Цифровая трансформация: как получить из гусеницы бабочку, а не шуструю гусеницу

Логотип компании
Цифровая трансформация: как получить из гусеницы бабочку, а не шуструю гусеницу
Компании, ранее крепко укоренившиеся в физическом мире, изо всех сил внедряются в мир цифровой. Туда, в мир нулей и единиц, уже переместились контакты с заказчиками, сотрудниками, поставщиками и партнерами.

В документе «IT Roadmap for Digital Business Transformation» компании Gartner отмечено, что каждый ИТ-директор, работающий над цифровой трансформацией в своей компании, должен задать себе один главный вопрос: «Какой финансовый результат моей компании это принесет».

Издание Forbes отмечает, что интеграция севременных технологий в бизнес-процессы компаний — это теперь «new normal», новая норма, а не нечто выдающееся. Тем не менее, не все компании полны оптимизма в этом вопросе — в исследовании компании Capgemini утверждается, что только в 60% организаций ИТ-директора считают, что компетенций их сотрудников достаточно для того, чтобы успешно провести цифровую трансформацию.

Аналитики отмечают, что сейчас, когда из-за пандемии люди резко повысили масштаб применения цифровых сервисов, открылось хорошее окно возможностей для цифровой трансформации: на рынке много предложений продуктов, услуг, консультантов, аутсорсеров, рынок кипит, и грех не воспользоваться моментом и влиться в общий тренд.

Как отмечается в исследовании компании Frost & Sullivan, цифровая трансформация бизнеса — одна из главных тем ИТ-рынка в настоящий момент, компании, ранее крепко укоренившиеся в физическом мире, изо всех сил внедряются в мир цифровой. Туда, в мир нулей и единиц, уже переместились контакты с заказчиками, сотрудниками и поставщиками (отметим, что во время пандемии в 94% компаний из списка Fortune 1000 возникли проблемы в цепочке поставок), а также партнерами. В целом, цифровую трансформацию бизнеса назвали главной задачей своей компании 61% опрошенных предприятий (а в медицине и вовсе 73%), повышение эффективности бизнеса — топ-цель 44% предприятий, центрирование фокуса бизнеса на заказчиках и их пользовательском опыте (customer-centricity) — основная задача в 32% компаний. В то же время 31% предприятий видят важной целью организацию и систематизацию данных, применяемых в компании (data-centricity). И только 27% отметили рост выручки в качестве основной задачи их бизнеса. Интересно, что расширение присутствия на рынке было отмечено только в 22% случаев. Впрочем, это и понятно, если часть компаний в сегменте рынка, работающих исключительно в физическом мире, прекратят существование, их пользователи потянутся к тем, кто действовал проактивно и хорошо подготовился к потрясениям, подстелив цифровой соломки.

В этом новом мире многие компании пытаются модергизировать и ускорять процесс разработки и внедрения новых приложений.

Как отмечают аналитики компании The Frost & Sullivan, 54% компаний разрабатывают и костомизируют бизнес-ПО самостоятельно в рамках собственного предприятия (одновременно, впрочем, все больше функций отдается на аутсорсинг, например, BaaS, Backup as a Service). Остальные 46% используют готовое ПО, включая решения типа SaaS по подписке.

Таким образом, в более чем половине крупных компаний разработка и внедрение ПО заметно влияют на процессы цифровой трансформации. В частности, компании подчеркивают, что новое ПО необходимо интегрировать с уже работающим. Также топовой задачей являются вопросы информационной безопасности. Помимо этого, созданные решения необходимо постоянно адаптировать к изменяющимся запросам пользователей и к эволюционирующей внешней социальной и деловой среде.

В целом, согласно меткому замечанию одного из экспертов, «цифровая трапнсформация бизнеса это превращение куколки в бабочку с помощью ИТ. Но если что-то пошло не так, в лучшем случае вы получите гусеницу, которая ползает чуть пошустрее».

Что касается готовых цифровых платформ, то их применение бизнесом во время пандемии росло со взрывной скоростью. Инструменты для организации видеоконференций, обмена сообщениями и документами, средства коллективной работы — все это бурно активизировалось.

Для компаний, которые уже начали процесс цифровой трансформации, ситуация была часто неприятной, но в большинстве случаев контролируемой и управляемой. Бизнес продолжил работать, опираясь на цифровые рельсы. К слову, пандемия в компаниях, уже начавших процесс цифровой трансформации, привела к тому, что уровень недоверия персонала к новым методам работы и саботажа нововведений упал до минимума. Впрочем, одновременно возникли огромные проблемы с ИБ у удаленных работников. При этом компании, которые успешно провели цифровую трансформацию, в некоторой степени защищены от проблем в будущем, в ситуции — возможной — новой пандемии у них есть шанс выстоять.

Ценность цифровых каналов коммуникаций, цифровый продуктов и возможности работать в цифровом пространстве — в настоящее время это ценности, которые более никем не оспариваются. Предприятия, включая компании сектора B2B, твердо уяснили, что работают тем устойчивее, чем больше у предприятия каналов связи с пользователями, сотрудниками, поставщиками и партнерами.

К слову, несмотря на активность в области цифровой трансформации бизнеса, во время пандемии многие крупные инфраструктурные проекты были отложены. Но в ближайшем будущем в этой сфере ожидается оживление, эксперты прогнозируют, что запланированные инфраструктурные проекты в ЦОДах возобновятся во второй половине 2021 года.

Опубликовано 27.03.2021

Похожие статьи