Webex: инструменты для гибридного офиса

17.12.2020Автор Ольга Мельник
Webex: инструменты для гибридного офиса
Компания Cisco поставила перед собой амбициозную цель: создать инструменты, с которыми командная работа онлайн будет в десять раз приятней, чем личное общение

Черный лебедь пандемии COVID-19 принес айтишникам и радость, и проблемы. ИТ-службы оказались в центре внимания, необходимость новых ИТ-инструментов была продемонстрирована практикой, а миф о том, что работать можно только в офисе, развеян. Однако и слабости индустрии проявились не менее отчетливо. Среди них отсутствие продуктов, которые могли бы полноценно заменить живое общение, сделать онлайн-взаимодействие таким же простым и удобным, как групповая работа в переговорной.

Компания Cisco поставила перед собой амбициозную цель: создать инструменты, с которыми командная работа онлайн будет в десять раз приятней, чем личное общение. Платформой для формирования экосистемы таких средств выбран обновленный Webex. Это продукт с длинной историей: он был разработан 25 лет назад компанией WebEx, в 2007 году Cisco купила этого вендора. К 2020 году под брендом Webex продавалось несколько продуктов, в том числе ключевые Webex Meetings и Webex Teams.

Гибридный офис

Для того чтобы эффективно развивать продуктовую линейку, надо как минимум иметь модель использования приложения, прогнозировать поведение пользователей. Эксперты Cisco считают, что будущее за гибридными офисами. По словам Максима Репина, руководителя подразделения Cisco по продвижению технологий для совместной работы в России, многие клиенты компании стали перестраивать офисные пространства в соответствии с новой парадигмой. Руководители бизнеса уже убедились, что работа из дома может быть достаточно продуктивной, во всяком случае, каждодневное появление сотрудника в офисе совсем не обязательно. Приехать в офис и в одиночестве трудиться над своим проектом? В этом смысла нет, работать одному можно и дома.

Офис – это место встречи, место коммуникации, групповой работы, которая нужна далеко не всегда и точно не всему персоналу одновременно. Именно в соответствии с этой концепций модернизируются помещения. Переговорные комнаты, «неименные» столы, которые сотрудники используют при необходимости, надежные средства планирования, позволяющие избегать накладок и обеспечивающие должную безопасность, – таковы элементы гибридного подхода. При этом необходимо учитывать, что во время любой встречи часть персонала может подключаться удаленно.

Концепция эта далеко не новая: еще десять лет назад подобные проекты выполнялись в России, были примеры использования «разделенного» пространства, доказавшие свою эффективность. Касались они российских представительств международных компаний, арендующих офисы класса А в центре Москвы. Персонал этих офисов в основном состоит из менеджеров по продажам, большую часть времени работающих «в полях» и приезжающих в офис только на встречи, для отчета или переговоров. Для подобной работы формат «общих столов» подходил идеально, и требовалось в четыре раза меньше офисной площади, чем при традиционном размещении сотрудников. Однако массовым такой подход не стал, хотя качество даже «последней мили» в России с тех пор улучшилось на порядок. Привычки так просто не меняются. Однако практика 2020 года показала де факто, что данный подход вполне реален, более того, во многих случаях удобней традиционного.

Эксперты Cisco уверены, что именно по пути создания гибридных офисов пойдут их нынешние и будущие клиенты, и развивают свои продукты в расчете на такую перспективу. Например, Webex Desk Hub: устройство для персонификации рабочего стола. К нему подключаются камера, гарнитура, ноутбук, мобильный телефон. По бейджу или телефону Hub идентифицирует сотрудника и подгружает все необходимые персональные настройки для коммуникаций.

Аппаратные новинки и новая функциональность

В начале декабря состоялись региональные конференции Cisco WebexOne, где были анонсированы новые возможности платформы Webex и несколько новых аппаратных устройств, в том числе Webex Desk Hub. Они станут доступны в течение трех месяцев, до марта 2021 года включительно. Действующие клиенты получат новые функции ПО в рамках регулярных ежемесячных апдейтов. Что меняется? Вместо двух ключевых приложений будет единое приложение Webex для переговоров, совещаний и обмена сообщениями.

Технические нововведения касаются изображения и звука. На заднем плане, за спиной спикера, может быть не только статичное изображение, но и видео, а главное – презентация. Это приближает формат видеоконференции к формату офлайновых выступлений. Теперь спикер может даже ходить по комнате: слушатели будут видеть его на экране на фоне слайдов. Другое новшество – распознавание жестов. Эти технологии станут доступны в течение 2021 года.

Для того чтобы получить такие возможности, нужна Webex Desk Camera. Высокое разрешение, распознавание лиц, метрики занятости, возможность жестом включать и отключать микрофон: интересный набор функций, но, вероятно, самой любимой будет автоматический выбор наилучшего ракурса и хорошая цветопередача. Известно, что в 2020 году в США резко вырос спрос на пластические операции лица: людям не нравится, как они выглядят на экране. Поправить ситуацию с помощью лучшей видеокамеры все же проще. Благодаря общей платформе для всех настольных устройств Webex ИТ-службы могут управлять камерами при масштабном развертывании, поэтому пользователи не пропустят обновлений и не останутся без поддержки и при удаленном взаимодействии.

Средства шумоподавления автоматически вычленяют в сигнале помехи и исключают их. Презентуя новые возможности Webex, Максим Репин говорил с включенной дрелью в руках, и ее звук слышен не был.

С переходом на видеконференции стала очень популярной просьба «девочки, пришлите нам всем потом протокол, зафиксируйте, кто что говорил и что мы решили». Webex автоматически составляет стенограммы, в них доступен полноценный поиск. Речь переводится в субтитры, и трансляция возможна на десяти языках. Основным языком является английский: транскрипция и перевод доступны только с него, то есть спикер говорит по-английски, а участники встречи видят субтитры на мандарини, испанском или русском и получают протокол встречи на своем языке.

Насколько хорош этот перевод – пока проверить не удалось даже Максиму Репину, он надеется получить версию Webex с такими возможностями в ближайшие недели. Функции перевода доступны и в других пакетах для видео-конференц-связи, однако в них звуковой сигнал обычно передается в облако третьих фирм, специализирующихся на переводе. В Webex перевод выполняется средствами самого приложения без передачи корпоративных переговоров куда бы то ни было. Для этого были куплены компании, специализирующиеся на переводах и транскрибировании. Шумоподавление, траскрибирование, распознавание жестов и видео, как и некоторые другие возможности, основаны на применении технологий машинного обучения.

Интеграция, безопасность, мероприятия крупного формата

Интеграция видео-конференц-связи с другими корпоративными приложениями – отдельное направление, где Cisco тоже сделала шаг вперед. Анонсирована Webex App Hub – экосистема приложений для совместной работы, включающая интеграцию с Box, Dropbox, MIRO, Mural, Salesforce, ServiceNow и Workplace from Facebook. Главное преимущество платформы – программируемость и расширяемость, реализованные с помощью API и SDK. Решение App Hub упрощает процесс поиска и интеграции приложений в пространстве сообщений Webex, вскоре то же самое будет реализовано и для конференций Webex. Пользователи смогут добавлять сторонние приложения и взаимодействовать с ними в рамках конференций Webex и сохранять сделанное.


Отдельная задача интеграции – взаимодействие с системами безопасности. Уже реализована интеграция с DLP-решениями восьми ведущих вендоров. Политики доступа, «этические стены»: их потребуется все больше, по мере того как удаленная и гибридная работа получат более широкое распространение. В новых версиях Webex применяются методы глубокого сквозного шифрования. Как подчеркивает Максим Репин, безопасность корпоративного уровня – не «пристройка» к функциональности платформы, а ее изначальное свойство.

Есть и проблема массовой виртуализации – проведение больших мероприятий, на тысячи, десятки тысяч человек. Скоро будет доступна сессия Webex Events с участием до 25 000 человек. До 100 000 участников будет поддерживать версия Webex Events, которая появится в конце декабря.

Для таких мероприятий, в перспективе полностью или частично заменяющих традиционные конференции, требуются специфические, по сравнению с офисной работой, средства управления и взаимодействия с аудиторией. Модераторам нужно формировать вид экрана, выбирать спикеров и группировать их. Вещание конференции должно допускать ведение единой пленарной сессии и нескольких параллельных секций, между которыми участники смогут произвольно перемещаться. Весьма желательны средства интерактивного взаимодействия, прежде всего опросы. Все эти возможности появятся в новых версиях Webex Events, некоторые – за счет приобретения вендором специализированных фирм и их продуктов.

Что станет с Webex, если все будет «как раньше», если сотрудники просто вернутся в офисы? Эксперты Cisco считают такой сценарий нереальным: удаленная, и тем более гибридная схема работы с нами надолго.

Похожие статьи