ИТ в мебельном производстве: новые тренды, новые возможности

Логотип компании
ИТ в мебельном производстве: новые тренды, новые возможности
Мы покупаем бизнес-приложения у своего провайдера как SaaS, это тарифицируется не как аренда мощностей, а как сервис

Производственные компании потребляют все больше ИТ-продуктов и услуг. Модели, по которым они их покупают, меняются. Своими наблюдениями и опытом делится Олег Смирнов, CIO компании «Передовые мебельные технологии».

ИТ в мебельном производстве: новые тренды, новые возможности. Рис. 1
 

Чем занимается ваша компания и как эту деятельность поддерживают ИТ?

Группа компаний «Передовые мебельные технологии» (ПМТ) это вертикально-интегрированный холдинг, производящий мягкую и корпусную мебель, домашний текстиль, а также сырье, используемое в производстве. Предприятие существует с 2012 года, когда мы делали только сырье для производства матрасов. Теперь это вертикально интегрированный холдинг. ПМТ — основной поставщик группы компаний «Аскона», поставщик IKEA, Hoff и других известных сетей. Основное наше направление — диваны, кровати, а в последнее время и корпусная мебель. Есть отдельное подразделение, изготавливающее аксессуары для сна: подушки, покрывала, белье и подобные вещи. Темпы роста составляют 30–40% оборота в год, в компании занято больше двух тысяч сотрудников.

Головной офис и производство расположены в Коврове, новая площадка недавно открыта во Владимире. Производство диванов и кроватей — поточное, однако выпускается значительное количество вариантов комплектаций.

Основная наша учетная система — 1С УПП, весьма сильно переработанная. Год назад мы приняли решение о переходе на 1С ERP, завершение проекта запланировано на начало 2019-го. Исторически каждое наше предприятие ведет учет в отдельной базе. Те площадки, где нет большого объема данных и транзакций, мы переводим на 1С ERP силами собственных специалистов в текущем режиме, чтобы и люди учились работать в системе, и мы понимали, что следует трансформировать, а что не стоит. Поскольку часть процессов автоматизирована с помощью наших собственных доработок, мы обсуждаем свои решения с интегратором и часто слышим, что у нас какие-то вещи реализованы лучше, чем это сделано в типовом решении.

Какая у вас стратегия потребления ИТ? Вы больше полагаетесь на внешних подрядчиков или на собственные силы?

В группе компаний есть внутренняя ИТ компания- системный интегратор, который оказывает ИТ-услуги. Фактически мы пользуемся частным облаком по моделям IaaS и SaaS. В нем размещены наши приложения, а системное администрирование выполняют сотрудники интегратора.

Все то, что относится к развитию и поддержке бизнес-систем, мы осуществляем самостоятельно — задачи делим примерно пополам между собственными ресурсами и ресурсами внешних разработчиков. Текущие вопросы оставляем за собой, а на крупные проекты и развитие нанимаем внешних подрядчиков.

Какие изменения вы отмечаете на рынке системной интеграции в текущем году, особенно среди поставщиков услуг по продуктам 1С?

Интеграторы начали лучше считать деньги. Различные маркетинговые вещи, предпроектные исследования, демоверсии делаются со значительно меньшей охотой, чем в прошлые годы. Раньше подобная схема была очень распространенной, а сегодня интеграторы обращаются к ней, только если видят высокую вероятность войти в проект.

Мы традиционно пользовались услугами региональных компаний. Их цены отличались от крупных городов (Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода) вдвое. Теперь же эта разница составляет всего 20–30%. Рынок выравнивается. При этом квалификация региональных команд зачастую превышает квалификацию работников, присланных нам крупными подрядчиками. Был случай, когда один из крупнейших партнеров 1С, для которого мы не самый приоритетный клиент, нам прислал команду более слабую, чем небольшие региональные фирмы, постоянно сотрудничающие с нами.

Правда, Ковров — город нетипичный. Здесь как минимум три производства российского масштаба: ПМТ, завод им. Дегтярева и Ковровский механический завод, входящий в состав «Росатома». Есть и офисы крупных фирм, например, «Все инструменты». Поэтому в городе очень сильный дефицит кадров, в том числе в ИТ.

На проект внедрения ERP мы искали подрядчиков как через вендора, так и объявляли конкурс, приглашали к участию общероссийских игроков. Выиграла компания, имеющая очень хорошие компетенции в автоматизации финансового и производственного учета, что для нас было очень важно.

Что меняется на рынке оборудования? Как вы решаете инфраструктурные задачи?

Тенденция последних лет проявляется в том, что вычислительная мощность не растет линейно, как это было прежде. Потребности бизнеса в увеличении мощности теперь удовлетворяются не приобретением новых более мощных серверов, а увеличением их числа и активным использованием виртуализации

Все услуги дата-центра нам предоставляет внутренний интегратор группы. Мы регулярно мониторим цены на открытом рынке, начиная с Amazon и заканчивая местными фирмами. Но наш внутренний провайдер дает цены на 20–30% ниже рыночных, и нам нет смысла что-то менять. Работаем по модели «инфраструктура как сервис». Изменение объема мощностей выполняется по запросу. Уровень надежности не идеален, но достаточен для наших бизнес-задач. В частном облаке у нас размещены бизнес-критичные приложения, включая производственные и складские системы, среды разработки, тестирование. На всех наших производственных площадках в Коврове и Владимире все каналы связи зарезервированы, каналы на складах дублируются через мобильных провайдеров, так что простоев из-за проблем со связью не возникает.

Все российские дата-центры ориентированы на крупных игроков. Цены, по которым они реально работают с такими клиентами, существенно ниже тех, что заявлены публично. Уровень надежности определяется теми сервисными процедурами и тем, как выстроены процессы. Миграция в дата-центр должна сопровождаться тщательным аудитом этих процессов, а в ходе эксплуатации — регулярным контролем за их соблюдением. Мы и со своим дата-центром так и работаем, проверяя работу резервных и сервисных функций. Если не проверять, как можно быть уверенным в работоспособности?

В чем вы видите основные проблемы с ИТ-системами вашего предприятия?

Если говорить о технической стороне – то наша ключевая проблема достаточно общая. Впрямую увеличение мощности серверов не ведет к повышению производительности информационных систем. Вычислительная мощность процессоров и быстродействие СХД достаточно велики. Узким местом являются не они, а логика информационных систем. Эффект дает программная оптимизация баз данных и бизнес-приложений. Для эффективности критична возможность распараллеливать выполнение операций, процессов. Сервер с 16 ядрами может быть загружен на 10%. Чтобы загрузить его оптимально, необходимо специальным образом настраивать софт.

Это известная проблема информационных систем (и 1С в том числе): зачастую параллельные процессы «мешают» друг другу. Чтобы это ограничение снять, механизмы внутри 1С требуют тщательной настройки или даже существенной переработки. Также есть решения сторонних компаний, специализирующихся на оптимизации работы информационных систем и баз данных. Либо мы переписываем существенную часть кода, либо берем решение от независимого от вендора партнера. В настоящее время мы тестируем одно из таких решений.

Вы покупаете инфраструктуру как услугу. Приобретаете ли вы по сервисной модели и софт?

Мы покупаем бизнес-приложения у своего провайдера как SaaS, это тарифицируется не как аренда мощностей, а как сервис. Например, арендуя почту, платим за число почтовых ящиков и объем.

Это разумно и выгодно всегда, кроме случаев, когда компания очень стабильна. Или же если вы понимаете, какой у вас планируется рост на несколько лет вперед, то можете спрогнозировать и потребности в оборудовании. Тогда владеть им будет дешевле, чем арендовать. Но если нагрузка, в том числе количество пользователей, колеблется, причем непредсказуемо, то получается, что аренда выгодней даже в расчете на один год, ведь платите вы лишь за реально потребленные услуги.

Мы рассматривали SaaS от «Майкрософт», поскольку у нас исторически ПО этого вендора — основное, все привыкли работать с ним. Цены внутреннего провайдера лучше, но если бы рассматривали все услуги «Майкрософт», соотношение могло бы быть и другим. Однако основное, что отличает данного вендора, — частота выпуска новых версий. В облаке версии ПО обновляются постоянно, поэтому и услуги включают в себя данную стоиомость. Но возникает вопрос, требуется ли нам обновлять ПО с такой частотой. Каждый раз при обновлении ПО необходимо дополнительно обучать сотрудников – и это существенный объем затрат. Есть смысл менять версию, только если появляется какая-то острая необходимость, скажем, очень нужна новая функциональность или прекращается поддержка продукта.

Чем вы автоматизируете цеховое планирование, управление станками?

Для задач управления конструкторской документацией и оборудованием с ЧПУ используем отечественное решение на всех производствах. Все проблемы оно не закрывает, но для управления станками и разработки документации вполне достаточно. Сейчас мы ищем новые решения для автоматизации всего процесса разработки и создания продукта, для управления жизненным циклом. Рассматриваем продукты в том числе западных вендоров. Ассортимент у нас огромный, управлять таким многообразием сложно. Система хранения конструкторской документации и управления производством одного варианта изделия нас вполне устраивает. Но изделий десятки тысяч, к тому же надо хранить историю изменений. Скорей всего, используемое решение мы оставим и будем сращивать его с новой системой, потому что нам необходима система управления жизненным циклом производства продукции. Внедрение данной системы требует специфических навыков и знаний, и, вероятнее всего, мы пригласим внешнего подрядчика на эту работу. Здесь выбор есть, поскольку достаточно много российских фирм этим занимаются. 

Опубликовано 12.01.2018

Похожие статьи