Для чего мы делаем то, что мы делаем

Логотип компании
Для чего мы делаем то, что мы делаем
А может, наоборот, вашим убеждением станет тот факт, что у каждого человека своя правда и необязательно вцепляться друг другу в глотку, а вполне можно найти компромиссное решение?

Пару лет назад, в Киеве, я проводил очередное «Путешествие Героя за Золотым Руном». Большой воркшоп по прояснению психологических барьеров на пути к своему призванию и деньгам. Это был достаточно «кулуарный» воркшоп, человек на тридцать, который организовал один мой знакомый, довольно известный в Киеве человек. Звали его… ну скажем… Петрович. Народ подобрался интересный. Один долларовый миллиардер, пара-тройка миллионеров и достаточное количество просто вполне состоятельных ребят. На мой оторопелый вопрос, а чего бы вам хотелось от этого воркшопа, народ почесал в затылке и как под копирку дал один и тот же ответ: «Ну… Петрович сказал, что это круто и тебе надо. Петрович зря не скажет». Я работал, время шло, народ понемногу включался, выполнял задания, находил для себя массу интересного, задавал вопросы и сам же на них отвечал – в общем, все шло как положено. За исключением миллиардера. Он обычно приходил к обеду и немного озадаченно, со свинцовым взглядом и хмурым лицом, смотрел на все это действо и ни в чем не участвовал. Чувствовалось, что если у него и есть какие-то проблемы, то уж точно не с деньгами.

 

Надо делать то, что надо. А чего не надо делать – делать не надо.
Робби Тоббинсон

Это продолжалось три дня и я, надо сказать, немного приуныл, глядя на его совершенно непроницаемое лицо. Последнее упражнение было посвящено тому, чтобы интегрировать результаты прошедших трех дней. И делать это последовательно. Идея такой работы принадлежит Роберту Дилтсу, одному из создателей нейролингвистического программирования. Ее суть в том, чтобы не смешивать все в кучу, а идти строго последовательно. Начать с того, что поменялось за время тренинга, потом, что каждый из участников будет по-другому делать, потом, какие новые возможности это дает и т. д. Вплоть до личной миссии. И тут лицо олигарха посветлело. Он, не отрываясь, смотрел на флипчарт и экран, делая какие-то пометки в блокноте. Когда все закончилось, он подошел ко мне, с чувством пожал руку и сказал: «Я всегда на всех тренингах что-то для себя нахожу. На твоем – вот это. Мы теперь через этот фильтр будем пропускать все проекты. На совете директоров. Хрен у меня теперь хоть один проект без этой штуки получит хоть гривну». 


Тупой карандаш лучше острой памяти.
Сержант Бронин (Каунас, 1985 год) 

Раз уж у вас в руках спецвыпуск «Challenges. Innovations. Opportunities» («Вызовы. Инновации. Возможности»), я предлагаю вам хорошую возможность попробовать этот инструмент. Особенно хорош он, если вы хотите сменить место работы, или запустить свой стартап или готовитесь предложить генеральному директору потрясающую стратегическую инициативу. В общем, если вы хотите принять действительно серьезное решение. Впрочем, с тем же успехом вы можете использовать этот инструмент для того, чтобы разобраться с ИТ-проектами, если у вас достаточный вес в совете директоров, и вы не боитесь прослыть «умником». Технология та же, только все, что будет дальше, вы станете делать не относительно себя, а относительно любого проекта, который планируется  реализовать в вашей компании.

Основная идея пирамиды Дильса в том, чтобы разложить образ цели, к которой вы идете, «по полочкам». От очень конкретных вещей к достаточно абстрактным и прожить состояние, когда эта цель достигнута. Это позволяет понять, действительно ли цель так важна, стоит ли в нее вложить часть своей жизни и если да, то не нужно ли в ней что-то изменить или что-то добавить. Роберт Дилтс описал следующие уровни:

  • Окружение.

  • Поведение.

  • Способности.

  • Желания.

  • Убеждения.

  • Ценности.

  • Идентичность.

  • Миссия.

  • Смысл.

Иногда используют чуть больше уровней, иногда – чуть меньше. Смысл остается неизменным. Последовательно описать будущее состояние, пройдя сначала от конкретных вещей к абстрактным, а потом вернуться обратно.

Возьмите что-нибудь пишущее и пару листов бумаги. Начинаем. 


Имя cyщecтвитeльнoe – этo чacть peчи.
Википедия

Начнем с существительных и прилагательных. Попробуйте представить, что вы уже достигли своей цели. Представьте это как живую картинку и вы в ней. Вы на новом месте работы, или стартап уже запущенен и приносит хорошие деньги, или ваша стратегическая инициатива принята и оценена по заслугам. Представьте себя уже там. Запишите, где вы и что вас окружает. Не жалейте прилагательных. Добавьте красок, звуков, запахов. Если это офис – то какой. Какого цвета стены, какие столы, кто вас окружает, какие лэптопы на столах, что за окном. Сейчас утро, день или вечер. Все существительные, которые приходят в голову, когда вы рассматриваете эту картинку. Если вы уже на собственной яхте или вилле в Тоскане, запишите какого цвета стены у виллы или паруса у яхты. До мелочей.

Например, я хочу построить онлайн-систему, которая будет помогать людям проходить барьеры, мешающие им достигать своего призвания. Что-то такое, похожее на игру, но с очень серьезной психологической начинкой. И вот когда я представляю, что я это уже сделал, я вижу замечательную картину. Я в комнате. Полы из светлого дерева, белые шершавые стены, как в деревеньке на Крите, где я так любил бывать когда-то. Морской ветер развевает белые легкие занавески. За окном шумит океан. По комнате гуляет морской бриз. В комнате кроме меня – никого. На стене пара моих любимых картин, несколько фотографий. На легком стеклянном столе – лэптоп. Рядом стул. Раннее утро и впереди прекрасный день, прогулки по берегу океана, книги, мысли, работа.

Если вы решили проработать проект, то как будет выглядеть компания, когда проект будет успешно реализован? Сколько в ней будет человек? Где будет штаб-квартира? Кто будет потребителями и что продуктом? Кто в ней работает? Какие системы?

Теперь перейдем к глаголам. А что там, собственно, происходит? Что вы там делаете? Если вы там не одни, то что делают окружающие вас люди? Запишите все до мелочей. Может быть, кто-то пьет кофе, а кто-то кидает дартс. Или кто-то говорит по телефону. Может быть, даже вы. А может, вы управляете самолетом, или выступаете на совете директоров, или подтягиваете шкот? Или готовите отчет? Или готовят отчет для вас? Все глаголы, до которых вы сможете дотянуться.

Если вы решили проработать проект, то что еще, кроме того, что происходит сейчас, станет делать компания, когда он будет реализован. 


В такой ситуации мы готовы на все! И даже на многое!
Неизвестный CIO

И теперь, когда вы записали все, что вы делаете, интересно, а какие новые возможности у вас появляются? Запустить новые проекты? Заработать кучу денег? Стать состоятельным человеком, выйти на пенсию и отправиться путешествовать? Или просто не работать 7 дней в неделю по 24 часа и наконец-то познакомится с собственными детьми? Найти жену или наоборот? Послать своего босса матерно и ощутить вкус свободы? Что из того, что очень хочется, станет возможным? Записали? Тогда двигаемся дальше.

Если вы решили проработать проект, то какие новые возможности откроются перед вашей компанией, когда проект будет реализован.

А теперь, когда вы уже там и делаете все эти замечательные вещи и можете делать еще кучу всего, спросите себя, а чего я, собственно, хочу еще? Какие новые желания могут у меня появятся в связи с появившимися новыми возможностями? Какие еще намерения могут прийти в голову? Если цель уже достигнута. Ведь не ляжете же вы просто на диван? Ну а если решите отдохнуть в собственном домике в Альпах или на пляже, все одно рано или поздно вам это прискучит. Что вы захотите тогда. Записывайте-записывайте, не стесняйтесь. Никто, кроме вас, не увидит.

Ну а если вы решили поисследовать проект, то какие новые цели могут появиться у вашей организации, когда проект будет достигнут? 


Я человек принципов. А если они вам не нравятся, у меня есть другие.
О. Вайнберг

И когда все ваши желания оказались на бумаге, подумайте о том, во что вы верите? Каковы ваши убеждения? Что в этом мире является ценностью? Это большая роскошь – иметь возможность никогда не идти на компромиссы и всегда придерживаться своих убеждений. Каких принципов вы сможете придерживаться, защитить которые сейчас, возможно, вам не по силам? А может, наоборот, вашим убеждением станет тот факт, что у каждого человека своя правда и необязательно вцепляться друг другу в глотку, а вполне можно найти компромиссное решение? Или даже решение Win-Win. Запишите все свои новые убеждения.

Ну а если речь об организационном проекте, запишите, во что верит ваша организация? Через какие убеждения она никогда не переступит. Как Sony верила, что любую проблему надо решать инновационно. Или как Wallmart в то, что у людей должна быть возможность дешево покупать качественные вещи.


– Кто вы?
– Я, Джон Смит.
– Нет, это имя, но кто вы?
– Я телерепортер...
– Нет. Это профессия, но кто вы?
– Я человек, в конце концов!..
– Нет, это ваш биологический вид, но кто вы? 

А теперь очень странный вопрос. Кто вы? Как можно парой слов описать человека, который построил то, что вы построили? Который все это может? С такими желаниями, убеждениями, принципами, целями, ценностями? Как вы идентифицируете себя среди остальных двуногих. Не думайте очень долго, напишите первое, что приходит в голову.

Ну а если вы проверяете на прочность проект для компании, напишите, кем и чем станет компания, когда он будет выполнен. Как она идентифицирует себя среди остальных компаний.

Ну а теперь, задумайтесь, зачем вы вообще пришли в этот мир. И запишите. Зачем этот ваш проект, или стартап, или новая работа? Зачем неведомо кто вас сюда отправил? С вашими убеждениями, принципами, желаниями, возможностями? Что такого вы можете дать этому миру, зачем это все. На крышке гроба нет багажника. Что изменится в этом мире от того, что в нем есть неповторимый вы, который достиг своей цели?

Ну а если речь о проекте, то как этот проект позволяет выполнить миссию организации? Как он позволяет достигать стратегических целей. Что он означает для компании. 


– Доктор, а я буду жить?
– Мммм… а смысл?

Ну и последняя ступенька – смысл. А зачем этот мир вам? Что он для вас? Шахматная доска? Поле возможностей? Место, где вы можете полностью реализоваться? А теперь то же самое, но без громких слов. Может, вообще стоит оторвать глаза от текста и посмотреть куда-то вверх? И встретиться глазами с тем, кто вас сюда послал, в этот мир? И молча задать ему этот вопрос и получить ответ?

Для организации хорошим вопросом будет, что для нее социум, в котором она живет? Просто пищевая цепочка? И источник рабочей силы? Или что-то намного большее, что позволяет сделать жизнь внутри организации яркой и осмысленной? Как вы с ним связаны? 


Знаете, что такое перпетуум мобиле?
А. и Б. Стругацкие

А теперь, не торопясь, просмотрите свои записи в обратном порядке. Начните со смысла. Что туда хочется добавить, после разговора с вечностью? В чем еще смысл этого мира для вас или для вашей организации. А как насчет миссии? В чем ваша миссия? Зачем еще вы здесь? Что изменилось, когда стал понятнее смысл? И кстати, кто вы? Как вы теперь, по настоящему, готовы себя назвать?

Что стало с принципами? Действительно ли они такие жесткие? Не появилось ли больше свободы? А как насчет целей, желаний, намерений? Что хочется добавить, а что стало не важным? И кстати, не появились еще какие-то способности? Что еще вы можете делать? Или перестать делать. Допишите это туда же. Для себя, если вы исследуете себя или для организации, если исследуете проект. И переходите к действиям. Что сейчас поменялось в этой вашей картинке уже почти осуществленной неограниченной мечты? И как там с существительными? Что-то добавилось? Или, может быть, вообще поменялось. 

Эпилог

Это хорошая техника. Она так и называется, по имени создателя, пирамида Дилтса. Если ваш проект или ваше желание были просто шелухой – шелуха слетит. А если это что-то стоящее и вы честно прошли все шаги – вы получите совершенно необыкновенную мотивацию к достижению этой цели. Вы сами и вся ваша организация.

Опубликовано 31.01.2019

Похожие статьи