CIO или CDO?
Цифровизация меняет не только бизнес, но и роль ИТ-директора. В штатных расписаниях российских предприятий стали появляться CDO, директора по цифре. В чем разница между CIO и CDO, как изменится роль ИТ-директора с возможным приходом в компанию еще одного технологического менеджера, как ИТ-директору относиться к актуальным технологическим трендам? Об этом мы беседовали с президентом Нижегородского клуба ИТ-директоров Александром Квасовым.
В последнее время все чаще аббревиатура CIO меняется на новую – CDO. В чем, по вашему мнению, суть этого изменения? Действительно ли ИТ-директор сегодня превращается в директора по «цифре»?
То, что должность CIO весьма неустойчива с точки зрения занимающего ее профессионала, – очевидно. Уже давно известна шуточная расшифровка CIO, как Career Is Over, и она неслучайна. Менеджеры – профессионалы в ИТ, достигшие данного уровня, через определенное время оказываются на перепутье: двигаться в CEO или искать новые вершины, которых можно достичь в других компаниях в роли CIO. Я не говорю обо всех ИТ-директорах, поскольку размер компаний и уровень развития ИТ в них могут быть очень разные.
Еще одну степень неустойчивости добавляет ответственность, которую несет CIO. Технологии развиваются, но вместе с ними развиваются и киберугрозы, кроме того, увеличивается зависимость от каналов передачи данных и от постоянно усложняющихся аппаратно-программных комплексов. Сбои начинают носить все более массовый характер, а значит, и CIO становится «расстрельной» должностью, на которой долго никто не задерживается.
К тому же с повсеместным проникновением в бизнес информационных технологий сегодня на первое место в создании конкурентных преимуществ компании выходят инновации. Зачастую в обязанности CIO работа с инновациями не входит, иными словами, на смену ему может прийти другой менеджер, директор по инновациям, и обязанности ИТ-директора будут ограничены только поддержкой информационных систем.
Отсюда и возникновение новой должности – Chief Innovation Officer или, возможно, Chief Digital Officer, в круг обязанностей которого входит работа с «цифрой». Я не считаю, что CIO и CDO равнозначны. Вторым предстоит работать на направлениях, связанных с большими данными и аналитикой. Это – несколько иная деятельность, новые задачи и содержание работы.
Предприятия уже накопили огромные массивы данных: телеком-компании, производственники, банки, ретейл... Бизнес уже четко осознал необходимость извлечения пользы из этих сведений, более того, данные становятся важнейшей ценностью компании. Вот почему возникла потребность выделять в штате отдельного специалиста, который будет определять работу с данными и аналитику. Это отдельное направление, которое не исключает существования ИТ-директора, а скорее дополняет его роль. Пока я не вижу замены CIO на CDO в структуре управления организациями. Технологическое развитие предприятий остается задачей ИТ-директора. А вот в дальнейшем, по мере развития систем, не требующих поддержки и постоянного участия внутренних специалистов, не исключаю, что CDO станет главенствующей фигурой, определяющей не только работу с данными, но и технологическое развитие в целом.
В чем, по-вашему, будет состоять новая роль CIO/CDO в эпоху цифровизации?
Новая роль CIO как раз и заключается в управлении инновациями, которые в свою очередь, как раньше сами ИТ, сегодня являются конкурентным преимуществом компании, и чем быстрее компания их реализует, тем больше шансов получит на лидерство.
Что же касается CDO, которого отдельные эксперты прочили взамен CIO, пока эти прогнозы не сбываются. На мой взгляд, влияние «цифровых офицеров» на деятельность компании значительно меньше, чем CIO, поскольку в его обязанности входит лишь часть ИТ. Однако само направление анализа данных с каждым годом только растет.
Какие перемены для ИТ-директоров влечет цифровизация? Насколько серьезная предстоит им смена сферы деятельности или характера работы?
Сегодня «цифровизация» очень популярное слово. Оно очень многозначно и имеет множество прочтений. Для одних цифровизация – автоматизация деятельности, призванная облегчить труд работников и повысить производительность их труда. Для других – отказ от самих работников в пользу технологий. Всем известна фраза из знаменитого фильма «Кин-Дза-Дза»: «Женщину вынули, автомат засунули». Цифровые (информационные) технологии приходят на смену привычным, информационные системы заменяют людей, а значит, теперь не ИТ у нас на службе, а мы у них. Сотрудник уже не должен разбираться в технологиях работы компании, его квалификация может быть значительно ниже, система всё сделает сама. ИТ-решения поставляются и «из коробки», и аутсортерами. ИТ-руководителям уже не нужно доскональное знание технологий, и роль CIO трансформируется от технического руководителя в сторону бизнес-менеджера, который просто понимает технические особенности. Он становится гораздо ближе к СЕО.
Насколько российские CIO готовы к таким переменам?
Российские CIO ко всему готовы. В нашей стране ИТ-директора просто не выжили бы, если бы не были готовы к постоянным переменам не обеспечивали бы бизнесу компромисс между постоянно ужесточающимся законодательством и возможностью развивать бизнес. К слову, большую помощь и поддержку в этой работе нам оказывают профессиональные сообщества, такие как клубы ИТ-директоров.
По вашим наблюдениями, начался ли реальный, а не декларативный процесс цифровизации предприятий? Сформировалось ли в среде ИТ-директоров единое представление о том, что такое цифровизация, существует ли единое понимание этого термина?
На мой взгляд, такого понимания нет. Это модный слоган, а ИТ-директора продолжают делать свою работу и обеспечивать бизнес в условиях новых требований законодательства, рожденных в рамках этой самой цифровизации.
Сегодня мы сталкиваемся с довольно сложной ситуацией, когда предприятия госсектора должны обеспечивать цифровизацию, причем отказываясь от уже зарекомендовавших себя импортных систем в пользу отечественного аналога. С одной стороны – это замечательно, это подталкивает рынок российского ПО к развитию, с другой – потребуется время, чтобы догнать системы, сформированные десятилетиями.
Что же касается коммерческих предприятий, они заинтересованы в развитии ИТ, но какого-то скачка в связи с появлением данного термина, я думаю, не наблюдается.
Активно муссируется тема искусственного интеллекта. Существует мнение, что существует три типа сотрудников. Те, кто занимается выполнением рутинных операций, – их можно заменить роботами уже сегодня. Менеджеров среднего звена, реагирующих на изменение среды, можно будет заменить в течение пяти ближайших лет. А вот стратегических специалистов, которые должны работать на дальнюю перспективу, заменить искусственным интеллектом в обозримом будущем не удастся. Останется ли у CIO функции стратега? Заменят ли их роботы?
Конечно, CIO продолжат играть стратегическую роль. Что касается первых двух типов сотрудников, то с такой точкой зрения можно вполне согласиться. Но есть один нюанс: люди предпочитают общаться с людьми, в регионах – особенно. Здесь роботизация принимается далеко не везде, обслуживание в банках осуществляется живыми сотрудниками, а не роботами. Я считаю, что массовое использование искусственного интеллекта на низовом уровне не такое уж и благотворное явление. То же самое в какой-то мере можно говорить и о среднем уровне. Подобные специалисты занимаются реализацией стратегии, определяемой топ-менеджментом, а для этого просто необходимы понимание и гибкость. Машине такие качества не свойственны.
Рассматриваете ли вы блокчейн как перспективное направление в развитии своего предприятия?
Не так давно я был на региональной конференции в Ижевске, которая называлась «ИТ в ОПК». Там я предложил коллегам подумать о том, чтобы отказываться от строительства и поддержки локальных дата-центров в пользу облачных решений, когда несколько предприятий могут объединиться в одном ЦОДе. Идею восприняли позитивно. Более того, коллеги считают, что за такими решениями будущее. Однако, по их словам, в оборонно-промышленном комплексе так делать не получается.
Блокчейн, по сути, то же самое, только на программном уровне. Возникает вопрос об ограничении прав доступа даже к отрывочной информации. К примеру, Центробанк требует предоставления все большего объема информации онлайн. Появились ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, другие системы. Полагаю, весь этот огромный комплекс информации может быть и, вероятно, будет распределен по принципу блокчейна.
Есть еще и такой аспект цифровизации, как биометрия. В частности, единая биометрическая система...
Эта тема очень трудная для региональных банков. Во-первых, программное обеспечение стоит очень дорого. К сожалению, Ростелеком, уполномоченный правительством, занимает монопольное положение на рынке, и это не создает предпосылок к тому, чтобы биометрия подешевела. Во-вторых, работа с биометрией сразу же создает банкам серьезные проблемы, поскольку в таком случае они становятся операторами персональных данных первого уровня и сталкиваются с необходимостью сертификации всего и вся. Передавать биометрическую информацию придется из любой точки присутствия. Затраты на обеспечение подобной работы огромны, между тем будет ли биометрия популярна у клиентов – не так уж и очевидно. Пока закон никто не отменял, и уже с 30 июня банки обязаны обеспечить сбор биометрических данных. Чем кончится дело, произойдут ли изменения в законодательстве – пока не ясно.
Нижегородский клуб ИТ-директоров – один из самых старых в России. Что изменилось в его жизни за последнее время?
Клуб трансформируется. Во-первых, меняются приоритеты, люди всё больше погружены в работу, мы уже не проводим ежемесячные мероприятия, но раз 5-6 в году все же собираемся. Мы не делаем из клуба коммерческую площадку, а собираемся по мере желания и необходимости.
У нас в городе не так много ИТ-директоров и еще меньше тех, кто заинтересован в постоянном общении. С годами сложился костяк, люди познакомились между собой, подружились. Челны клуба собираются и общаются уже вне какой-то организации: самые актуальные темы мы обсудили и повторно их касаться едва ли имеет смысл. После определенной паузы появляются темы, которые нам хочется обсудить вместе. Тем более что те, кто входит в клуб, всегда готовы к встречам. И, конечно же, многие ждут наш ежегодный осенний конгресс «Болдинская осень», который мы, как и прежде, в этом году уже в 11-й раз проводим в семейном формате.
Опубликовано 23.07.2018