Рынок ИСУП: импортозамещение на низком старте
В направлении импортозамещения в ИТ Россия идет достаточно давно, однако, как показал опыт, это было непросто, и признаемся: многое просто не получилось. В сегменте управления проектами ситуация была еще более сложной, чем в ряде других сфер: позиции глобальных вендоров всегда были очень сильны. Поэтому российским разработчикам было трудно пробиться к крупным заказчикам, а следовательно, и к большим контрактам. Это приводило к ограничению инвестиций в разработку.
Нет, конечно, сказать, что в российской сфере ИСУП все было катастрофически плохо, нельзя: решения развивались, количество проектов увеличивалось, но не теми темпами, как хотелось бы отечественным вендорам.
Количественные изменения
Весна 2022 года, казалось бы, должна была изменить ситуацию. Но говорить о серьезных переменах пока не приходится. К примеру, у нашей компании доля проектов в рамках импортозамещения на данный момент составляет 20–25 %. Относительно предыдущего года рост запросов на помощь в реализации программы импортозамещения, по приблизительным оценкам, находится в пределах 30 %.
Есть несколько сдерживающих процесс факторов. Те компании, перед которыми стоят требования перейти на российское программное обеспечение к 2025 году, не спешат, а идут в подобные проекты в плановом режиме, что не способствует резкому всплеску интереса к сегменту ИСУП. Кроме того, у большинства есть действующие инструменты от западных вендоров – эти решения пока работают, причем многие компании могут на них работать годами, так что спешить с импортозамещением они смысла не видят.
Нужно учитывать и финансовую составляющую: хотя многие отечественные компании сейчас вышли на рынок с акционными предложениями, бюджеты бизнеса на этот год были сформированы до начала СВО, и найти деньги на новый внеплановый проект сейчас крайне сложно. Еще сложнее – согласовать такие инвестиции с акционерами, которые не всегда понимают, зачем менять работающий инструмент.
Еще одна важная причина в том, что многие предприятия ищут замену в формате «как есть», т.е. хотят получить ровно такое же решение, как и предыдущее, но только с российским происхождением и – очень желательно – включенное в реестр отечественного софта. Так что они пока не всегда готовы мириться с особенностями, которые есть у российских решений. Правда, сейчас эта причина становится все менее значимой: руководители стали более реалистично относиться к ситуации на рынке и понимают, что полного аналога они не получат – разве что в рамках индивидуальных доработок, но это, разумеется, сильно скажется на цене.
Качественные изменения
А вот с качественными изменениями все несколько сложнее. Пока нельзя сказать о том, что появился интерес к российским ИСУП со стороны аудитории, которая раньше в принципе не интересовалась нашими сервисами. Это касается как отраслевого разреза, так и размера бизнеса. По крайней мере явного и сильного тренда здесь нет.
И все же выделю несколько изменений, которые мне кажутся интересными и перспективными. Мы заметили, что в последнее время стало меньше запросов на автоматизацию внутренних организационных проектов за счет сокращения бюджетов на развитие. Зато наблюдается некоторый рост запросов на автоматизацию управления продуктовыми, инжиниринговыми и инвестиционно-строительными проектами. Расширился спрос и за счет внедрения систем управления портфелями проектов взамен продуктов ушедших крупных западных вендоров. Речь идет о крупных и, соответственно, дорогостоящих проектах.
Также мы наблюдаем повышенную активность в части функционала управления трудовыми ресурсами. Раньше такого запроса со стороны клиентов не было – скорее всего, это было связано с тем, что данную функциональную потребность закрывали зарубежные ИТ-сервисы, которые покинули российский рынок. Такие же корни, на наш взгляд, и у возникновения потребности в гибкой настраиваемой отчетности прямо в ИСУП.
Подчеркну: в последнее время заказчики стали более гибкими и научились более открыто обсуждать свои нужды с российскими вендорами. Как результат, разработчики лучше видят потребности клиентов, понимают, за что те готовы платить и почему. Это позитивно повлияет на трансформацию дорожных карт отечественных сервисов в гораздо более тесной связи с реальными запросами бизнеса, чем раньше.
Конечно у отечественных решений по отдельным функциональным возможностям есть отставание от продуктов мировых лидеров. Это общий тренд для ИТ-отрасли за редким исключением. Он связан с ограниченным масштабом российского рынка и объемом инвестиций в продукт. С другой стороны, мы и ранее выигрывали сделки у поставщиков западных ИСУП за счет адаптации продукта под специфику российских клиентов. Сейчас мы имеем возможность компенсировать это отставание, а значит сделать свои решения конкурентоспособными не только в рамках стратегии импортозамещения, но и за ее пределами. Для этого заказчики и разработчики российского ПО должны объединить свои усилия перед лицом общего вызова.
Будущее рынка
Мы надеемся, что спрос на отечественные ИСУП будет увеличиваться. Пока еще у заказчиков есть время на выбор решений, но скоро им придется ускориться, если не будет отката ситуации (а это, конечно, маловероятно). Так что сейчас этот рынок выглядит потенциально интересным для инвесторов – как, впрочем, и весь российский IT-сектор. Но в ближайшее время абсолютно новые российские продукты мы вряд ли увидим, т.к. срок разработки MVP аналогичных систем составляет от полутора до двух лет, а инвестиции от 100 млн.руб.
К тому же данный сегмент достаточно конкурентен, сильных игроков много, они быстро развиваются. Чтобы не проиграть, от вендоров сейчас требуется внимательно слушать рынок и максимально быстро дорабатывать продукт под его требования.
Опубликовано 25.07.2022