Итоги от друзей
Под занавес уходящего года принято подводить итоги. Все мы вспоминаем и пытаемся проанализировать, какие изменения произошли в 2019 году в экономической сфере, в ИТ-индустрии, в отраслях и компаниях, в которых мы трудимся, а также в нашей профессиональной карьере. Жить и работать сегодня приходится в совершенно новых реалиях – в условиях цифровой трансформации бизнеса, подходы к которой у каждого свои. Но в каждой компании, идущей по этому непростому, но очень интересному пути, ИТ-специалистам приходится меняться и в первую очередь в ментальном аспекте. Мы решили обратиться к старым друзьям нашего журнала, неоднократно выступавшим на его страницах в качестве авторов и героев публикаций. Как провели год они? Какими профессиональными открытиями и суждениями они готовы сегодня поделиться с читателями?
Новый опыт
Владимир Лебединский, директор по ИТ компании «Росинжиниринг», рассказал о серьезных организационных изменениях в возглавляемом им подразделении. «За этот год мы закрепили сервисную модель услуг в договорах, перезаключили договоры со всеми обслуживаемыми юрлицами; поработали над биллингом и научились лучше считать услуги, готовить более точные расшифровки о потреблении услуг нашими заказчиками. Мы закрепили новый сервис — «Обслуживание сетевой инфраструктуры заказчика» и заключили договоры, позволившие частично компенсировать наши затраты на поддержку сети обслуживаемых компаний. Под своим брендом стали оказывать услуги по применению ГИС-технологий для сторонних компаний, показывая, что компетенции, полученные на внутренних проектах группы, так же востребованы на открытом рынке», – говорит он. Все это позволило как заказчику, так и подрядчику выйти на новый уровень зрелости ИТ-обслуживания. Кроме того, компания получила уникальный опыт по трансформации ИТ-департамента в отдельное юридическое лицо, а теперь готова поделиться этим опытом с коллегами.
Для Алексея Затопляева, президента Клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директора «Бауцентр Рус», одним из наиболее ярких событий года стала встреча с всемирно известным ИТ-консультантом Терри Уайтом. «Несмотря на ее скоротечность, мне удалось заполучить от него несколько практических советов в части приоритизации ИТ-проектов в общем портфеле компании. И не просто получить, а попробовать применить эту методику на практике», – рассказывает Алексей.
Финансовые организации действуют в условиях серьезного регулирования со стороны государства. По словам Александра Леднева, финансового директора НПФ «Благосостояние», в 2019 году большая работа проводилась в рамках прохождения стресс-тестов по методике Банка России. Она предусматривала работу с инвестиционным портфелем, отработку различных сценариев стресс-тестов для подтверждения финансовой устойчивости фонда. Кроме того, в уходящем году регулятор проводил в НПФ «Благосостояние» плановую проверку, в ходе которой большое внимание уделялось вопросам информационной безопасности и защиты персональных данных клиентов. «Фонд прошел ее достойно, не получив по итогам проверки каких-то серьезных предписаний», – резюмирует Александр.
Цифровая трансформация в разнообразии
С неменьшим воодушевлением рассказали наши собеседники о реализованных проектах в области цифровой трансформации бизнеса, над которыми они работали в уходящем году. Уровень зрелости у каждой компании свой, соответственно, каждый бизнес стартует с собственной позиции. По словам Александра Леднева (НПФ «Благосостояние»), одним из важных решений стало дальнейшее развитие ИТ-инфраструктуры на базе микросервисов с целью ускорения процесса доработки и адаптации программных комплексов к требованиям бизнеса. Кроме того, с подключением фонда к СМЭВ появилась возможность автоматизировать определение статуса пенсионера. Как отметил наш собеседник, сейчас фонд самостоятельно проверяет действительность паспорта в СМЭВ, упростив для своих клиентов, получающих пенсию, процедуру продления выплаты на следующий календарный год.
«За последние пару лет наша основная компания очень сильно «оцифровалась», – делится с нами Андрей Балякин, директор по ИТ ГК «Мелстон». – Автоматизировано большинство бэк-офисных процессов, выстроена система, управляющая многими бизнес-процессами производственного подразделения компании (сервисной службой), отлажена модель предикативного обслуживания оборудования заказчиков на основе полученных данных. «Умными» датчиками и контроллерами оснащено не только технологическое, но и торговое оборудование». Об изменениях, которые приносит цифровая трансформация в медицину, говорит Алексей Максимачев, директор по цифровой трансформации компании «Медицинский центр XXI век». «Люди, работающие в медицине, достаточно консервативны, чтобы не оказаться в первых рядах трансформирующихся компаний. И мы не исключение. Изменить информационные системы оказывается не самой трудной задачей. Гораздо сложнее перестроить сотрудников. А если компания относится к ним бережно и внимательно, процесс трансформации не получится сделать быстрым. Однако наше руководство хочет изменений и не только всячески их пропагандирует, но и принимает непосредственное участие в изменении процессов, в создании инструментов, в переходе к цифре», – комментирует он. По словам Алексея, цифровую трансформацию можно условно разделить на два направления: цифровизация внутри компании (be digital) и цифровой продукт, направленный от компании к клиенту (do digital). «Что касается be digital, мы серьезно изменили некоторые процессы внутри компании. Эти изменения основаны на проделанной нами огромной работе по интеграции как информационных систем, так и информации, хранящейся в этих информационных системах. Внедрение шины и сервисной модели позволило предоставлять нашим сотрудникам необходимую информацию из разных онлайн-систем в единых интерфейсах. В этом году проведена разработка и внедрение мобильного приложения для выездных исполнителей, что позволило перевести традиционные для медицины бумажные документы в электронный вид, оставив их там, где от них невозможно отказаться с юридической точки зрения. Важно, что при этом информация, которая раньше появлялась в компании с задержками до месяца, теперь появляется в информационных системах онлайн, что предполагает ее обработку и моментальное использование в различных сопутствующих процессах, – говорит он. – Процесс Do digital развивается несколько медленнее, но тут тоже есть прогресс. Например, теперь мы предоставляем результаты анализов и рекомендации из консультационных заключений пациентам в электронном виде опять же сразу по окончании приема и по готовности результатов лабораторной диагностики».
Юрий Шойдин, заместитель генерального директора по проектной работе компании «Евросиб-ТС», не очень понимает значение термина «цифровая трансформация», однако, по его словам, в компании реализуются проекты с использованием технологий блокчейн и машинного обучения. Один из примеров – проект по созданию цифрового двойника контейнерного терминала для моделирования оптимальных условий использования.
Взлетевшие технологии
Если говорить о новых технологиях, то практически каждая из них проходит несколько стадий – научные исследования и разработки, создание прототипов, маркетинговая кампания, интерес заказчиков, первые проекты и, наконец признание и активное использование большинством участников рынка. По мнению Андрея Балякина («Мелстон»), в 2019 году рынок признал технологии промышленного «Интернета вещей», позволяющие отслеживать состояние оборудования и предупреждать о грядущих проблемах, сбоях и поломках. В то же время так и не стали популярными решения в области геопозиционирования сотрудников, с помощью которых можно определять местоположение мобильных специалистов, работающих «в поле» или на стороне заказчика. «Я в своей банковской отрасли назвал бы минувший год годом подготовки к сбору биометрических данных в рамках всех региональных отделений. В этом случае речь идет не о «выстреливших» технологиях, а «стреляющих» указов регуляторов, – рассказывает Александр Квасов, президент Нижегородского клуба ИТ-директоров. – Особенно туго пришлось региональным банкам. Требование по сбору биометрии вылилось банкам в копеечку. Также остро стояли вопросы обеспечения требований регуляторов по информационной безопасности. Это в большей степени коснулось промышленной и в первую очередь военно-промышленной отрасли. Здесь, как говорится, не до хайпа». Александр Леднев (НПФ «Благосостояние») отметил сразу несколько технологических направлений, для которых уходящий год стал знаковым и даже, возможно, определяющим. Среди них интеграция информационных систем государства и бизнеса (один из ярких примеров – налоговый мониторинг), импортозамещение программного обеспечения (российские почтовые системы и СЭД), внедрение блокчейна для контроля жизненного цикла оборудования и агрегатов в РАО «РЖД», повсеместное внедрение юридически значимого электронного документооборота с контрагентами, а также более тесная интеграция ПО различных производителей с помощью API. Несколько скептически настроен Алексей Затопляев (Клуб ИТ-директоров Калининградского региона). «Я пока не вижу, или мне напрямую не удалось столкнуться с такими технологиями, которые можно назвать прорывными и которые удалось бы не просто пощупать или даже запустить в жизнь, а еще и получить значительный финансовый эффект от их использования. Сейчас мы думаем о роботизации, в первую очередь на наших распределительных центрах. Это мобилизация в смысле предоставления максимально оперативной информации на «кончики пальцев». Это использование ИИ в той части, которая поможет предугадывать поведение и потребности нашего покупателя», – поясняет он.
Интересы бизнеса – прежде всего
Сегодня ИТ генерируют множество инновационных изменений, влияющих на бизнес. Эти изменения создают новые возможности, позволяют применять новые подходы, снижать затраты и увеличивать эффективность. Но готов ли сам бизнес к таким темпам? Успевает ли он за ИТ? «Я полагаю, что бизнес не должен успевать за ними, – считает Александр Квасов (Нижегородский клуб ИТ-директоров). – Бизнес крупной организации – сложный механизм, который не может изменяться под все ИТ-инновации. Роль ИТ-директора, или, если хотите, директора по инновациям, как раз и заключается в том, чтобы отсеивать всё лишнее, прогнозировать тренды и применять в своей компании только то, что будет полезно ей, не гоняясь за хайпами и рискованными инновациями. Это очень поможет бизнесу. В небольших компаниях можно делать ставку на быстрые изменения, это их преимущество». Александр Балякин («Мелстон») признает, что в последнее время объем проектов в области цифровой трансформации, которые были инициированы бизнесом, стал буквально лавиной накрывать айтишников. «Поэтому наша главная задача состоит в том, чтобы не утонуть в изменениях и не уйти в автоматизацию ради достижения ошибочных целей. Интересы бизнеса первичны, а автоматизация неэффективных процессов повлечет за собой серьезные проблемы. Надеюсь, мы все делаем верно, время покажет», – резюмирует он. «Мы живем во время цифровой трансформации. Сегодня не бизнес, а окружение диктует необходимость изменений. И если руководство бизнеса это понимает, то цифровая трансформация компании становится возможной. Информационные технологии – составляющая бизнеса и не должны противопоставляться ему. Однако именно ИТ приносит инновационные инструменты в бизнес. Для того чтобы предоставить в нужный момент новый инструмент, необходимо на один шаг опережать, прогнозировать, что понадобится компании или клиентам в следующий момент, и создавать такой инструмент. И этот инструмент должен быть не только прост и удобен, но и информационно связан с уже существующими, работающими в компании информационными системами», – уверен Алексей Максимачев («Медицинский центр XXI век»). «В нашей компании все наоборот: бизнес генерирует инновационные идеи, а ИТ пытается их реализовать, – делится Юрий Шойдин («Евросиб-ТС»)– Почему пытается? Ну, потому что у нас все как обычно: то разработчиков нет, то денег не хватает, то технология страдает».
Мир уже не будет прежним
Российский ИТ-рынок, как единодушно утверждают наши собеседники, уже давно преодолел последствия кризиса и развивается достаточно быстрыми темпами, хотя основным заказчиком был и остается государственный сектор. По мнению Александра Квасова (Нижегородский клуб ИТ-директоров), драйверами роста традиционно выступают облачные услуги, к которым примкнули сервисы по разработке заказного ПО в рамках того же импортозамещения и цифровой трансформации, а также услуги ИТ-консалтинга. «В минувшем году не назову какое-то конкретное событие, но всем понятно, что технологии развиваются семимильными шагами. Значительно продвинулись технологии распознавания и обработки больших данных, роботизации и искусственного интеллекта. Мир цифровых технологий уже никогда не будет тихим и спокойным. При этом, как бы ни был избалован пользователь или клиент, ради которого все это делается, всегда остается к чему стремиться», – заключает он.
Опубликовано 09.01.2020