Вирус цифры или гормон знаний?

Логотип компании
Вирус цифры или гормон знаний?
Если раньше какую-то статью или презентацию можно было отложить в долгий ящик, а именно в отдельную папку для последующего чтения, то теперь это бесполезно

Любая метафора страдает неточностью. Как бы ни пытались полно обрисовать ту или иную сущность с помощью сравнений с другими объектами, она все равно старается вылезти за предложенные рамки, как тесто из квашни.

В метафоре «вирус цифры», которой часто описывают сегодняшнее состояние мира и общества, мне нравятся ее неотвратимость и заразительность, но возмущают болезненность и негатив.

Что мне нравится в вирусе цифры

Действительно, как написано в «Википедии», вирусы поражают все типы организмов, от растений и животных до бактерий и одноклеточных. В этом смысле «Интернет вещей» прекрасно характеризует цифровой вирус, который заразил или непременно еще заразит все объекты материального мира.

Серьезное противоядие для цифрового вируса пока не придумали. А времена, когда родители ограничивали общение детей с компьютерами, безвозвратно ушли в прошлое. Потому что поколение миллениалов умеет обходить установленные для них нехитрые запреты. А компьютер сегодня есть в каждом мобильном телефоне, и свободный доступ в Интернет – почти повсюду.

Вирус цифры передается практически при любых взаимодействиях. Потому что, если один из участников хочет использовать электронную почту или социальные сети как основное средство общения, то другому придется подстроиться. И таким образом он довольно быстро заразится цифровым вирусом.

Все старшее поколение вынуждено выходить в Интернет, хотя бы для того, чтобы пообщаться с детьми и внуками. А как только компьютер и выход в Интернет освоен, оттащить «больных» от него становится трудно. Ведь вирус цифры позволяет не только общаться с друзьями и близкими, но и заводить новые знакомства. Что не менее важно, «инфицированные» вирусом цифры получают доступ к таким объемам информации, которые и не снились «здоровым».

Эти качественно новые возможности настоятельно требуют принципиально другого отношения к информации, чем было раньше в доинтернетовскую эру. Сравнение с обычными мерами, применяемыми при вирусной инфекции, такими как пить теплое, лежать в кровати и есть аскорбинку, тут вряд ли будет уместно. Изменения, касающиеся подходов к использованию информации, должны быть кардинальными.

Качество информации

Надо будет приучиться к непременному учету качества используемой информации. И если раньше информация делилась по принципу «белое – черное», то есть хорошая или плохая, то теперь качество информации становится более сложным комбинированным показателем. Придется учитывать ее актуальность, точность, наглядность, пригодность для анализа и ещё многие другие характеристики. В каждом конкретном случае из всего огромного массива доступной информации надо будет выбирать ту, качество которой улучшит получаемые при ее применении результаты.

Я всегда позволяю студентам использовать на экзаменах любую информацию, потому что в реальной жизни они тоже смогут обратиться к ней. Некоторые из них по этой причине не столь ответственно подходят к подготовке, как хотелось бы. И потому результаты, которые они находят в Интернете, вполне могут служить основой для выпуска юмористического журнала. К сожалению, даже упомянутые миллениалы не умеют пользоваться информацией, выбирать из множества записей, выданных поисковиком, то, что подходит для ответа на вопрос. И что самое страшное, они доверяют любой страничке в Интернете больше, чем самим себе. Переход от безусловного доверия через полное недоверие, которое уже постепенно появляется, к грамотному отбору и использованию информации – задача непростая и очень ответственная. И поскольку такой этап человечеству еще не приходилось преодолевать, не вполне понятно, как к этом приступить. А когда не знаешь, что делать, но делать надо, то стоит пробовать разные методы, постоянно оценивать их эффективность и выбирать из них наилучшие.

Широта возможностей требует методики выбора. К сожалению, жить с вирусом цифры мы учимся очень медленно. И тут надо посоветовать не лежать в постели, а учиться думать.

Скорость обработки информации

Все говорят о том огромном вале информации, который обрушился на нас с вирусом цифры. На одной из конференций услышала очень правильное соображение о том, что если раньше какую-то статью или презентацию можно было отложить в долгий ящик, а именно в отдельную папку для последующего чтения, то теперь это бесполезно. То есть информацию надо учиться обрабатывать оперативно, извлекая из нее знания практически на лету. При этом «чтение по диагонали» ведет к тому, что часть информации не усваивается и попросту теряется. А не «выплеснем ли мы ребенка», «спеша его выкупать»?

На днях один из выпускников бизнес-школы Гарварда рассказывал, как от студентов требовали читать и усваивать по 800–900 страниц в день. А когда он попытался возмутиться, руководство школы ответило, что не можешь так работать с информацией, не ходи в менеджеры. Но ведь понятно, что полноценно усвоить такой объем человек не в силах. Поэтому ускоряя обработку информации, надо стараться не потерять, собственно, саму информацию.

Необходимость повышения скорости обработки информации предъявляет новые требования к ее представлению: грамотное форматирование, четкое структурирование, система аннотаций, качественные поисковые системы. Кроме того, тут на помощь приходит искусственный интеллект.

Информация как основа для принятия решений

Я очень люблю закон данных Спенсера и часто его цитирую. Он гласит:

«1. Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией.

2. Хороший руководитель способен принять решение, располагая недостаточной информацией.

3. Идеальный руководитель способен принять решение, не зная решительно ничего».

Я бы поменяла тут слово «руководитель» на слово «человек». Потому что решения, в том числе важные для компании, принимают не только руководители. Однако большинство, очевидно, считая себя идеальными руководителями, принимает решения, не зная почти ничего. Очевидно, предполагая без особенных на то оснований, что сработает интуиция. Да, можно процитировать Эйнштейна: «Интуиция – это священный дар, а рациональный ум – верный слуга». Но для того, чтобы интуиция сработала, надо все же хотя бы мало-мальски понимать ситуацию. А это без адекватной информации невозможно. Причем, повторюсь, что информация нужна не всякая, а именно такая, которая не ухудшит качество принимаемого решения.

Такой подход требует серьезного пересмотра не только процессов и их регламентов в организации, но и образа мыслей, культуры в обществе, что дается намного сложнее. Грамотному использованию информации надо учить с детского сада. А ведь мы пока только формируем правила такого грамотного подхода.

Почему вирус?

Возможно, вы не знаете, что по латыни virus означает «яд». Вирусное заболевание может привести к гибели человека. Да, многие говорят, что продвижение цифры может привести к вырождению личности, или того хуже, победе машин по сценарию, рассказанному в «Терминаторе». Когда-то пугали паровыми котлами, теперь – вирусом цифры. Любые новые возможности неизбежно формируют новые риски.

Однако не хотелось бы связывать прогресс информационных технологий только с рисками. А именно это, увы, видно в термине «вирус цифры». Если вообразить, что все цифровое – это болезнь, то это только болезнь роста, не вызванная вирусом, а связанная с необыкновенно стремительным развитием области ИТ.

Да, уровень понимания и умения использовать ИТ в обществе слишком далеки от реальных возможностей. И пропасть все возрастает. Нельзя сказать, что государство или отдельные компании этого не понимают и не принимают соответствующих мер. Но тут уместно сравнение с каплей в море. Меры эти нерешительны и фрагментарны. И пока не дают серьезных результатов.

Хорошо было бы организовать комплексное оздоровление общества, которое превратило бы вирус цифры в гормон цифры. Для этого можно принимать витамины стандартов и правил, с учетом того, что они будут действительно полезны и восприниматься организмом. Для этого надо проводить профилактику для малышей и взрослых в виде всех средств продвижения и обучения правильному использованию информации в различных ситуациях с учетом средств безопасности. Для этого надо избавиться от термина «вирус» и перестать думать об ИТ как о чем-то вредном и временном.

Почему цифра?

А собственно, почему мы говорим о вирусе цифры, о цифровой трансформации и цифровой экономике? У большинства людей термин «цифра» ассоциируется с цифрами десятичной системы счисления. А ни для кого не секрет, что компьютеры думают в двоичной системе, то есть в нулях и единицах.

А ведь как пел капитан Врунгель «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». И появляются руководители программ цифровой трансформации, которые всерьез считают, что, если дать каждому менеджеру по корреляционной матрице, он станет принимать только правильные решения. Или что основной характеристикой уровня цифровой трансформации является глубина представления данных.

Данные – это набор чисел, которые в свою очередь состоят из цифр. Что и кому могут дать голые числа? Чем они помогут при принятии решений? Как минимум их надо обработать, чтобы получилась информация. Да и из информации хорошо было бы извлечь знания, потому что, как мы уже обсуждали выше, на современного человека падает такое количество информации, которое он самостоятельно обработать просто не в силах.

Таким образом, цифра самый первый этап в получении знаний. И в этом смысле общепринятая терминология, основанная на цифре, показывает, что мы находимся в самом начале пути.

И очень надеюсь, что идя по этому пути, мы вскоре будем обсуждать не вирус цифры, а гормон знаний.

Опубликовано 23.01.2020

Похожие статьи