Что мешает компаниям внедрять новые инструменты и подходы

Логотип компании
Что мешает компаниям внедрять новые инструменты и подходы
Главное из докладов онлайн-встречи «PRO Digital: Клуб цифровых инноваций»

Пандемия коронавируса вскрыла одну из больших проблем бизнеса — неготовность быстро реагировать на внешние раздражители. Одна из причин этого — неумение руководства и персонала компании пользоваться инструментами и методами для экспресс-трансформаций. Само понятие инноваций воспринимается как нечто глобальное и затратное.

На очередной встрече «PRO Digital: Клуб цифровых инноваций», которая прошла 15 октября, спикеры-эксперты рассказали о двух способах внедрения инноваций в компании: без высоких бюджетов и глобальных перемен в кадровом составе компании.

Специалист по бизнес-инновациям Артур Верба свои докладом «Как ускорить процесс создания инноваций» раскрыл основные этапы создания инноваций, объяснил суть Lean-подхода для ускорения инноваций, а также познакомил со способами преодоления барьеров на пути к созданию конкретных решений для улучшения работы компании. Полную запись клубной встречи и дискуссии спикеров можно посмотреть после бесплатной регистрации в «PRO Digital: Клуб цифровых инноваций». Главное из доклада спикера читайте в этом материале.

Как ускорить процесс создания инноваций

  Скорость критична для создания инноваций. Она помогает компаниям сосредоточиться на главном. Позволяет улавливать потребительские тенденции по мере их появления, подстраиваться под изменения окружающей обстановки, эффективно меняться и конкурировать.

  Что мешает компаниям внедрять новые инструменты и подходы. Рис. 1

Этапы создания инноваций:

  • исследование

  • проектирование

  • внедрение

  • коммерциализация

Любая инновация направлена на решение проблемы. Ее идею создают внутри компании, за ее пределами, она приходит от клиентов, партнеров, конкурентов.

Все начинается с исследования. Это набор активностей, который проводят до того, как создается формальная более четкая спецификация, либо требование к новому продукту или процессу. В него входят: исследование рынка, анализ, сбор данных, анализ возможностей.

Стадия проектирования. Разработка конструкции продукта или процесса. На ней определяют, как новые решения будут выполнять ранее поставленные требования. На этом этапе создают прототипы продукта, разрабатывают его дизайн.

Внедрение продукта. Это этап разработки и тестирования решений. На нем проводят механическую доработку продукта/оборудования, промышленные испытания приближенные к реальным условиям рынка.

Коммерциализация. Этап вывода продукта на рынок, введение его в эксплуатацию. Именно в этот момент начинаются все кампании, а команда работает на то, чтобы довести созданное до конечного потребителя.

Способы преодоления барьеров на пути создания инноваций

Создание и запуск инновационного решения проходит ряд стадий. Оно переживает корректировку на каждой из них, зависит от результатов принятых решений команды, которые, в свою очередь, основываются на данных о поведении рынка, выводах по метрикам и прочих показателях. Часто в качестве преград внедрению инноваций выступают такие проблемы:
  1. Сложный порядок принятия решений. Группа менеджеров (менеджер проекта, портфельный менеджер, менеджер по трансформациям), заинтересованных в утверждении каждого решения, тормозит процесс на недели и месяцы. Микроменеджмент легко уводит команду в ненужном направлении, а сложная процедура принятия решений, завязана на тотальном контроле, может лишить команду инициативы.
  2. Низкий приоритет инноваций. Когда проект начинает конкурировать с операционным бизнесом, когда из него изымаются ресурсы на нужды основного бизнеса, но требования к команде проекта остаются теми же. Чаще всего это относится к компаниям, только начинающим внедрять инновации.
  3. Слабая командная вовлеченность. Частичная занятость членов команды в проекте отвлекает их от работы над ним. Они тратят время и силы на «тушение пожаров» и решение проблем основного бизнеса, из-за чего не уделяют достаточно времени на инновационный проект.


Что мешает компаниям внедрять новые инструменты и подходы. Рис. 2

Способы преодоления барьеров

Buy-in от руководителя. Лучше всего, когда инновационный проект руководитель купит на стадии бизнес-кейса. Этим он даст согласие на его разработку и подтвердит, что полностью поддерживает его. Иначе все утверждения планов и затрат будут занимать время. Также стоит избегать утверждения финансовых и бизнес-планов для проекта, поскольку любые расхождения с реальными показателями приведут к проблемам. Придется доказывать оправданность действий и инвестиций.

Стоит утверждать у руководителя следующие пункты:

  • какие проблемы/потребности с точки зрения бизнеса и потребителей поможет решить инновация

  • стратегическая цель бизнеса, которую поможет достичь проект

  • тип инновации (горизонт роста)

  • цель проекта (результат) ─ финансовые и нефинансовые цели. Ответ на вопрос: как поймем, что достигли успеха?

  • KPI членов команды

  • ресурсы

  • дорожная карта проекта

  • бюджет

  • команда

  • ответственные лица

Измерения успеха инноваций. Измерять успех инноваций с помощью финансовых показателей бывает трудно, потому что на старте можно не знать, когда и какой финансовый результат принесет решение. Поэтому отслеживать внутренние метрики необходимо по нефинансовым показателям:

  • количество упоминаний в СМИ

  • количество тестов

  • количество прототипов

  • уникальность решения

  • выявленные предпочтения

  • рост пользовательской базы

  • количество решений перешедших из этапа на этап

Стоит согласовать с правлением именно эти метрики, а также разбивать большие вопросы на маленькие задачи.

Изменения в проекте. Это нормально, если обстоятельства меняются. Когда приходится делиться частью проекта ради решения кризисных ситуаций. Но нужно делать это правильно.

Если проект ставят на паузу, забирают ресурс и не согласовывают изменения с ним ─ процесс разработки инноваций застопорится. Для этого на этапе запуска проекта стоит прописать в план действия, связанные с такими событиями:

  • изменение портфеля проектов

  • изменения сроков и плана (дорожной карты)

  • изменений приоритетов

  • замена другим проектом

  • заморозка проекта

  • перераспределение средств

Команда инновационного проекта

Команды должны не только иметь ресурс, бюджеты и понятные метрики успеха, но и быть сфокусированы на проекте. Рассмотрим, как положение инновационной команды, встроенной в структуру компании, влияет на скорость и темп создания и запуска инноваций.

Когда уместно:

  • Короткий цикл продукта

  • Основные (постепенные инновации)

  • “Стелс”-проекты. Когда проекты создаются в режиме тихого плавания (в головах людей, подходит для зрелых компаний)

Таким командам полезно сильно не отрываться от тех департаментов, где работает команда.

Риски:

  • Размывается ответственность

  • Отвлечение на “тушение пожаров”

  • Потеря фокуса

Решение:

  • Вывести команду из-под операционных задач

  • Оставить 1-2 человека из департамента (направления)

  • Сократить период между контрольными точками

Так команда сохранит доступ к экспертизе и получит необходимую автономию.

Когда команда работает как отдельный юнит, это позволяет искать решения в области новых рынков, бизнес-моделей, технологий. Но в таком подразделении сотрудники могут оторваться от реальности, а внедрение решения встретит отторжение, сопротивление со стороны персонала. Для этого стоит завести в команде менеджера по внедрению. Этому также помогает периодическая ротация команды и обратная связь по наработкам. Если внутри подразделения команда работает над каким-то решением, она будет более лояльной к глобальным инновациям.

Читайте также
Дистрибьюция как отдельный вид бизнеса имеет тенденцию к вымиранию. Но пока она востребована для некоторых вендоров и партнеров, бизнес будет существовать. Важно, чтобы дистрибьюторы придумывали нечто новое и ценное для вендоров и партнеров. Современный дистрибьютор становится похожим на швейцарский перочинный нож, где есть инструменты для решения задач партнеров и конечных заказчиков, для увеличения воронки продаж и повышения уровня успешности проектов. В этом разбирался IT-World.

Lean Startup. Это методология разработки продуктов и целых бизнесов, которые фокусируются на быстром движении тестирований и предположений бизнеса в реальной жизни. Она помогает уменьшить риск построить то, что не будет работать.

Цель методологии: устранить потерю времени путем разработки продуктов интерактивно и шаг за шагом.

Основная идея модели:

  • быстро протестировать

  • проверить предположение на соответствие продукта рынку, чтобы как можно быстрее учиться и адаптироваться

Также подход подразумевает, что не нужно планировать свои действия, важно именно действовать и получать обратную связь. Не думать о создании продукта как о высокорисковой инвестиции, а постепенно проверять и тестировать допущения на малых масштабах.

Инструменты для ленивых. Инструменты для создания инноваций


Что мешает компаниям внедрять новые инструменты и подходы. Рис. 3

 

 

 

Опубликовано 14.12.2020

Похожие статьи