Ралли инноваций
Несколько дней назад компания Fujitsu презентовала самый мощный в мире суперкомпьютер. В специальном тесте производительности High Performance Linpack (HPL) он показал результат в 415,5 Пфлопс, что в 2,8 раза быстрее, чем предыдущий лидер. Компьютер будет использоваться для биологических и медицинский исследований, в том числе для создания вакцины от Covid-19.
Это серьезное подтверждение одного из лидирующих мест компании Fujitsu в гонке инноваций. Наш разговор, который состоялся с главой компании Fujitsu Technology Solutions в России и СНГ, Виталием Фридляндом, был не только о прорывных ИT-технологиях, но и о том, как должны выглядеть инновации с точки зрения их потребителей.
Виталий Анатольевич, зная вашу любовь к парадоксальным высказываниям, я нашел в одном из интервью слова о том, что вы сторонник консервативного пути в инновациях. Я рассчитываю на возражения...
Конечно, я возражаю, потому что каждое интервью привязано к месту, времени и предмету. Сегодня надо говорить об оптимальном пути в инновациях. Консерватизм в бизнесе очень важен, но в любом консерватизме должен быть оптимальный баланс между инновационными и традиционными технологиями.
Несколько лет назад все говорили о том, что нужно немедленно уйти в облака, заняться аналитикой Big Data и искусственным интеллектом. А мой интеллект подсказывал, что на фоне всех этих инновационных вещей традиционным – таким как восстановление данных, например Disaster recovery – будет уделяться недостаточно внимания. Так и случилось.
Ну а сегодня мы беседуем на выходе из мирового кризиса, связанного с пандемией, который затронул и экономику, и политику, и социальные связи. Это то, что меняет весь мир. И на фоне таких перемен очень важно найти правильное соотношение для инфраструктурного бизнеса Fujitsu.
Как бы то ни было, роль информационных технологий меняется. И роль инноваций тоже. Они становятся ожидаемыми. Представьте, как мы удивимся, если ИT-отрасль вдруг перестанет нас удивлять новыми решениями!
ИT – это абсолютно обслуживающая отрасль. И нам нужно стремиться к тому, чтобы она стала привычной для всех сфер деятельности.
Вот на что мы должны равняться – 99,9% населения не задумывается, почему светят лампочки в наших домах. Вряд ли многие из обывателей (в хорошем смысле) сможет вот так, сходу вспомнить закон Ома для сети переменного тока (I = U/Z, где I – сила тока, U – напряжение в сети, а Z – полное сопротивление сети. – Прим. ред.). ИT должны постепенно стать вездесущими, но абсолютно незаметными. Так и происходит, потому что сегодня информационные технологии находят применение на стыке практически всех сфер деятельности – биологии, медицины, даже моды. Есть английское слово edge («острие»), которое хорошо определяет роль ИТ – это инновации на грани сфер деятельности.
Тем не менее, будучи марксистом по своему образованию, я уверен, что инновации процветают там, где есть прибыль. Не обязательно денежная – социальная прибыль (улучшение жизни), государственно-общественная (облегчение взаимодействия с государством и между людьми), и здесь очень важно понимать, где мы находимся. К сожалению, информационно-технологические, информационно-коммуникационные технологии не вышли еще в режим незаметности. Но мы к этому стремимся, и это будет значительный перелом. Мне бы хотелось, чтобы он произошел не только на уровне технологий, но и он стал средством изменений в общественно-политической среде, размыл границы в человеческом общении и взаимодействии.
Пресловутая пандемия привела к совершенно новой организации труда. Оглянитесь! Мы беседуем с вами в пустом офисе, в кабинете, в котором я не был месяц. А тем не менее компания Fujitsu, включая ее московский офис, напряженно работает прямо сейчас. Тот факт, что наша компания выполнила все свои обязательства по созданию сложнейшего суперкомпьютера в самый разгар пандемии, тому подтверждение. И сегодня я принял решение о том, что московский офис Fujitsu в таком режиме будет работать минимум до конца сентября, просто из соображений безопасности.
Это новое качество управления. Но, к сожалению, есть и другая сторона – по закону отрицания отрицания, технологии станут разрушителями традиционных элементов нашей жизни. Например, освободятся многие профессии. Пандемия показала, что достаточное количество социальных функций можно выполнять автоматически – без участия человека.
Семикратное снижение налога на прибыль для ИT-компаний ставит их в привилегированное положение. А тут еще и ставка страховых взносов будет вполовину меньше. Однако в Индии тоже низкие налоги для ИТ-бизнеса, но отрасль ИТ развивается сама по себе, без связи с другими отраслями экономики. Что нужно сделать, чтобы «сквозные решения и технологии, важные для всей экономики и социальной сферы» (В. В. Путин) именно в экономике и оказались?
Мой комментарий: «не надо по утрам читать советских газет». Сообщение о том, что будет снижен налог на прибыль, на следующий день несколько нивелировалось сообщением о том, что НДС возвращается. Так что, где-то прибыло, где-то и убудет.
А что касается Индии, то я довольно хорошо знаю ситуацию с ИT в этой стране. Когда в Бангалоре только создавались инновационные кластеры, многие компании рванулись туда. И возникло немало проблем. Действительно, индийские программисты были очень недорогие по меркам Европы, но удержать людей в одной компании было очень сложно – сотрудники стали перемещаться из компании в компанию, отзываясь на малейшую прибавку в жалованье. Как можно выстроить команду, если сотрудники все время смотрят «налево»?
Ситуация осталась прежней и сейчас, хотя сегодня оплата индийских сотрудников сопоставима с европейскими. Средняя зарплата программиста в Индии приближается к $2000. Я далеко не траппист, но, когда Трамп заявляет о том, что надо вернуть центры разработок в Америку, я вижу преимущества, которые данный шаг принесет. Это тренд, который обусловлен экономической эффективностью.
ИT-культура определяет очень многое. Россия, как наследница отличной, уникальной системы образования, все еще обладает высоким уровнем знаний – потенциалом, который сейчас разрушается с каждым днем из-за барьеров. Когда я слышу о вредной для нашей страны политике импортозамещения, я понимаю, что искусственные барьеры, создаваемые чиновниками, становятся препятствием для развития технологий в нашей стране. ИT-культура должна быть только глобальной! Наша компания тратит по 3 млрд долларов ежегодно на research and development. Все ИT-компании России, вместе взятые, столько не тратят. А теперь представьте, сколько вкладывает глобальный рынок! Одна страна не может с ним соревноваться, да и зачем устраивать эту гонку? Лучше открыть двери и создавать инновационную среду.
Всегда интересно узнать о направлениях, в которых идут разработки. Что можно ждать от Fujitsu в 2021-м и последующие годы?
Девять лет назад наша компания выпустила суперкомпьютер, который превосходил все остальные в мире. В этом году мы вновь сделали это – создали самый мощный в мире суперкомпьютер, который будет помогать биологам и медикам искать новые лекарства, в том числе от Covid-19.
Мы продолжаем перманентное улучшение модельного ряда серверов и систем хранения, делая упор на конвергентные решения. Наши программно-аппаратные комплексы, словно динамический лего-конструктор, позволяют создавать решения под нужды конкретных задач, мы предлагаем революционные качества на базе этих систем.
Второе, что мы ожидаем, – выход на рынок решений Fujitsu в области искусственного интеллекта. Мы создаем системы, которые решают задачи адаптивного управления. Обратите внимание на эти решения – они в режиме реального времени будут подстраиваться под ваши нужды.
Разумеется, не только Fujitsu разрабатывает подобные вещи. Идет гонка инноваций, и я с удовольствием участвую в этом ралли вместе со своей замечательной командой.
Опубликовано 16.07.2020