Зачем компании переходят на виртуальные инфраструктуры и какое будущее у этой технологии
В момент наступления пандемии многие компании не были готовы к переходу на удаленную работу. Как следствие, компаниям пришлось в сжатые сроки менять подходы к организации своей инфраструктуры, добавляя возможность перевода сотрудников на «удаленку», что повлекло за собой еще большую актуализацию одной из главных угроз компаний – утечку данных. Это могут быть персональные данные сотрудников, договоры с клиентами, финансовые и бухгалтерские отчеты. Допустить кражу или потерю данных на «удаленке» достаточно просто: их можно скопировать на флешку, жесткий диск устройства, отправить на почту. В связи с тем, что сотрудники работают как дома, так и в публичных местах, появляется дополнительный риск кражи или утери устройства, повреждения и выхода его из строя, что приводит к потере всей информации, хранящейся на жестком диске.
Одним из удачных решений для многих компаний становится переход на виртуальные рабочие столы, или VDI (Virtual Desktop Infrastructure). Принцип VDI заключается в переносе всех данных компании с устройств пользователей в виртуальное рабочее место, которое находится в дата-центре или облаке компании. В свою очередь, в момент подключения пользователем к своему виртуальному рабочему столу будут применяться необходимые политики безопасности, которые затруднят утечку конфиденциальных данных компании. Рабочее устройство пользователя превращается в тонкий клиент, транслирующий изображение на монитор без возможности сохранять данные на жесткий диск или на внешнее устройство.
Дополнительным плюсом VDI становится возможность организации простого доступа к ресурсоемким приложениям с любых устройств пользователей.
Что включает проект VDI?
Основа любого VDI-проекта состоит из трех главных элементов.
Первый – создание собственной инфраструктуры или работа в облаке. На данном этапе происходит выбор производителя программного обеспечения и оценка предлагаемых решений на рынке. Самые распространенные продукты, по версии https://www.trustradius.com, предложены компаниями VMware (VMware Horizon + Cloud), Citrix (Citrix XenDesktop + Citrix Virtual Apps and Desktops), Microsoft RDS + Azure, Amazon WorkSpaces.
Второй – покупка лицензий. Комплект лицензий будет зависеть от требуемого функционала и выбора решения заказчиком.
Третий – выполнение работ по внедрению и обучению пользователей.
После выполнения работ по внедрению у компании появляется целый набор преимуществ:
Централизованное управление. Управление всеми рабочими местами пользователей из одной точки. Теперь небольшой штат ИТ-специалистов может заниматься управлением нескольких тысяч рабочих столов и выполнять в несколько кликов обновление пользовательского ПО и операционной системы, задавать общие настройки для рабочих мест и отслеживать действия пользователей, предотвращая утечки конфиденциальной информации.
Масштабирование. Создание рабочего места при наличии тонкого клиента или рабочего устройства у пользователя занимает несколько минут. Для этого зачастую системному администратору даже не приходится ничего делать – система сама подготовит рабочее место по заданным критериям.
Обновление ПО и операционной системы. Обычно все «пулы» в централизованных системах подразумевают наличие «золотого образа», с которого происходит загрузка операционных систем пользователей. Соответственно, для установки обновлений операционной системы достаточно произвести обновление «золотого образа» и все пользователи получат обновление в течение одного-двух часов. ПО обновляется по такой же схеме, как и операционная система, затем обновленное приложение доставляется пользователям.
Производительность. Пользователи получают единые мощности, которые заданы в настройках «пула», таким образом конечное устройство, на котором работает пользователь, никак не влияет на скорость работы.
Сокращение расходов. В ходе эксплуатации расходы компании сокращаются за счет перехода компании на тонкие клиенты, в которых должны быть реализованы минимальные мощностные ресурсы. Некоторые руководители компаний вводят в эксплуатацию уже имеющихся компьютеры, убирая из них все ненужное и самостоятельно создавая тонкие клиенты.
Одновременно с этим происходит экономия за счет уменьшения штата ИТ-специалистов, которые должны следить за состоянием техники пользователей. В тонких клиентах нет ничего лишнего, поэтому при его выходе из строя ремонт представляет собой комплексную замену устройства, занимающую лишь несколько минут. Как было сказано выше, все обновления операционной системы и ПО происходят централизованно, а значит, исчезает необходимость в большом количестве ИТ-специалистов для обслуживания пользователей.
Минусы и ограничения
В свою очередь централизованная инфраструктура имеет ряд недостатков.
Первоначально высокие затраты при локальном ЦОД. При создании централизованной инфраструктуры необходимо приобрести тонкие клиенты для пользователей (ощутимо, если пользователей десятки, сотни и тысячи). Однако здесь можно оптимизировать расходы, взяв в расчет возможность создания тонких клиентов из уже имеющихся устройств. Также не следует забывать о покупке оборудования для создания ЦОД и приобретении всех лицензий.
Инфраструктура. Один из важнейших пунктов при создании инфраструктуры с виртуальными рабочими столами – высокая пропускная способность сети. Если пропускная способность сети невысокая – у пользователей все будет тормозить, что вызовет множество проблем. То же самое относится и к мощностям серверов и СХД.
Длительность реализации. С момента принятия решения и до полной реализации проекта перехода обычно проходит 3–12 месяцев (без учета времени на закупку оборудования). Сроки выполнения обусловлены количеством пользователей, виртуализацией и конфигурацией приложений, миграцией профилей пользователей в виртуальную среду,
Где VDI приобретает наибольшее распространение?
Давайте рассмотрим, в компаниях каких направлений популярна технология VDI.
В первую очередь, она востребована сотрудниками предприятий, работающими на дому. Сотрудник получает доступ к своему рабочему месту из любой части страны, при этом все данные остаются внутри компании.
VDI найдет применение в банках. Во время подготовки рабочего места сотрудника может уходить не один час на настройку специфического ПО. Благодаря технологии VDI на подготовку одного рабочего места понадобится не более пяти минут.
Колл-центры оценят возможности VDI. Для работы в них используются однотипные рабочие столы, которые при необходимости легко масштабируются и имеют простое централизованное управление.
И наконец, технология подойдет страховым компаниям. Обычно страховые агенты постоянно находятся вне офиса и используют мобильные устройства для работы. За счет технологии VDI скорость работы остается на высоком уровне, при этом данные компании находятся в максимальной безопасности.
***
Подводя итоги, следует сказать, что технология VDI предназначена для решения практически любых задач, которые ставятся перед ИТ-департаментами. С точки зрения безопасности и удобств тенденция перехода в VDI будет усиливаться, и мы сможем наблюдать, как данная технология станет стандартом для замены стационарных рабочих мест.
Опубликовано 25.03.2021