Рынок ИТ-услуг: шансы и новые возможности
За последние несколько лет российский сегмент ИТ-услуг и сервисов существенно изменился. С одной стороны, пандемия COVID-19 и массовый переход на удаленную работу стимулировали развитие отдельных его сегментов, прежде всего — облачных решений. С другой — известные всем геополитические события, последовавшие за ними беспрецедентные санкции и массовый исход из России зарубежных вендоров расширили российским ИТ-компаниям дорогу к заказчику. Смогут ли отечественные разработчики полностью закрыть ту нишу, которая образовалась после ухода западных ИТ-гигантов? Какой будет эта замена и насколько она соответствует требованиям и задачам российских предприятий? Пока вопросов здесь больше, чем ответов, но тем интереснее наблюдать за развитием рынка ИТ-услуг в совершенно новых условиях.
Требуется время
«С уходом зарубежных конкурентов освободились ниши для российских компаний. В то же время в стране недостаточно финансов, экспертизы и опыта, чтобы взамен создать качественные продукты, — отмечает Глеб Корсунов, директор по развитию бизнеса компании Holyweb. — Вопрос в том, какие усилия будут приложены отечественными компаниями, чтобы реализовать сервисы, способные удовлетворить запросы бизнеса. А также есть ли у заказчиков бюджеты, чтобы платить за такой продукт и его разработку. Если поставщики не увидят у рынка емкости для капиталовложений, они не будут инвестировать».
Не столь оптимистично настроен Дмитрий Молчанов, генеральный директор компании «Стоквелл». «По целому ряду решений возникла пустота, восполнить которую в короткий срок не представляется возможным. Часть сервисов находится под угрозой ликвидации из-за прекращения действия соглашений с вендорами. Часть сервисов работает с существенными ограничениями, часть уже больше не предоставляется. Компании вынуждены оперативно искать замены, и, к сожалению, это не всегда заканчивается успешно. Требуется время», — считает он. «Дело не в том, что крупнейшие западные вендоры ушли с рынка, — добавляет Александр Казеннов, руководитель корпоративной практики ДКИС ALP Group. — Проблема технологической зависимости возникла не вчера. Санкции же сделали это очевидным практически для всех: разработчиков, интеграторов, заказчиков. Лучшие российские ИТ-компании давно и всерьез занимаются созданием действительно необходимых и подлинно защищенных от внешних воздействий решений. К сожалению, таких компаний немного. И тем не менее уже сегодня российский бизнес может использовать технологии бережливого производства, систем управления изменениями, а на выходе — получить гибкий производительный комплекс автоматизации».
Более востребованными стали все сервисы, которые влияют на результативность и бесперебойность/непрерывность бизнеса. К ним относятся все аналитические модули, дающие текущий и ретроспективный срез деятельности организации, и полнофункциональные компоненты (часто кастомизированные), обеспечивающие работу каждого из важнейших бизнес-блоков (учетные системы, документооборот, производство и коммерческая деятельность и т. д.). В данном контексте изменился не рынок, а скорее понимание, что весь этот комплекс технологий является абсолютно необходимым фундаментом для нормального функционирования предприятия.
В сегменте облачных ИТ-услуг на ситуацию смотрят более позитивно. «Безусловно, уход западных и азиатских компаний сказывается на отрасли дата-центров и облачных услуг. Производители остановили прямые поставки, прекратили работать сложившиеся логистические цепочки и способы оплаты. Но для большей части задач уже найдены альтернативные решения, и их число будет расти. Остается ряд доступных иностранных вендоров, увеличивается спрос на российские решения, развивается параллельный импорт через дружественные страны», — комментирует Валентин Соколов, ИТ-директор облачной платформы RCloud by 3data.
Заказчики стали осознавать необходимость качественной инфраструктуры еще до начала всех внешних событий. Клиент стал больше доверять услугам коммерческих дата-центров и облаков, ведь, к примеру, при использовании облачных сервисов над трудоспособностью кластера работает огромная команда провайдера, и тот же сервер не хранится у вас в офисе под лестницей. Если же обобщать, то, безусловно, пользователь становится более продвинутым и требовательным. Но это на руку компаниям, которые предоставляют ИТ-услуги, ведь теперь можно полностью реализовывать свой потенциал.
По мнению Ярослава Камыса, исполнительного директора компании «Либерум Навитас», нельзя недооценивать весьма высокий потенциал российского рынка. «Уход западных вендоров — и проблема, и возможность. Задолго до текущей ситуации многие крупные предприятия осознали это и разработали соответствующие стратегии, сегодня они адаптируют ИТ к реалиям сегодняшнего дня и таким образом обеспечивают стабильность бизнеса. Традиционно ИТ в подобных случаях идет в авангарде. Собственное производство, мощная программистская школа глобального класса, практика, ведущая к конкретным результатам, — вот три основные задачи, которые сегодня необходимо решить государству и бизнесу, причем совместно. Коммерция же, которая, несомненно, важна, не должна играть здесь ключевую роль. Когда-то казалось, будто проще купить что-то «на стороне», чем создавать самим. Жизнь показала, что все наоборот», — утверждает эксперт.
Слабые места
В каких сегментах рынка ИТ-сервисов больше всего ощущается нехватка зарубежных продуктов и технологий? Как отечественные ИТ-компании могут решить эту проблему? По словам Глеба Корсунова (Holyweb), наибольшие сложности возникли с переходом на новое программное обеспечение для управления проектами и корпоративных коммуникаций. «У многих компаний были заблокированы корпоративные аккаунты в Figma, Jira, FLAC, продуктах JetBrains. Весной этого года, когда бизнесы переходили на новые системы и организовывали процессы, производительность труда сильно просела на месяц-полтора, — напоминает он. — Второй момент — серверное оборудование. Из-за текущей ситуации возникло множество ограничений логистического плана. Какое-то время бизнесы протянут на заранее приобретенном ПО, но в дальнейшем возникнут проблемы. Есть мнение покупать бывшее в употреблении оборудование в странах, которые готовы делать такие поставки.
Большие сложности при работе с крупными ERP-системами в нефтегазовой отрасли, банках и других сферах. Даже при наличии российских аналогов невозможно приблизиться к уровню того же SAP.
По словам эксперта, основная причина неготовности к новым ограничениям — недостаточное финансирование. «Чтобы наладить производство полупроводников или смартфонов нужно потратить примерно 10 лет. Привлекать инженеров, партнеров, но сразу стремиться самостоятельно создать свой продукт. Инвестировать в образование, выбирать университеты, которые могут подготовить профессиональные кадры, перепрофилировать их, повышать зарплаты преподавателям, финансировать создание лабораторий и работу научных сотрудников. Создать определенные льготные экономические условия и год за годом производить, развивать продукты и дешево их продавать — по сути, в убыток. Когда сформируются спрос и бренд, можно повышать цены и занимать свою долю рынка. По такому пути пошли Xiaomi, Huawei и другие китайские бренды», — отмечает он.
«Отраслевые решения для крупного бизнеса, графические редакторы, операционные системы, системы виртуализации, средства разработки — наиболее пострадавшие сегменты. Сейчас нехватка сильно не ощущается, пока еще действуют соглашения, но со временем ситуация будет нарастать и усугубляться. Постепенный переход на аналоги произойдет, но будет тоже не очень быстрым и не полностью замещающим», — считает Дмитрий Молчанов («Стоквелл»).
Выбор стал гораздо богаче, а искушенные заказчики предъявляют дополнительные требования к использованию решений для цифровизации, автоматизации и построения ИТ-сервисов. На основе своего опыта работы с доступными сервисами стали чаще возникать задачи интеграции и разработки.
Ближе к клиенту
Уход западных вендоров позволил российским ИТ-компаниям создавать больше нишевых продуктов и сервисов, до которых у гигантов с многомиллиардными оборотами просто не доходили руки, либо им это было просто неинтересно и не выгодно. С этим полностью согласен Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум». «Хорошие и сильные вендоры в России есть. Бизнес и раньше смотрел по сторонам и изучал аспекты возможной замены привычного ПО на отечественное, но после такого «пинка» делает это намного быстрее и гораздо осознанней. Особенно по отношению к облачным сервисам, которых, как оказалось, можно лишиться по щелчку. Пример из личного опыта: один известный иностранный вендор систем учета рабочего времени без какого-либо предупреждения отрезал все доступы и данные, оставив клиентов без услуг и поддержки, несмотря на полную предварительную оплату. Все обращения и вопросы были либо проигнорированы, либо заблокированы. Наши продажники тогда сказали, что 95 процентов новых обращений по нашему решению начинались со слов: «Вы из России? Где базируетесь?». Еще пример: в начале марта лидеры рынка систем класса Business Intelligence приостановили работу в нашей стране. Не было поддержки, не было возможности докупить софт. Что делать? Останавливаться? Ни в коем случае. BI-решения очень важны, поскольку помогают управленцам держать под контролем все ключевые метрики компании, знать не только уязвимые места, но и на чем делать фокус в конкретный момент. Не будет этого — не будет понимания, как на самом деле идет бизнес. Это может быть фатальным, если не начать искать альтернативные российские решения. Мы сами долгое время не акцентировали внимание на собственной BI, работая с process mining и task mining. Но общение с крупными клиентами и проекты привели к осознанию, что бизнес, особенно в B2B, хочет большего, нежели просто восстановление протекания своих процессов.
Но допустим, некая компания решила вернуться и в полной мере восстановить привычную работу. Будет ли это легко и просто? Нет. Российский бизнес отнесется к такой инициативе как минимум с недоверием. После происходившего хаоса и длительного поиска новых ИТ-решений все хотят стабильности и надежности, а подобные прецеденты показали, что в любой момент может быть отказано в покупке новых лицензий, в разрешении багов и лагов, в оказании поддержки и даже доступе к самой системе. Часто — резко и без объяснений. Захотят ли российские компании таких волнений? Это вопрос», — комментирует он.
Российским вендорам придется в кратчайшие сроки учиться быть более гибкими и начинать соответствовать высочайшим мировым стандартам. Получится, конечно, не у всех. И это нормально.
Инсорсинг — не выход
Меняется не только ландшафт рынка ИТ-услуг, но и сами заказчики. Можно было бы предположить, что в связи с санкционными катаклизмами вырастет доля инсорсинга у заказчиков, которые предпочтут делать что-то своими силами. Но эксперты заверили нас, что это не так. Одна из главных причин заключается в нехватке соответствующих специалистов. «Наш опыт показывает, что доля инсорсинга у заказчиков сейчас стала уменьшаться. «Натасканные» на работу с зарубежными платформами специалисты в одночасье оказались не у дел. Наработка новых компетенций — дело трудное и долгое. Сегодня предприятия оказались в ситуации, когда специалисты, необходимые «здесь и сейчас» или нарасхват, или их нет вовсе. Их трудно найти и взять на работу за приемлемые деньги. Поэтому у отечественных организаций практически нет выхода: инсорс умирает, а значит, необходим аутсорс, причем способный взять на себя ответственность и гарантировать это на уровне SLA», — объясняет Ярослав Камыс («Либерум Навитас»).
Существует целый класс комплексных решений, способных обеспечить потребности российских организаций. Другое дело, что в одиночку ИТ-бизнес не готов и в ближайшее время не сможет взять на себя всю полноту ответственности за полное импортозамещение. Ведь, чтобы создать продукт, придется потратить много денег. А поскольку российские инвесторы, скажем мягко, максимально осторожны, то приходится рассчитывать на участие государственных венчурных фондов и законодательную поддержку.
«ИТ-отдел решает множество разноплановых задач. Выделить для каждой из них высококвалифицированных специалистов — утопия. Разумный выбор все же сосредотачиваться на решении одной-двух стратегических задач in-house, для остальных — передавать на аутсорсинг узкопрофильным компаниям, оставляя за собой контроль подбора и качества исполнения переданных задач», — считает Дмитрий Молчанов («Стоквелл»).
Привычка к хорошему
Итак, российским разработчикам ИТ-сервисов и приложений стало проще достучаться и найти дорогу к пользователю. А что же сами пользователи? За годы работы с западными решениями они привыкли к удобству и качеству и вряд ли захотят снизить планку. Поэтому отечественным ИТ-компаниям надо быть готовым к тому, чтобы конкурировать друг с другом. «Российский рынок отличается тем, что пользователи уже настолько привыкли к качественным ИТ-решениям, что не будут соглашаться на меньшее. Быстродействие, продуманный UX, стильный дизайн, вовлекающий и качественный контент — это уже необходимый минимум для любого сервиса, который хочет стать популярным. Если не помогать пользователю, а отнимать его время на лишние кнопки и действия — он быстро уйдет к конкурентам.
Еще 5–10 лет назад такого не было. Заказчик опирался на свои «хотелки» и представления о прекрасном. Сейчас — во главе пожелания пользователя. Это значит, что рынок незаметно, но эволюционировал. В последнее время на высокие требования к качеству начали накладываться идеологические аспекты. Это тоже весьма интересный процесс, за которым мы наблюдаем. Теперь важны не только быстродействие и удобство, но и репутация компании. В последние пару лет было слишком много кейсов, когда ИТ-сервисы теряли пользователей из-за пиара, высказываний в соцсетях, неудачной рекламы и других событий, никак не связанных с качеством самой площадки и ее функциональностью», — отмечает Виктор Рындин, генеральный директор компании Wemakefab.
Пользователи в России сильно избалованы высоким уровнем сервиса, качественным дизайном и продуманными до мелочей онлайн-сервисами. Возможно, у кого-то есть стереотип, что мы тут в России отстаем от Запада. Но на самом деле качество наших решений в ИТ гораздо выше, чем там.
Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК, также полагает, что у пользователей выросли требования к качеству ИТ-услуг и сервисов, причем переломным моментом здесь стала пандемия, которую все мы недавно пережили. «У людей возникла необходимость получить удаленный доступ к корпоративным цифровым ресурсам. И не просто получить, а фактически перенести рабочее место из офиса домой, причем доступ должен быть защищенным. Организациям пришлось разворачивать инфраструктуру дистанционной работы в очень сжатые сроки, поэтому резко возрос спрос на программные и программно-аппаратные комплексы, которые позволяют организации любого масштаба быстро расширить свой офис до точек присутствия сотрудников без затрат на кардинальную перестройку ИТ-инфраструктуры», — заключает эксперт.
Руководители организаций, ИТ-специалисты и пользователи стали более требовательными к качеству ИТ-сервисов. Переломным моментом оказалась пандемия.
Александр Казеннов (ALP Group) полагает, что повышение требований к качеству ИТ-сервисов связано с тем, что крупные, а теперь уже и средние предприятия воспринимают автоматизацию как бизнес-инструмент и все чаще работают в реальной связке с системным интегратором, чтобы построить мощную отказоустойчивую систему, отвечающую их потребностям — сейчас и на перспективу. «Отмечу, что пришли к этому не сразу. Текущие экономические реалии стали драйвером объединения усилий заказчиков и исполнителей. И отрадно, что целый ряд российских компаний (разработчиков и внедренцев) оказался к этому готов, — резюмирует он.
Опубликовано 02.08.2022
Хорошее преимущество могут получить сервисы облачных технологий. На их услуги существенно вырастет локальный российский спрос, зарубежные провайдеры или недоступны, или ограничивают оплату. Вопрос в том, насколько этим сервисам удастся удовлетворить спрос и готовы ли их мощности и резервное оборудование.