Нам бы день простоять, да ночь продержаться
За последнее время произошло несколько ключевых изменений, которые напрямую влияют на качество ИТ-сервиса. Во-первых, с конца февраля по сегодняшний день продолжается отток высококвалифицированных специалистов, которые были задействованы на сервисных проектах. По данным Руссофт, в феврале-мае из России уехали в совокупности до 40 тыс. айтишников, включая 13 тыс. сотрудников софтверных компаний и центров разработки зарубежных корпораций. Большая часть из них - специалисты с очень востребованными узкопрофильными знаниями, имеющие сертификацию и большой опыт.
Во-вторых, почти все иностранные вендоры заморозили свою активность на российском рынке либо официально заявили о прекращении деятельности на территории страны и распустили свои команды. Отсюда вытекают и другие изменения, которые влияют на качество сервиса:
-
Приостановлены активности, связанные с обучением и сертификацией. Конечно, можно самостоятельно посмотреть обучающие ролики из открытых источников, но со срезом знаний и официальным сертификатом от вендора придется подождать;
-
Услуги или сервис для несанкционных заказчиков предлагают без запасных частей (ЗИП). Получается очень урезанный вариант, который сильно отличается от первоначального «пакета» и потому мало кого интересует. Параллельный импорт только набирает обороты, а ЗИПы уже заканчиваются;
-
Из-за нарушения логистических цепочек и нежелания западных вендоров оказывать услуги на территории РФ приостановлена доставка Service pack;
-
Параллельным импортом можно привезти ЗИП для low (низкого) или middle (среднего) уровня железа, так как в текущих условиях очень непросто достать Hi-end оборудование и ЗИПы к нему. Перемещение высокотехнологичного железа отслеживается, в этой связи план доставки в Казахстан, Узбекистан или другую соседнюю страну заведомо можно считать провальным.
-
Для активации оборудования нужна лицензия, которая позволит задать необходимый функционал, и с этим тоже наблюдаются сбои. Лицензии для оборудования можно активировать либо в стране ввоза, либо обходными путями через VPN, но вопрос доступности остается открытым.
-
Отдельным пунктом по работе с вендорами в текущих условиях хочется выделить приостановку доступа к R&D (Research & Development) центрам. Если рассуждать простыми словами, то R&D – это возможность интегратора обратиться за помощью к вендору в случае реализации сложного кейса. Найти в виде серого импорта доступ к производителю, который официально заявил о прекращении деятельности в России, - миссия из разряда «невыполнимо». Сейчас актуально изучать и применять многолетний опыт других стран, которые уже долгое время находится под санкциями.
Посреди всего этого, казалось бы, хаоса и беспорядка важно держать на прицеле вопрос доступности сервиса и услуг. Пока для обеспечения работоспособности компании проходят более длинный путь.
Востребованность сервисов
Большинство заказчиков, в первую очередь, обеспокоились миграцией базовых сервисов на российские решения. Например, мы в ICL Services, взвесив все «за» и «против», решили отказаться от части продуктов Microsoft в пользу локальных продуктов Яндекс, в частности Я360. И в этом решении мы - точно не единственные.
Второй востребованной услугой в текущей ситуации становится замещение поддержки ушедшего вендора на локального игрока. Заказчики обращаются с запросом организовать техническую поддержку, которую ранее им оказывал производитель. Если в части экспертов эта история реализуема: некоторые вендоры сами выпустили на рынок труда своих специалистов, и их экспертизу можно использовать уже внутри своей команды. Но в части параллельного импорта вопрос упирается в R&D и лицензии.
Также возрос спрос на ИТ-консалтинг. Появились запросы с просьбой провести обследование текущего ИТ-ландшафта, определить участки инфраструктуры, находящиеся в зоне риска, предложить решение по безопасной для бизнеса очистке систем и дальнейшей миграции на российские решения.
Нехватка зарубежных продуктов и технологий
Сложившаяся на рынке ситуация затронула те отрасли, которые больше всего были зависимы от ИТ. В первую очередь, речь идет о банковской сфере, где требуются целые комплексы для обработки большого количества информации.
Если говорить о нефтегазовом секторе, то здесь нет большой потребности в высокотехнологичном ИТ-оборудовании. В этом сегменте рынка используется нишевое оборудование, которое всегда было непросто достать. Нефтесервисные компании, которые занимаются бурением на месторождении и установкой необходимого оборудования, - преимущественно западные. Поэтому в этом сегменте тоже есть разрыв.
Российские ИТ-решения: что дальше?
На первый взгляд может показаться, что все плохо, но это не так. Происходят глобальные изменения я процессах, которые влияют на сервис и услуги. В сегодняшних проблемах с оборудованием, лицензиями, доступом к R&D, уже есть решения, но пока они «серые» и неофициальные.
Горизонт планирования очень сильно сузился: планы выстраиваются на ближайшие 6 месяцев или год. Деньги стараются расходовать только на самое необходимое. Большие проектные программы, нацеленные на рост бизнеса, на паузе.
Важно помнить, что санкции имеют отложенный эффект. В ИТ тоже есть проекты в работе, несмотря на все «НО» и стремление бизнеса в условиях турбулентности придержать бюджет. На фоне этого тренда некоторые ИТ-компании сфокусировались на проектах для государства с верой и надеждой на то, что это последнее место, где закончатся деньги.
Еще один недооцененный вариант, который стоит рассмотреть для работы в текущих условиях, – гранты. Участие ИТ в грантовой деятельности хорошо помогает понять, в чем сейчас остро нуждаются заказчики, и дает возможность получить в работу новый проект, спонсированный государством.
Для продолжения работы в новых условиях необходимо избавиться от панического состояния, которое сеется в обществе, и сосредоточиться на сервисе, который действительно поможет бизнесу в период турбулентности. «Главное ночь простоять, да день продержаться» - у нас очень большая страна, и как повлияют на бизнес и жизнь в целом новые санкции никто не знает.
Опубликовано 25.07.2022