УправлениеИТ в бизнесе

Цифровая трансформация: как COVID-19 меняет мир

Ольга Попова | 25.11.2020

Цифровая трансформация: как COVID-19 меняет мир

Совершенно точно, что важно тесное взаимодействие между всеми подразделениями, службами и направлениями деятельности организации. Иначе успехи ИТ просто не будут не только востребованы, но даже известны.  

Кризис COVID-19 быстро меняет к лучшему «что» и «как» в программах цифровой трансформации, считает Мелисса Свифт (Melissa Swift) в статье «Digital transformation: 5 ways COVID-19 is forcing positive changes». Она предлагает рассмотреть, позитивные изменения в бизнесе на фоне серьезных сбоев

«Через несколько дней после того, как в США объявили локдаун, один и тот же мем попадал в мой почтовый ящик и в ленту социальных сетей более десятка раз. Это был опрос:

Кто руководил цифровой трансформацией вашей компании? 

а) генеральный директор;

б) технический директор;

с) COVID-19.

Вариант ответа «с» был обведен красным: COVID-19.

Есть русская поговорка: «В каждой шутке есть доля шутки» – это означает, что шутки состоят в основном из правды. Этот мем, безусловно, отвечает всем требованиям: мы действительно видели, как кризис COVID быстро изменил планы программ цифровой трансформации компаний. По мнению автора существует пять ключевых моментов:

1. Опыт сотрудников (Employee Experience) становится первоочередным

Employee Experience – новый термин в HR, который можно перевести как «опыт персонала». Он сфокусирован не столько на роли сотрудника в жизни компании, сколько на роли компании в жизни сотрудника. Несмотря на то что Employee Experience стал ключевой темой в HR-сообществе, в ИТ-кругах само понятие было встречено неоднозначно – некоторые восприняли это как «избалованные сотрудники, ожидающие первоклассных технологий при ограниченных бюджетах».

Сегодня, когда значительная часть сотрудников работает удаленно, мнение сотрудника о цифровых технологиях превратилось из «приятного» в «единственный способ выполнять работу».

2. Наем ваших клиентов и сотрудников для технической поддержки

В настоящее время из-за удаленной работы, изменения потребностей клиентов, государственных ограничений или множества других факторов практически каждая работа более технологична, чем несколько месяцев назад. Это создает беспрецедентные потребности в технической поддержке.

Организации были вынуждены расширить свою поддержку, используя все возможности, от FAQs (часто задаваемых вопросов) до чат-ботов для сотрудничества в реальном времени с персоналом технической поддержки, чтобы позволить клиентам и сотрудникам стать уполномоченными партнерами в решении проблем, с которыми они сталкиваются. Эти методы привычны, но количество и скорость, с которой они внедряются, являются новыми. Что означает позитивное переустройство модели обучения техподдержки.

3. Увеличение автоматизации

Рост автоматизации уже стал привычным: на многих производственных предприятиях промышленные роботы сейчас составляют почти 1% рабочей силы, а роботизированная автоматизация уже стоит несколько миллиардов долларов. Но из-за новых требований времени автоматизация – в различных ее формах – перешла от программы инноваций к программе обеспечения устойчивости, –выраженной как в снижении стоимости человеческих ресурсов, так и в необходимости сокращения количества людей на рабочих местах. И директора по ИТ, которые долгое время выступали за автоматизацию, внезапно находят сильную поддержку со стороны финансовых директоров и руководителей по персоналу.

4. Радикальная уборка: выявление пробелов, дублирования и конфликтов

В последние месяцы организации эффективно провели крупномасштабный аудит текущего состояния своей цифровой трансформации благодаря стремительному росту имеющихся у них технологий. Недостающие возможности вышли на первый план сразу же, но чаще избыточные или конфликтующие системы определились по факту их использования.

Одни из этих проблем приведут к эффективной перестройке («почему мы платим за пять различных систем видео-конференц-связи?»), а другие будут проявляться на уровне политики («хорошо, у нас есть пять разных платформ для видео-конференц-связи, давайте согласимся, что это подразделение будет использовать Систему X ».)

5. «Лучшее – враг хорошего»

Ничто не заставит замолчать внутреннего перфекциониста лучше, чем полномасштабный кризис. В ответ на серьезный сбой многие компании успешно пересмотрели свое отношение к цифровым технологиям, отдавая приоритет «это работает!» тому, что «после многих лет слежения за этой инновацией мы собрали самые лучшие навороты и прибамбасы». В настоящий момент работающее ПО, о котором говорится в Agile Manifesto, занимает место под солнцем.

Что делать? «Аудит влияния»

Если ваша организация приступает к каким-либо из этих изменений или если вы этого хотите, отличный способ либо начать, либо ускорить процесс – провести «аудит влияния».

На начальном уровне в вашей организации определите лучшие способы работы. Взаимодействуйте с командами, которые, по вашему мнению, способствуют позитивным изменениям, таким как меньший перфекционизм, более быстрая автоматизация, повышение внимания к employee experience и т. д.

Извлеките уроки и создайте платформу, позволяющую командам делиться своими историями более широко.

Поскольку наши методы работы и наши сотрудники кардинально меняются, учиться друг у друга – самый мощный инструмент для преобразования нашей цифровой трансформации.

Так как COVID-19 – явление международное, охватившее все страны, Россия не стала исключением. Мы попросили российских экспертов дать комментарии: подойдут ли эти советы российскому ИТ-директору или CDO? что нового принес COVID российским предприятиям? что еще можно посоветовать с учетом российской специфики?

Марианна Крель

img

Кроме технологических прыжков через пропущенные этапы автоматизации или оптимизации процессов, COVID-19 создал ряд вызовов в тех областях, на которые не принято было смотреть:

1. Культура. Оказалось, что культура – это не корпоративные праздники, а атмосфера, изменение которой осознается в момент перехода на «удаленку». И многие компании прошли через все стадии «отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие-успех» в понимании, что просто сбором людей в «зуме», или MS Teams, или скайпе атмосфера, в которой людям комфортно, не создается. Очно легче поддерживать атмосферу, одного взгляда на коллег достаточно, чтобы по мимике, по глазам понять их состояние. В «зуме» вы видите экран или множество экранов, и это непривычный способ коммуникаций для тех, кто мало знаком с «удаленкой». Знаю целый ряд компаний, уделивших серьезное внимание психологическому комфорту сотрудников на «удаленке», создали пространство для неформального общения, гибкие графики (по возможности). Знаю также тех, где сотрудники оказались предоставлены сами себе в своих удаленных заботах.

2. Ручное управление. Если процессы во многих компаниях хоть как-то затронуты ИТ и цифрой, то управление часто ручное, с расшифровкой резолюций топов на бумаге. Именно переход ручного управления в системное – главный вызов, с которыми многие сталкиваются. И запросов на обучение «как управлять командами удаленно» – стало намного больше.

3. Выгорание. «Удаленка» выжигает намного быстрее очной работы. Это и шанс на личностный рост, и очень большой стресс, если не уметь с ним работать. Потеря границ рабочего времени, доступность «24×7», постоянное сидение в экранах в противовес активным перемещениям и поездкам кому-то принесло долгожданную возможность выспаться и общаться с семьей, а кому-то и тяжелейшие кризисы из-за невозможности вырваться из ограниченного пространства, в котором намного тяжелее сосредоточиться для работы.

Марина Аншина

img

Прежде всего, мне категорически не нравится, когда COVID упоминают в позитивном смысле. Говорить о болезни, которая унесла уже миллионы жизней и здоровье миллионов людей, что она что-то может менять к лучшему, по меньшей мере безнравственно.

Понятно, что любые испытания способствуют выявлению как отрицательных, так и положительных свойств людей, организаций, всего общества. Но то, что болезнь выступает основным двигателем цифровой трансформации (ЦТ) весьма странно. Возможно, такой ответ респондентов связан с тем, что человеку свойственно психологически искать что-то хорошее в любых ситуациях. Или дело в том, что ЦТ по-прежнему многие ассоциируют исключительно с автоматизацией.

Но кардинально менять основу деятельности компании в нестабильных условиях очень рискованно. Да и некогда, потому что надо быстро затыкать дыры в своей операционной деятельности, вызванные потребностью в организации дистанционной работы. А считать переход на «дистанционку» ЦТ – очень странно.

1. Employee Experience. Да, умение персонала приспособиться к другим методам работы действительно приобретает важное значение. Но особое значение это приобретает в отношении руководителей. Тем из них, кто привык оценивать работу подчиненных по длительности их присутствия на рабочем месте, не позавидуешь. А таких, к сожалению, предостаточно.

2. Расширение технической поддержки. В условиях ограничения социальных связей важна не только техническая поддержка, но и любая другая. В частности, поддержка со стороны службы персонала и подразделений информационной безопасности. Было бы здорово, если бы все осознали, насколько сложно коллегам переживать сложившуюся ситуацию, и корректировали свое поведение с учетом этого знания.

3. Рост уровня автоматизации. Я иногда думаю, что если бы мы (в общемировом смысле) дальше продвинулись по пути «Интернета вещей» и Industry 4.0, то намного легче переживали бы карантин. Поэтому давайте готовить «сани» вовремя.

4. «Лучшее – враг хорошего». Замечательный тезис, который важно уяснить в любые времена и для любых обстоятельств. Время – весьма важная характеристика, и можно ведь еще припомнить, что «дорога ложка к обеду».

Что делать – Best Practice. Несомненно, очень важно делиться хорошим. Хотя бы потому, что сейчас очень нужно видеть «луч света». Но всегда следует помнить, что чужой, даже суперуспешный опыт не всегда подходит тебе и твоей организации. Поэтому, проанализировав чужие успехи и поражения, надо искать собственный путь.

COVID – это вызов. И тяжесть такого вызова легла во многом на плечи ИТ. Можно назвать его проверкой на прочность, на грамотность, на гибкость. Кто-то справился хуже, кто-то – лучше. Но еще не поздно… Многое предстоит сделать, учитывая полученные и не полученные результаты. Но совершенно точно, что важно тесное взаимодействие между всеми подразделениями, службами и направлениями деятельности организации. Иначе успехи ИТ просто не будут не только востребованы, но даже известны.  


Цифровая трансформация

Темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
У лояльных хмурый день светлей.
ОНЛАЙН
09.08.2021 — 10.08.2021
19:00
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00