возвращаетесь в компанию. А там (вспомним начало статьи) — организация, которая уже «наелась эффективных менеджеров», и вам попросту не дают возможности применить полученные знания и навыки. Почему? Да потому, что во время обучения вам забыли сказать, что в любой компании на этапе создания уже заложена система управления. И не имея достаточных ресурсов и высокого места в пищевой цепочке этой системы, ее кардинально не изменить. Максимум небольшой тюнинг. И получается, что из курса MBA следует вынести основное — как вписаться в реальную систему с учетом смены собственной парадигмы мышления. В противном случае следует просто сменить систему, что и подтверждается статистикой перехода «вчерашних» ИТ-директоров в бизнес после получения MBA.

Словом, чтобы ездить на велосипеде, мало им обладать. Необходимы еще условия и место, где ездить. Например, велосипед на побережье моря бесполезен — в песке завязнете, в воде утонете.

Так грызть или нет?

Подводя итог под основными причинами описанного вначале парадокса, читатель может подумать, будто золотой середины практически не бывает. Спешу вас обрадовать: она есть. Но только у каждого своя. Кому-то необходимо поставить велосипед на катамаран, снять колеса и присоединить к лопастям, а кому-то просто поставить внедорожные покрышки. Ведь для эффективного управления важен комплекс факторов. И этому комплексу нельзя научиться. В лучшем случае получить информацию и перевести ее в навык. Однако это только начало. Дальше навыки необходимо апробировать на практике, подбирая под себя и переводить в опыт и знания — ваши знания, которые с высокой долей вероятности гарантированно будут давать результат.

В завершение приведу слова Джона Каленча, гуру в области сетевого маркетинга и автора книги «Лучший, каким вы можете быть в MLM»: «Многие ошибочно полагают, что целью обучения является получение новых знаний. На самом деле цель обучения заключается в том, чтобы человек начал действовать».

Опубликовано 30.06.2017