УправлениеИТ в бизнесе

Попытка предсказания, или Не хочу быть Кассандрой

Марина Аншина | 12.01.2018

Попытка предсказания, или Не хочу быть Кассандрой

Любой здравомыслящий человек, прежде чем использовать информацию, поинтересуется, откуда она взялась, насколько актуальна, с какой степенью точности получена

Меня попросили написать о будущем. С огромным удовольствием. Рано или поздно любому человеку приходится заниматься предсказаниями, хочет он этого или нет. Ведь чтобы что-либо спланировать — проект, или развитие организации, или собственную жизнь, — надо попытаться представить, что может случиться. А уж как это получится, узнаешь только в будущем.

Могу похвастаться, что в свое время мне удалось правильно предсказать развитие программных платформ. И вот уже PAAS занял важное место рядом с IAAS и SAAS. Мне удалось также предсказать, что SLA — это не просто один из компонентов ITIL, но может служить основой связи архитектурных слоев. И сейчас ISO/IEC активно развивает комплекс стандартов SLA для облачных вычислений. Конечно, это не означает, будто мои предсказания всегда сбываются. Но прошлые успехи вызывают желание попробовать еще раз. А потому продолжу.

Итак, что нас ожидает в недалеком будущем.

Культура использования информации

Прежде всего, должно кардинально поменяться отношение к информации. Если сейчас она многими воспринимается как содержание статьи в утренней газете или скорей как блог в Интернете, то в будущем она займет место основы нашей деятельности, как бытовой, так и профессиональной. Привычка строить свои решения на шаткой основе собственной интуиции не выдерживают никакой критики. Раз за разом ошибаясь, мы не приобретаем похвального опыта использовать имеющиеся сведения и тем обезопасить себя и свой труд. Однако возможности получения и представления информации развиваются стремительно. Не буду приводить статистику объема и темпы прироста — они общеизвестны. Не буду останавливаться на методах больших данных и предиктивной аналитики, которые позволяют выжать из информации все, что можно. Тут, как всегда, технологии намного быстрее, чем умение и желание их использовать.

Лучше обсудим культуру работы с информацией. Я уже неоднократно писала о непробиваемом доверии к числу, которое у нас существует. Если просто написать, что компания А успешнее компании В, то скорей всего спросят: «А почему?». Но если заметить, что прибыль компании А за прошлый год на 10% больше, чем прибыль компании В, то вряд ли кто-то даже задумается, откуда взялись подобные сведения и насколько они верны. Так что если хотите кого-то обмануть, называйте цифры с умным и серьезным видом, и, скорее всего, все получится.

А между тем качество информации является ее неотъемлемым свойством, и любой здравомыслящий человек, прежде чем использовать информацию, поинтересуется, откуда она взялась, насколько актуальна, с какой степенью точности получена, была ли защищена при передаче — не подделал ли ее кто-то и т. д. Однако бесплатный сыр... Следовательно, за качественную информацию придется платить, возможно, другой полезной информацией, как это уже сейчас происходит на некоторых сайтах.

Итак, в недалеком будущем информационные активы станут важнейшими активами организации. А умение работать с информацией, использовать ее для принятия решений — важнейшим качеством как руководителей, так и специалистов. Роль управления ИТ также возрастет, потому что необходимо будет (собственно, уже сейчас необходимо) поддерживать работу систем таким образом, чтобы предоставляемая ими информация удовлетворяла требованиям качества. В противном случае она способна превратиться в дезинформацию и, как вы понимаете, нанести организации существенный вред.

Причем этот вред не ограничивается только локальной областью применения недостоверной информации, а приведет к подрыву доверия к самой системе предоставления информации, обслуживанием которой, в частности, занимается подразделение ИТ. Соответственно, во-первых, это подразделение должно приложить все силы к повышению качества информации, а во-вторых, вести просветительскую работу по приучению пользователей правильно распоряжаться предоставляемыми сведениями. И кстати, не забывать самим это делать, чтобы не остаться сапожником без сапог.

Кастомизация

Вскоре нам придется полюбить информацию, потому что именно она станет важнейшей основой для действий и принятия решений. И поставщики информации будут работать над тем, как придать ей презентабельный вид. Ведь известно, что привлечь внимание проще всего приятной внешностью, а там уже и до любви недалеко. Что к человеку, что к любому другому объекту внимания.

На заре компьютеризации интерфейсы программных систем были, скажем, аскетичными, чтобы не сказать убогими. На мои робкие попытки поинтересоваться у производителей, с чем это связано, они отвечали, что чем скуднее интерфейс, тем лучше. Еще лучше довести видеоряд до светофора («хорошо», «ни так ни сяк», «плохо»), а управление — до одной большой кнопки. Но, к счастью, те времена канули в прошлое. И сегодня современным специалистам, с пеленок привыкшим к цифровым устройствам, трудно объяснить нищету выразительных средств представления информации о предприятии. Поэтому, уважаемые производители софта, пожалуй, стоит срочно озаботиться усовершенствованием выразительных средств ваших программ. В противном случае вы можете потерять клиентов. И помните, что их пользователи уже не бабушки и дедушки, возможно, впервые увидевшие компьютер и боящиеся лишний раз дотронуться до клавиатуры, а современные люди, которые считают его неотъемлемым инструментом своей жизни, удобным расширением возможностей и средством достижения различных полезных целей.

Есть и еще одно направление, тесно связанное с кастомизацией и звучащее также некрасиво. Это игрофикация, предполагающая игровые приемы при выполнении профессиональной деятельности. Если вдуматься, в этом нет ничего нового: в СССР было очень популярно и повсеместно распространено социалистическое соревнование, и взрослые дяди и тети с молодым задором выполняли пятилетки в три и два года. Были еще наградные вымпелы, которые ставили на рабочие места передовиков производства. Поэтому не нужно забывать, что взрослые совеем недалеко ушли от детей. По крайней мере в том, что касается азарта и любви к играм.

Нет ничего плохого в том, чтобы способствовать интересу к работе, получению удовольствия от своего труда, потому что счастливый человек намного эффективнее несчастливого и работающего из-под палки. Игровые элементы, привнесенные в производственную деятельность, не прихоть, а одно из средств повышения производительности труда и улучшения его результатов. Так что скоро на рынок придут совершенно другие программы: красивые и увлекательные.

Автоматизация повторяющихся процессов, роботизация

Все, что относится к рутине, к однообразно повторяющимся действиям, которые так скучно выполнять, будет автоматизировано. Недаром аналитики среди таких современных трендов, как облачные вычисления, «Интернет вещей», предиктивная аналитика, называют роботизацию.

Люди плохо приспособлены к выполнению монотонных процедур. Интеллектуальные способности человека заставляют его вносить в работу что-то свое. Чем бороться с этим его качеством, не проще ли передать такие операции компьютерам, которые ничуть не устают делать одно и то же многократно. Им интеллектуальные способности ничуть не мешают.

Многие задают вопрос: «А что будут делать люди, когда компьютеры и роботы заберут у них низкоквалифицированный и неинтеллектуальный труд? Ведь сейчас в нем занята существенная часть населения».

Следует признать, кому с огорчением, а кому с облегчением, что все имеет свой жизненный цикл. Это в полной мере относится и к профессиям. Одни из них уходят со сцены, другие появляются. Например, специалисты по управлению информацией, которые у нас только зарождаются, а в других странах уже представлены широким спектром должностей, таких как Data Officer, Chief Data Officer, Data Engineer, Data Manager и другими. Или такая профессия, как счетчик, исчезнувшая с появлением компьютера. И профессия бухгалтер вполне возможно последует за ней в недалеком будущем.

А люди будут заниматься разработкой новых машин, управлением ими и поддержкой их надежного функционирования. А также обучением, организацией удобного, надежного и безопасного жизненного пространства, наукой. Как мне кажется, работы всем хватит.

Глобализация и локализация

Новые программы, так же, как и новые профессии, да и многое другое новое приходят со всех сторон. Интернет позволяет не замечать ни границ, ни расстояний, ни языковых барьеров. Глобализация и интернационализация практически всех областей деятельности в современных условиях неостановимы. Однако то, что хорошо где-то, совсем необязательно будет хорошо у нас. Когда я училась на ЕМВА у нас был даже специальный курс «Кросс-культурные различия в менеджменте», на котором много чего занятного рассказывали. В частности, про то, как не попасть впросак при ведении деловых переговоров в другой стране.

Почему, например, внедрение ERP-систем в нашей стране довольно часто заканчивается неудачей? В отличие, скажем, от США. Потому что там народ, включая топов, дисциплинированный. Они покупают программную систему и без всякого насилия над собой перестраивают свой бизнес под то, «как правильно». А у нас мало найдется таких владельцев, которые свои выстраданные бизнес-процессы пустят под нож, даже в угоду дорогой и модной системе. И начинаются бесконечные доработки, после которых система уже вовсе не система, а чудо-юдо какое-то, которое ни поддержать, ни изменить.

Но для того чтобы стать хотя бы теоретически внедряемой, такая ERP-система должна пройти не только через перевод, но и через локализацию, учитывающую особенности ведения хозяйственной деятельности в конкретной стране. Сама в свое время намучилась с этим вопросом. Почему мы же мы считаем, что системы надо локализовывать, а все остальное, что мы радостно заимствуем у других народов, не надо?

Например, стандарты, столь близкие моей душе. Худо-бедно, но процесс перевода международных стандартов, по крайней мере в области ИТ, у нас идет. Сама принимала участие в такой работе. Но этого мало. Надо создавать отечественные стандарты, представляющие собой не просто кальку, хуже или лучше переведенную с чужого языка, но родной, учитывающий особенности страны документ.

Поскольку довелось поработать в международных компаниях, я не раз замечала, что попытки экспатов принести свой опыт «как есть», без учета реалий страны, где они работают, обречен на неудачу. Ведь страна — не только государственные границы, а то, что объединяет ее народ, менталитет и культура, которые в ней складывались веками. Поэтому думаю, что в ближайшее время мы научимся использовать все богатства мирового опыта, не вслепую его перенимая, а творчески приспосабливая для решения собственных задач.

И термин «локализация» займет прочное место не только при внедрении корпоративных систем, построении иерархии стандартов (от международных через отечественные к корпоративным), но и при освоении во всех других областях деятельности.

Предсказание — занятие не менее опасное, чем медицина, где на кону людская жизнь, или ИТ, которые держат на крючке информацию. Кто-то поверит и пойдет по пути, указанному, предсказателем, а он окажется тупиком. Кто-то не поверит, и будешь кусать локти, потому что точно знаешь, что будет так, как предсказал, а помочь не смог.

Надеюсь, что мои предсказания не так опасны. Это просто попытка заглянуть вперед. И, как вы видите, я там ничего страшного не обнаружила. 

Цифровизация

Темы:

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 12/2017], Подписка на журналы

Об авторах

Марина Аншина

Марина Аншина

Президент фонда ФОСТАС, председатель правления Российского союза ИТ-директоров


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00