Основной запрос — на сервис
Одни из главных факторов успешного сотрудничества заказчика и интегратора — это доверие и взаимопонимание. О том, что сегодня требует бизнес от ИТ-поставщика, о комплексном сервисе и решении задач импортозамещения рассказывает Евгений Щепилов, управляющий директор сервисного направления ГК «АйТеко».
Рынок ИТ-услуг в России уже не первый год растет благодаря бурному развитию облачного сегмента. А как изменились за это время потребности и ожидания заказчиков?
Как сервис-провайдер и интегратор, мы видим, что заказчики переориентируются на внутренний рынок, на переход к отечественным решениям и технологиям. Здесь сказывается и влияние санкций, и тот факт, что в России появляется все больше зрелых, современных, надежных решений и все больше областей, где российские разработчики могут составить серьезную конкуренцию известным зарубежным вендорам. К этому новому поколению решений относятся и наши разработки: ПАК «РУСТЭК», ПАК «СОКРАТ», сервисы в области информационной безопасности, разработанные на основе решений лидеров этого рынка. Основной запрос, который мы сегодня видим от клиентов, — это запрос на сервис. Не оборудование и ПО, которые к тому же могут оказаться в зоне риска из-за санкций, а конечный продукт — сервис от надежного поставщика. Этот сервис необязательно должен быть облачным. Например, наш ПАК «СОКРАТ» это как раз комплекс оборудования и программного обеспечения, по сути, коробочное решение, которое заказчик получает уже практически готовым к работе — начать с ним работать можно через несколько дней. Наша экспертиза в том, что мы можем создать такой комплекс индивидуально для каждого заказчика и благодаря в этом комплексе собраны продукты и решения лидеров российской ИТ-индустрии, то есть то, что наиболее востребовано рынком, отвечает потребностям заказчиков и современным технологическим трендам. Этот подход работает и в сфере облачных технологий: ПАК — одно из решений, которое позволяет нам предоставлять полный, комплексный сервис публичного облака. Но не все решения можно реализовать в облачном формате, поэтому важной частью нашего бизнеса являются интеграторские проекты. Здесь мы по принципу одного окна предоставляем заказчику решение практически любых задач, связанных с ИТ-инфраструктурой: от закупок оборудования на наиболее выгодных условиях до полной передачи ИТ-инфраструктуры нам на аутсорсинг, включая поддержку, обновления, контроль безопасности и другие аспекты. Например, сейчас у нас много проектов по замене старого оборудования — и часто это связано не только с его моральным устареванием, а с тем, что клиенты в принципе меняют подходы к ИТ, внедряют сервисный подход, рассматривают ИТ как центр инноваций и прибыли, а не как обслуживающую функцию. Для таких задач ПАК «СОКРАТ» также эффективен. То, что мы теперь будем работать в рамках совместного предприятия со Сбербанком (в начале апреля Сбербанк и «АйТеко» подписали соглашение о стратегическом партнерстве в сфере облачных решений для цифровой экономики, в рамках которого создается совместное предприятие и новый бренд — SberCloud), дает нам выход на новый рынок и новые категории клиентов. Мы отвечаем на бизнес-потребности клиента тем, что максимально быстро предоставляем готовые ресурсы — как из облака, так и из готовых коробочных решений. Оба эти подхода будут развиваться на основе наших совместных разработок. «Сервионика» продолжает быть каналом продаж и работы с теми заказчиками, с которыми мы всегда работали: госсектор, крупный бизнес, холдинговые структуры. Эти наработки будут использоваться в решениях, создаваемых в рамках совместного предприятия. Но мы продолжим работать с заказчиками и как сервисный интегратор — поставщик комплексных сервисов. Например, ПАК «СОКРАТ» — это базовый продукт, в состав которого входит аппаратная платформа (оборудование), программное обеспечение РУСТЭК. Но модуль управления информационной безопасностью, который обеспечивает соответствие решения актуальному российскому законодательству, создан командой специалистов «Сервионики», здесь наша экспертиза, в том числе уникальный для российского рынка опыт, который мы получили в процессе подготовки платформы РУСТЭК к сертификации ФСТЭК (в феврале 2018 года платформа РУСТЭК получила сертификат соответствия ФСТЭК).
Когда «АйТеко» в 2013‑м выделила сервисное направление в отдельный бизнес, вы говорили о преимуществах универсального сервис-провайдера. Сейчас облачная часть этого бизнеса выделена в новую компанию, совместно со Сбербанком. Значит ли это, что специализация более перспективна для сервисного бизнеса, чем универсальность?
Универсальность дает нам возможность удовлетворять потребности клиента во всех продуктах, которые имеются на рынке. Это огромное преимущество. В рамках совместного предприятия со Сбербанком будет развиваться модель облачного провайдера, который будет предоставлять сервисы на российской платформе. Например, разработанная в «Сервионике» платформа РУСТЭК уже находится на таком уровне зрелости, что по ряду ключевых параметров может заменить известные зарубежные проприетарные платформы. Это важно заказчикам, для которых критичной является задача импортозамещения вне независимости от санкций или стратегии развития отдельных вендоров. «Сервионика», с учетом своего опыта, будет выбирать и предоставлять заказчикам наиболее эффективные разработки и ноу-хау российского рынка. Благодаря этому у российских разработчиков появится новый стимул к созданию инновационных решений, путь которых к клиентам мы будем помогать ускорить. Это новая миссия: мы хотим, чтобы наша платформа была не только технологической, но и идеологической основой для отраслевой экосистемы. Именно в создании таких экосистем будущее ИТ-рынка.
Как возникла идея создать внутри провайдера подразделение разработки? С какими сложностями вы столкнулись при его формировании и развитии?
«Сервионика» стала одним из первых российских облачных провайдеров, так что наша история в какой-то степени повторяет тот путь, который прошли облака в России: от просвещения заказчиков и предложения популярных западных решений до создания отечественных облачных решений собственными силами. Когда мы в начале 2010‑х годов начали выходить на российский облачный рынок с решениями на базе VMware, то поняли, что не можем полностью удовлетворить российских заказчиков только одной платформой. Например, есть ценовые ниши, где потребность в облаках высока, но решения VMware для них не подходят. Увидев эту проблему, мы начали искать пути ее решения: как предложить заказчикам облако, не менее качественное, но менее затратное. Вторая проблема, которая нас интересовала, — универсальность платформы, ее гибкость и простота интеграции. Решения VMware и IBM, которые мы рассматривали, в тот момент были больше ориентированы на частные облака. А решения для публичных облаков предоставлялись вендорами, которые не были готовы продавать собственный софт либо оказывать комплексный сервис. Поэтому нам нужно было либо найти такие решения, уже готовые, либо инвестировать в их создание. Мы выбрали второй путь: своими силами разработали основу такой платформы, различные модули, системы биллинга, портал пользователя, позволяющий удобно и просто заказать необходимые сервисы, управлять их объемом и затратами. В платформу также были интегрированы несколько решений, уже имевших самостоятельное хождение на рынке. Проанализировав различные технологии, мы остановились на OpenStack — платформе с открытым кодом.
По каким критериям была выбрана эта платформа?
На тот момент она уже была основой ряда крупных облачных решений в разных странах, пользовалась авторитетом среди ИТ-профессионалов, поддерживалась глобальным сообществом разработчиков и продолжала активно развиваться. «Сервионика» включилась в это развитие. Мы вошли в сообщество OpenStack, стали пропагандистами этой идеи, продвигали OpenStack как стандартное решение с открытым кодом и готовым дистрибутивом. «Сервионика» стала одним из лидеров по объему кода, внесенного в платформу, и со временем, в 2016 году, возглавила один из ключевых проектов по ее развитию — Watcher. Тем не менее мы понимали, что для заказчиков такие решения все равно нужно дорабатывать. Все это мы сами тестировали, дорабатывали и благодаря этому развивали собственные компетенции в разработке. Так в нашей структуре появилось подразделение разработки, а его флагманским продуктом стала платформа РУСТЭК и ее модификации. Все это изменило фокус деятельности команды: от чисто интеграторских компетенций мы стали переходить к сочетанию интегратора и разработчика, к универсальной сервисной модели предоставления ИТ-услуг. Сейчас в нашем дистрибутиве более 50 модулей — это собственные разработки «Сервионики», которые создавались в процессе изучения потребностей заказчиков, их запросов на то, какими облачными решениями они хотели бы пользоваться, какие задачи через них решать. В платформе РУСТЭК мы постарались объединить эти пожелания и опыт и выбрали для этого технологию OpenStack, которая обеспечивает постоянное развитие и высокую гибкость платформы. Платформа РУСТЭК с 2016 года входит в Единый реестр российского ПО.
Здесь, очевидно, стоит подробнее остановиться на информационной безопасности — теме, которая в последние годы стала одной из самых популярных в ИТ.
Создавая РУСТЭК, мы всегда следили за тем, чтобы наш продукт отвечал требованиям информационной безопасности, так как понимали, что предлагать его мы хотим заказчикам, для которых этот вопрос критически важен. Из 50 модулей, о которых я упомянул, больше половины связаны с обеспечением информационной безопасности платформы. И очень важно для российских заказчиков, что эти модули созданы нами, российской командой, с учетом актуальных требований регуляторов, с учетом нового законодательства, которое в последние годы стремительно эволюционирует. Наш пример международного проекта — разработка для компании Lattelecom, одного из ведущих телеком-провайдеров Западной Европы. Этот проект также возник из-за потребностей заказчика: требовалась площадка с публичным облаком. Гибкость нашего решения позволила объединить нашу систему биллинга с платформой VMware — созданный дистрибутив подходит не только для операторов, но и для государственных холдингов, крупных компаний, которые могут разворачивать данную среду и выполнять централизацию всего И-ландшафта. Центральный блок такого холдинга может продавать внутри своих дочерних организаций или департаментов свои ресурсы — то есть переходить к той самой модели «ИТ как сервис», которая наиболее прибыльна и для организации в целом, и для ИТ-подразделения. И это может находить применение не только в России, но и за ее пределами — например, вопросы информационной и технологической безопасности сейчас являются приоритетом для стран ЕАЭС.
Вы неоднократно подчеркивали важность создания отраслевой экосистемы для развития российского облачного рынка. Что уже удалось сделать в этом направлении?
Так как мы базируемся на продукте, который создает сообщество, мы базируемся на потребностях, не закрываем свой продукт. С одной стороны, мы выступаем как вендор — то есть это в какой-то степени проприетарное решение. С другой — оно дает возможность заказчику дорабатывать его, интегрировать с различными системами, развивать свою внутреннюю инфраструктуру и решать свои задачи независимо от нас как вендора. В проприетарном виде это РУСТЭК К, он сертифицирован и его нельзя самостоятельно дорабатывать. Но модификации РУСТЭК — РУСТЭК С и РУСТЭК-ЕСУ — это открытые продукты, которые мы постоянно дорабатываем, совершенствуем. Все наши партнеры могут это использовать в импортозамещении, на своих аппаратных средствах и совместно со своими продуктами. Мы постоянно общаемся с рынком, помогаем во внедрении наших решений и их интеграции в ИТ-инфраструктуру заказчика.
Расскажите о планах новой компании по созданию платформы SberCloud. Чем эта платформа будет отличаться от других аналогичных разработок, кроме того, что будет создана полностью в России?
Сбербанк работает в массовом сегменте, в его клиентской базе 1,5 миллиона юридических лиц — и в рамках совместного предприятия мы можем выйти на это сегмент и начать сотрудничать не только с крупными Enterprise-заказчиками, на которых всегда были ориентированы, но и с компаниями из среднего и малого бизнеса. Сейчас Сбербанк создает публичное облако для средних и малых компаний, для юридических лиц, которые получат доступ к маркетплейсу наиболее эффективных и современных ИТ-решений. Это будет единая платформа для агрегации SaaS-решений и услуг различных облачных провайдеров, где мы будем собирать все лучшее и самое востребованное. Одно из возможных направлений — предоставление сервисов по развитию стартапов, работающих в сфере облачных технологий. Таким образом, платформа SberCloud — это объединение самых лучших ИТ-решений и самого доступного формата их предоставления заказчикам из любого сегмента — от Enterprise до СМБ. Сбербанк — это партнер с огромным опытом работы на массовом рынке, с надежной масштабной системой поддержки, которая охватывает всех участников рынка. Совместными усилиями мы будем создавать централизованную платформу, которая сможет предоставлять серверные мощности, программные решения и даже, возможно, различные финансовые услуги от Сбербанка. Чтобы получить такой результат, нам предстоит пройти большой путь совместно: не только в разработке, но и в позиционировании платформы, в работе над качеством сервиса, принципами выбора решений, которые войдут в маркетплейс. Маркетплейс — это не только продукты наших партнеров, но и интеграционная шина, на базе которой можно будет предоставлять комплексные сервисы, готовые наборы решений — в том числе отраслевых, а в перспективе — и наборы данных. Это возможность создания нового продукта для наших партнеров. Например, аналитический инструментарий маркетплейса может работать с внешними данными, но обрабатываться они будут системой, которая будет размещена в нашем маркетплейсе, в соответствии с требованиями законодательства. С другой стороны, мы готовы агрегировать облачные сервисы не только российских вендоров, но и зарубежных, и маркетплейс позволит сделать доступными для конечного заказчика самые современные технологии — как отечественные, так и мировые. Наш план, созданный на основе потребностей как коммерческого рынка, так и Сбербанка, расписан до 2020 года и включает в себя различные усовершенствования, модернизации и разработки. Мы хотим сделать сегментацию по отраслям, создать универсальную платформу, которая сможет полностью заменить VMware, планируем с рынка брать большое количество разработческих команд, которые будут работать над развитием этого продукта. Российских примеров и ориентиров нет, поэтому нам предстоит самим стать таким примером и ориентиром. Это очень ответственно и интересно.
Текст: Елена Богловская
Опубликовано 04.05.2018