Как экономическая нестабильность позволяет открыть заново преимущества Open Source

Логотип компании
Как экономическая нестабильность позволяет открыть заново преимущества Open Source
Каковы основные преимущества Open Source, из-за которых востребованность этого класса решений среди крупных коммерческих компаний растет более чем на 20% в год?

Использованием открытого ПО в коммерческом сегменте никого не удивишь. История его применения среди enterprise-компаний насчитывает не один десяток лет. Но, как и в госсекторе, повторный пик интереса пришелся на 2014 и последующие годы. Из-за санкционной политики многих иностранных вендоров организации задумались о рисках, связанных со снятием инфраструктурных продуктов с поддержки. В последние пару лет в дополнение к этому фактору прибавились и другие бизнес-потребности: стремление уменьшить лицензионные выплаты на фоне экономического кризиса, а также получение более доступной для разработки инфраструктуры и повышение ее безопасности.

Тренд на все более активное использование Open Source глобальный. Так, по данным Red Hat, в 2019 году корпоративный сектор рассматривал открытое ПО как экономически эффективную альтернативу проприетарным системам и способ снижения совокупной стоимости владения ИТ. Респондентами Rеd Hat выступили CIО зарубежных компаний, но их доводы в целом совпадают с мнениями российских заказчиков. В условиях экономической неопределенности все игроки на рынке ищут способы сокращения издержек без вреда для качества своей работы. А российские клиенты в дополнение к этому сталкиваются с ростом стоимости валюты, из-за чего лицензионные отчисления превращаются в одну из наиболее весомых операционных затрат. Правда, стоит заметить, что далеко не весь OpenSource бесплатный.

Итак, каковы основные преимущества Open Source, из-за которых востребованность этого класса решений среди крупных коммерческих компаний растет более чем на 20% в год?

Экономика всему голова

Финансовые мотивы при выборе Open Source, по крайней мере для российских заказчиков, приоритетнее других факторов. По нашим оценкам, ежегодные отчисления вендору за поддержку проприетарного ПО начинаются от 25 млн. руб. в крупной компании. Переход на открытые системы зачастую (здесь все зависит от лицензии) позволяет отказаться от этой статьи. Но появляется новая – на инвестиции в доработку систем под собственные нужды и содержание штата разработчиков и администраторов. Даже с учетом этих издержек компании начинают тратить на поддержку инфраструктуры на 20-30% средств меньше. Кроме того, с переходом на Open Source снижаются валютные риски, из-за которых поддержка приложений может быстро подорожать в несколько раз.

Удобство для разработчиков и повышение производительности их труда

Еще в 2014 году аналитическое агентство Forrester выяснило, что порядка 84% программистов предпочитают работать с открытым ПО, отмечая его более высокую производительность и надежность. И действительно, по ряду показателей Open Source не только не уступает, но и превосходит по качеству проприетарные системы. За счет этого открытое ПО не теряет своей популярности в среде DevOps-специалистов и становится основой для новых клиентских сервисов, web- и мобильных приложений, систем управления контентом и многих других прикладных и клиентских ИТ-решений.

Проект создания комплексной информационной системы судов общей юрисдикции в Москве построен в основном на продуктах с открытым исходным кодом и системах российских разработчиков, уровень импортозамещения – около 60%. Так, инфраструктура подсистемы межведомственного взаимодействия судов с различными инстанциями судопроизводства и внешними госорганами построена на интеграционной шине WSO2 Enterprise Service Bus ESB. А в качестве базы данных в работе большинства систем используется PostgreSQL. Интеграция системы электронного документооборота Сибур с другими приложениями холдинга также реализована на базе Open Source платформы WSO2.

В каких проектах мы чаще всего видим Open Source?

Виртуализация и облачные вычисления

Облачных провайдеров можно условно разделить на две основные категории: тех, кто выбирает в качестве основы для своей платформы Open Source, и тех, кто использует в качестве гипервизора проприетарное ПО. И в том, и другом случае есть свои преимущества. Например, считается, что облака на KVM достаточно функциональны. В них для разработчиков облачного провайдера открываются новые возможности – вокруг ядра платформы легко интегрировать множество собственных или других Open Source-продуктов. Лучше от этого становится и клиентам. Во-первых, они получают уникальную и адаптивную к своим задачам инфраструктуру. Во-вторых, быстрее начинают работать с новой функциональностью. Кроме того, как и в других подобных Open Source-проектах, провайдерам не нужно отчислять вендору деньги за лицензии, что на фоне кризиса в экономике может стать одним из способов удержания тарифов на прежнем уровне.

Среди клиентов также можно выделить апологетов СПО и фанатов облаков на проприетарных гипервизорах. Правда стоит заметить, что «религия» заказчиков не так прочна, и в течение жизненного цикла облачного проекта клиенты могут не раз сменить платформу. Применяя специальные средства для миграции, подобный перенос в среднем занимает примерно столько же времени, сколько развертывание виртуальной машины в привычной среде.

Контейнеризация

Цифровизация и потребность в разработке новых клиентских сервисов, ускорение их time-to-market привели к широкому распространению контейнерной виртуализации. В компаниях усилилась роль DevOps-инженеров. В крупных организациях сегодня их может быть десятки, сотни и даже тысячи. Например, когда сервис бронирования апартаментов Airbnb приступил к переходу от неповоротливой монолитной инфраструктуре к микросервисам, он нанял свыше 1000 инженеров для этой задачи. В качестве одного из инструментов использовалась Kubernetes – open source система для автоматического развертывания и управления контейнеризированными приложениями. Airbnb сделал выбор в пользу нее, как и eBay, Tinder, Pinterest и ряд других крупный компаний, из-за простоты и удобства использования, а также все той же экономии на лицензиях. Она в масштабе всей организации достигает 2-4 млн $ в год.

VDI

Во время карантина одной из самых сложных задач для организаций стал быстрый и эффективный переход на удаленную работу. Классическим инструментом для этого является виртуализация рабочих мест (VDI), которая позволяет быстро создать на домашних станциях окружение, как в офисе, с доступом ко всем необходимым системам и соблюдением политик безопасности. При этом для такой задачи можно пользоваться все тем же Open Source, который по своему функционалу мало чем отличается от лицензионного ПО, но имеет явное преимущество – он бесплатный. Для многих компаний использование систем на открытом ПО для организации удаленных мест может стать выходом, особенно если нужно быстро подключить филиалы в регионах или осуществить переход на «удаленку» без серьезных трат и на фоне долго согласуемых бюджетов на ИТ.

Мониторинг ИТ-инфраструктуры

Заказчики уже давно оценили потенциал свободно распространяемое ПО в этом сегменте. Когда речь заходит о мониторинге ИТ-инфраструктуры, то, в первую очередь, вспоминают, про Zabbiх. Так сложилось, что именно его многие считают хорошей альтернативой проприетарным программам. Решение эффективно выполняет весь спектр мониторинговых задач: контролирует уровень доступности по SLA, считывает основные параметры производительности и состояние объектов ИТ-инфраструктуры, своевременно определяет проблемы. Система позволяет эффективно устранять сбои, автоматизировать процессы управления. Может использовать программные агенты или работать в «безагентном» режиме. Решение можно расширять с помощью дополнительных модулей и интеграций. Это позволяет, например, получать наглядные отчеты о работе систем с графиками, таблицами и диаграммами. И еще подсказка: если объединить систему мониторинга с системами инвентаризации и управления инцидентами (Service Desk) на базе Open Source, то получится полноценное решение по управлению ИТ-службой.

Подводные камни

Несмотря на все преимущества Open Source проектов, их реализация может вызвать массу вопросов у ИТ-директоров. В первую очередь, ответственных за развитие инфраструктуры смущает смена парадигмы и отказ от привычных продуктов. Кроме того, выбирая OpenSource, CIO не может разделить риски с большим вендором, все они ложатся на него. Потому что за покупку проприетарного ПО еще никого не увольняли. Также директора опасаются сложностей интеграции и масштабирования. Между тем, эти трудности легко преодолеть, если выстроить эффективную систему обучения персонала настройке и поддержке среды на Open Source. Еще один фактор, тормозящий развитие открытого ПО в коммерческом сегменте – противоборство линейных администраторов, которые нередко воспринимают в штыки переход на Open Source, так как понимают, что в первые несколько недель им будет тяжело. Придется резко перестраиваться, увеличится объем работы. Потому многое в этой ситуации зависит от CIO и от его политической воли и административного ресурса. Часто бывает достаточно донести значимость перестройки ИТ до персонала, осуществить эту перестройку собственными силами или с помощью подрядчика, обучить ИТ-подразделение работе в новых условиях. Зато в качестве награды инициатор проекта увидит разницу в затратах на поддержку инфраструктуры «вчера» и «сегодня», и сможет перераспределить высвобождающиеся ресурсы для более важных и интересных задач, в том числе на профессиональное развитие тех же ИТ-администраторов.

 

Опубликовано 15.07.2020

Похожие статьи