Cisco Connect: будущее за «цифрой»

Логотип компании
Cisco Connect: будущее за «цифрой»
В конце марта на площадке выставочного комплекса «Экспоцентр» в Москве прошла традиционная ежегодная конференция Cisco Connect, собравшая огромную аудиторию ИТ- и ИБ-профессионалов России

В конце марта на площадке выставочного комплекса «Экспоцентр» в Москве прошла традиционная ежегодная конференция Cisco Connect, собравшая огромную аудиторию ИТ- и ИБ-профессионалов России. Неудивительно, что лейтмотивом всех секций стала цифровая трансформация – именно она позволяет компаниям оставаться успешными в условиях быстро меняющегося рынка. Дискуссии специалистов Cisco с заказчиками и партнерами о возможностях «цифры» вызвали большой интерес у гостей мероприятия.

Догоняя перегнать

Для того чтобы из случайных клиентов сделать постоянных и лояльных, нужно быть проактивными, считает Федор Овчинников, основатель «Додо Пицца», и уточняет, что для его компании «цифра» – основной канал продаж. Ведь 70 % заказов делается не по телефону, а через сайт либо приложение. Так, недавно в Китае была запущена серия пиццерий без кассиров, где все взаимодействие ведется через приложение. «Додо Пицца» стала практически ИТ-компанией, разрабатывающей и внедряющей у себя новейшие технологии, причем умелый анализ больших данных клиентов определяет направления ее развития и позволяет прогнозировать спрос. «Раньше клиенты были огромной анонимной массой, а сейчас мы о них знаем очень многое. Все продуктовые решения принимаются на основе анализа данных. Запуская новый продукт, мы очень быстро получаем обратную связь от наших покупателей. Данные – это золото и активы будущего», – подчеркивает Федор Овчинников.

Cisco Connect: будущее за «цифрой». Рис. 1

На Западе многие процессы в добывающей отрасли уже оцифрованы, но Россия быстро догоняет. Крупнейшее российское предприятие по добыче калийной руды и производству удобрений «Уралкалий» уверенно идет по пути цифровизации. Директор по информационным технологиям Кирилл Алифанов разделяет «цифру» на две части. Первая – это операционная модель, вторая – взаимоотношения с клиентами. К цифровой операционной модели относится все, что связано с производством, с его основными и вспомогательными бизнес-процессами, такими как добыча и переработка. «Воронка цифровых технологий – это как мы собираем с рынка технологии, пропускаем через сито и находим то, что сделает нас максимально эффективными», – считает Кирилл. На «Уралкалии» внедрена система управления производственными активами, которая предоставляет максимальные объемы данных о работе оборудования, чтобы не останавливать станки на плановый ремонт, а проводить его по мере необходимости. Это позволяет бизнесу экономить на простоях и больше зарабатывать. «Параллельно мы внедрили работу с мобильными планшетами, когда персонал ходит по заводу, снимает показания, контактным и бесконтактным способами. Мы контролируем, чтобы ничего не было пропущено. У нас уже есть эффект от внедрения этой системы», – комментирует директор по ИТ «Уралкалия». Он уверен, что цифровизация невозможна без базового уровня. И если базовый уровень построен правильно, то цифровизация происходит дешевле, быстрее и эффективнее.

Cisco Connect: будущее за «цифрой». Рис. 2

Технологии старые и новые

В последние годы в банковской сфере наблюдаются серьезные сдвиги. Многие финансовые учреждения исчезают, другие, наоборот, наращивают количество клиентов. В том числе и за счет слияний и поглощений. Борис Альберт, заместитель управляющего Совкомбанка, говорит, что за пять лет количество офисов банка увеличилось в полтора раза, штат сотрудников вырос с четырех до шестнадцати тысяч, а число клиентов – с одного до четырех миллионов; из них два с половиной миллиона – держатели популярного сервиса карт рассрочки «Халва». Сегодня у банковского мобильного приложения 1, 4 миллиона уникальных пользователей в месяц. За пять лет эта цифра выросла в 50 раз. Борис согласен с Кириллом Алифановым в части постройки базового уровня. «У нас достаточно прагматичный подход к цифре, – говорит он, – 30 % составляют так называемые«старые технологии. Это видеоконференции, удаленная работа. Странно говорить про блокчейн, если у твоих сотрудников на мобильных телефонах отсутствует почта. Или если он не может сразу подключиться к онлайн-конференции в банке. Поэтому мы будем обязательно уделять внимание и старым технологиям, которые решают очень много практических задач». По словам Бориса, сейчас в банке трудится свыше двух тысяч сотрудников, у которых нет компьютеров. Их единственный рабочим инструментом является планшет. И задача ИТ-подразделения – обеспечить бесперебойный доступ к информационным системам.

Cisco Connect: будущее за «цифрой». Рис. 3

В условиях большой конкуренции важную роль играет клиентоориентированность. «Спрос на рынке плавающий, иногда клиентов приходит в один офис больше, иногда меньше, но при этом сотрудникам офиса банк платит зарплату. Чтобы сократить издержки, три года назад мы сделали виртуальный кол-центр, теперь сотрудники обзванивают клиентов и приглашают прийти в удобный для них офис. Причем сделать звонок можно как из банка, так и из дома, подключившись к системе. Это удобно для удаленных сотрудников», – комментирует Борис.

Еще одно направление деятельности Совкомбанка – реализация «посевных» проектов. Для того чтобы быстро сориентироваться, когда та или иная технология «созреет» и ее можно будет активно использовать, не отрываясь от лидеров рынка. «Есть два подхода к цифровизации, – продолжает Борис. – Один – это «преимущество первого шага», как например компания Netflix, которая занималась сначала доставкой ДВД по почте, а потом сделала первый и самый популярный стриминговый сервис. Второй – «быстро и последовательно», когда нужно быстро разобраться в новой технологии и начать использовать ее для своих нужд. Мы идем по второму пути, инвестируем и решаем насущные проблемы и смотрим, какие инновации можно сегодня использовать».

Компания Ростелеком – это более трех миллионов километров линий связи, самый крупный владелец медных запасов в стране. По словам Романа Шульгинова, вице-президент компании Ростелеком активно занимается внутренней трансформацией, задействуя все свои подразделения. «Мы активно меняем внутренние бизнес-процессы, используем искусственный интеллект в HR сфере, модернизируем биллинговые системы, активно обсуждаем цифровизацию с нашими клиентами», - говорит Роман.

Cisco Connect: будущее за «цифрой». Рис. 4

Чего хочет бизнес от ИТ

В некоторых отраслях ИТ выходят на первый план, иногда они находятся впереди бизнеса. В то же время есть и консервативные отрасли. Но чтобы цифровой проект стал успешным, нужен сильный департамент ИТ. Часто именно ИТ-департаменту приходится ходить за бизнесом и доказывать, что те или иные проекты необходимы. В каких случаях бизнес ходит за ИТ, а в каких наоборот? Какую роль играют ИТ-подразделения в успехе цифровых проектов?

Кирилл Алифанов («Уралкалий») считает, что фокус со стороны бизнеса меняется и ИТ уже воспринимаются волшебной кнопкой, нажав на которую бизнес получит рост производства. «На мой взгляд, ИТ здесь принадлежит роль евангелиста, рассказывающего бизнесу о тех решениях, которые бывают в мире, которые можно внедрить у нас и что для этого нужно сделать. Такова основная задача ИТ-директора», – говорит Кирилл. По его мнению, бимодальная структура ИТ (когда часть департамента занимается поддержкой, а другая развитием) распространенная на Западе сейчас приходит и к нам, в Россию. Кирилл убежден, что ИТ-менеджерам необходимо глубоко разбираться в бизнесе. Они должны знать и продукт, и клиентов компании. Задача айтишников, с одной стороны, сделать работу основного бизнеса проще, с другой – помочь заработать больше денег.

Борис Альберт (Совкомбанк) считает главным трендом универсализацию. По его словам, грань между айтишником и неайтишником будет постепенно стираться. Будут появляться кросс-национальные команды, знающие запросы бизнеса, какой продукт и с помощью каких технологий нужно создавать. На первый план выйдет коллаборация, взаимодействие разных подразделений с акцентом на технологии. При этом важно, чтобы у собственника бизнеса было правильное понимание инвестиций в ИТ.

Федор Овчинников («Додо Пицца») говорит, что в его компании нет противопоставления бизнеса и ИТ. Есть продуктовые команды, где технологии являются средством, чтобы дать потребителю продукт. Он называет свою компанию в первую очередь потребительской.

Роман Шульгинов (Ростелеком) уверен, что любой перевод в цифру на предприятии должен сохранить основной бизнес-процесс и не повредить его.

Камни преткновения

Какие сложности возникают при внедрении проектов? Какие факторы мешают? На эти вопросы топ-менеджеры отвечают по-разному.

Кирилл Алифанов («Уралкалий») шутит, что мешает и помогает один фактор. Это люди. Если бы можно было работать без них, было бы проще. Вне зависимости от отрасли. Ему можно верить. Кроме добывающего предприятия, у него большой опыт управления ИТ в энергетике и сельском хозяйстве. По его словам, если все работает, сложно убедить, что нужно что-то менять. Но при этом личные коммуникации помогают поменять отношение. Люди будут с уважением относиться к тому, кто разбирается в их работе. И хотя они сначала мешают внедрять новые технологии, потом все-таки помогают. По мнению Кирилла, нужно показать им возможности таких решений, и тогда из нигилистов они превращаются в евангелистов.

Борис Альберт (Совкомбанк) считает, что первой важной проблемой является технологический долг. «Если ваша система не дает возможности доступа с планшета, то с этого и нужно начинать. Нельзя сделать второй шаг без первого. Нужно видеть набор шагов, ведущих к цели», - говорит он. Вторая проблема – устаревшие представления. Например, много лет считалось, что облака – это небезопасно. И третья связана с информационным шумом, мешающим адекватно воспринимать инновации.

По словам Федора Овчинникова («Додо Пицца»), самая большая проблема, с которой они столкнулись год назад, – рост систем. Потому как бизнес рос очень быстро, и системы начали падать физически, что повлекло за собой серьезные потери. «Нам пришлось фактически ремонтировать летящий самолет. Мы справились благодаря высококлассным специалистам», – комментирует Федор.

***

Менеджеры разных компаний, работающие в непохожих отраслях с различной степенью цифровизации, смотрят в будущее с оптимизмом. Растущие потребности бизнеса в ИТ гарантируют много работы в ближайшее время, а значит, и профессиональную востребованность.

 

Опубликовано 19.04.2019

Похожие статьи