Рынок ИТ-услуг: шансы и новые возможности

Логотип компании
Рынок ИТ-услуг: шансы и новые возможности
Смогут ли отечественные разработчики полностью закрыть ту нишу, которая образовалась после ухода западных ИТ-гигантов? Какой будет эта замена и насколько она соответствует требованиям и задачам российских предприятий?

За последние несколько лет российский сегмент ИТ-услуг и сервисов существенно изменился. С одной стороны, пандемия COVID-19 и массовый переход на удаленную работу стимулировали развитие отдельных его сегментов, прежде всего — облачных решений. С другой — известные всем геополитические события, последовавшие за ними беспрецедентные санкции и массовый исход из России зарубежных вендоров расширили российским ИТ-компаниям дорогу к заказчику. Смогут ли отечественные разработчики полностью закрыть ту нишу, которая образовалась после ухода западных ИТ-гигантов? Какой будет эта замена и насколько она соответствует требованиям и задачам российских предприятий? Пока вопросов здесь больше, чем ответов, но тем интереснее наблюдать за развитием рынка ИТ-услуг в совершенно новых условиях.

Требуется время

«С уходом зарубежных конкурентов освободились ниши для российских компаний. В то же время в стране недостаточно финансов, экспертизы и опыта, чтобы взамен создать качественные продукты, — отмечает Глеб Корсунов, директор по развитию бизнеса компании Holyweb. — Вопрос в том, какие усилия будут приложены отечественными компаниями, чтобы реализовать сервисы, способные удовлетворить запросы бизнеса. А также есть ли у заказчиков бюджеты, чтобы платить за такой продукт и его разработку. Если поставщики не увидят у рынка емкости для капиталовложений, они не будут инвестировать».

Глеб Корсунов (Holyweb)

Глеб Корсунов (Holyweb)

Хорошее преимущество могут получить сервисы облачных технологий. На их услуги существенно вырастет локальный российский спрос, зарубежные провайдеры или недоступны, или ограничивают оплату. Вопрос в том, насколько этим сервисам удастся удовлетворить спрос и готовы ли их мощности и резервное оборудование.

Не столь оптимистично настроен Дмитрий Молчанов, генеральный директор компании «Стоквелл». «По целому ряду решений возникла пустота, восполнить которую в короткий срок не представляется возможным. Часть сервисов находится под угрозой ликвидации из-за прекращения действия соглашений с вендорами. Часть сервисов работает с существенными ограничениями, часть уже больше не предоставляется. Компании вынуждены оперативно искать замены, и, к сожалению, это не всегда заканчивается успешно. Требуется время», — считает он. «Дело не в том, что крупнейшие западные вендоры ушли с рынка, — добавляет Александр Казеннов, руководитель корпоративной практики ДКИС ALP Group. — Проблема технологической зависимости возникла не вчера. Санкции же сделали это очевидным практически для всех: разработчиков, интеграторов, заказчиков. Лучшие российские ИТ-компании давно и всерьез занимаются созданием действительно необходимых и подлинно защищенных от внешних воздействий решений. К сожалению, таких компаний немного. И тем не менее уже сегодня российский бизнес может использовать технологии бережливого производства, систем управления изменениями, а на выходе — получить гибкий производительный комплекс автоматизации».

Александр Казеннов (ALP Group)

Александр Казеннов (ALP Group)

Более востребованными стали все сервисы, которые влияют на результативность и бесперебойность/непрерывность бизнеса. К ним относятся все аналитические модули, дающие текущий и ретроспективный срез деятельности организации, и полнофункциональные компоненты (часто кастомизированные), обеспечивающие работу каждого из важнейших бизнес-блоков (учетные системы, документооборот, производство и коммерческая деятельность и т. д.). В данном контексте изменился не рынок, а скорее понимание, что весь этот комплекс технологий является абсолютно необходимым фундаментом для нормального функционирования предприятия.

В сегменте облачных ИТ-услуг на ситуацию смотрят более позитивно. «Безусловно, уход западных и азиатских компаний сказывается на отрасли дата-центров и облачных услуг. Производители остановили прямые поставки, прекратили работать сложившиеся логистические цепочки и способы оплаты. Но для большей части задач уже найдены альтернативные решения, и их число будет расти. Остается ряд доступных иностранных вендоров, увеличивается спрос на российские решения, развивается параллельный импорт через дружественные страны», — комментирует Валентин Соколов, ИТ-директор облачной платформы RCloud by 3data.

Валентин Соколов (RCloud by 3data)

Валентин Соколов (RCloud by 3data)

Заказчики стали осознавать необходимость качественной инфраструктуры еще до начала всех внешних событий. Клиент стал больше доверять услугам коммерческих дата-центров и облаков, ведь, к примеру, при использовании облачных сервисов над трудоспособностью кластера работает огромная команда провайдера, и тот же сервер не хранится у вас в офисе под лестницей. Если же обобщать, то, безусловно, пользователь становится более продвинутым и требовательным. Но это на руку компаниям, которые предоставляют ИТ-услуги, ведь теперь можно полностью реализовывать свой потенциал.

По мнению Ярослава Камыса, исполнительного директора компании «Либерум Навитас», нельзя недооценивать весьма высокий потенциал российского рынка. «Уход западных вендоров — и проблема, и возможность. Задолго до текущей ситуации многие крупные предприятия осознали это и разработали соответствующие стратегии, сегодня они адаптируют ИТ к реалиям сегодняшнего дня и таким образом обеспечивают стабильность бизнеса. Традиционно ИТ в подобных случаях идет в авангарде. Собственное производство, мощная программистская школа глобального класса, практика, ведущая к конкретным результатам, — вот три основные задачи, которые сегодня необходимо решить государству и бизнесу, причем совместно. Коммерция же, которая, несомненно, важна, не должна играть здесь ключевую роль. Когда-то казалось, будто проще купить что-то «на стороне», чем создавать самим. Жизнь показала, что все наоборот», — утверждает эксперт.

Слабые места

В каких сегментах рынка ИТ-сервисов больше всего ощущается нехватка зарубежных продуктов и технологий? Как отечественные ИТ-компании могут решить эту проблему? По словам Глеба Корсунова (Holyweb), наибольшие сложности возникли с переходом на новое программное обеспечение для управления проектами и корпоративных коммуникаций. «У многих компаний были заблокированы корпоративные аккаунты в Figma, Jira, FLAC, продуктах JetBrains. Весной этого года, когда бизнесы переходили на новые системы и организовывали процессы, производительность труда сильно просела на месяц-полтора, — напоминает он. — Второй момент — серверное оборудование. Из-за текущей ситуации возникло множество ограничений логистического плана. Какое-то время бизнесы протянут на заранее приобретенном ПО, но в дальнейшем возникнут проблемы. Есть мнение покупать бывшее в употреблении оборудование в странах, которые готовы делать такие поставки.

Большие сложности при работе с крупными ERP-системами в нефтегазовой отрасли, банках и других сферах. Даже при наличии российских аналогов невозможно приблизиться к уровню того же SAP. 

По словам эксперта, основная причина неготовности к новым ограничениям — недостаточное финансирование. «Чтобы наладить производство полупроводников или смартфонов нужно потратить примерно 10 лет. Привлекать инженеров, партнеров, но сразу стремиться самостоятельно создать свой продукт. Инвестировать в образование, выбирать университеты, которые могут подготовить профессиональные кадры, перепрофилировать их, повышать зарплаты преподавателям, финансировать создание лабораторий и работу научных сотрудников. Создать определенные льготные экономические условия и год за годом производить, развивать продукты и дешево их продавать — по сути, в убыток. Когда сформируются спрос и бренд, можно повышать цены и занимать свою долю рынка. По такому пути пошли Xiaomi, Huawei и другие китайские бренды», — отмечает он. 

«Отраслевые решения для крупного бизнеса, графические редакторы, операционные системы, системы виртуализации, средства разработки — наиболее пострадавшие сегменты. Сейчас нехватка сильно не ощущается, пока еще действуют соглашения, но со временем ситуация будет нарастать и усугубляться. Постепенный переход на аналоги произойдет, но будет тоже не очень быстрым и не полностью замещающим», — считает Дмитрий Молчанов («Стоквелл»).

Дмитрий Молчанов («Лаборатория разработки и автоматизации «Стоквелл»)

Дмитрий Молчанов («Лаборатория разработки и автоматизации «Стоквелл»)

Выбор стал гораздо богаче, а искушенные заказчики предъявляют дополнительные требования к использованию решений для цифровизации, автоматизации и построения ИТ-сервисов. На основе своего опыта работы с доступными сервисами стали чаще возникать задачи интеграции и разработки. 

Ближе к клиенту

Уход западных вендоров позволил российским ИТ-компаниям создавать больше нишевых продуктов и сервисов, до которых у гигантов с многомиллиардными оборотами просто не доходили руки, либо им это было просто неинтересно и не выгодно. С этим полностью согласен Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум». «Хорошие и сильные вендоры в России есть. Бизнес и раньше смотрел по сторонам и изучал аспекты возможной замены привычного ПО на отечественное, но после такого «пинка» делает это намного быстрее и гораздо осознанней. Особенно по отношению к облачным сервисам, которых, как оказалось, можно лишиться по щелчку. Пример из личного опыта: один известный иностранный вендор систем учета рабочего времени без какого-либо предупреждения отрезал все доступы и данные, оставив клиентов без услуг и поддержки, несмотря на полную предварительную оплату. Все обращения и вопросы были либо проигнорированы, либо заблокированы. Наши продажники тогда сказали, что 95 процентов новых обращений по нашему решению начинались со слов: «Вы из России? Где базируетесь?». Еще пример: в начале марта лидеры рынка систем класса Business Intelligence приостановили работу в нашей стране. Не было поддержки, не было возможности докупить софт. Что делать? Останавливаться? Ни в коем случае. BI-решения очень важны, поскольку помогают управленцам держать под контролем все ключевые метрики компании, знать не только уязвимые места, но и на чем делать фокус в конкретный момент. Не будет этого — не будет понимания, как на самом деле идет бизнес. Это может быть фатальным, если не начать искать альтернативные российские решения. Мы сами долгое время не акцентировали внимание на собственной BI, работая с process mining и task mining. Но общение с крупными клиентами и проекты привели к осознанию, что бизнес, особенно в B2B, хочет большего, нежели просто восстановление протекания своих процессов.

Но допустим, некая компания решила вернуться и в полной мере восстановить привычную работу. Будет ли это легко и просто? Нет. Российский бизнес отнесется к такой инициативе как минимум с недоверием. После происходившего хаоса и длительного поиска новых ИТ-решений все хотят стабильности и надежности, а подобные прецеденты показали, что в любой момент может быть отказано в покупке новых лицензий, в разрешении багов и лагов, в оказании поддержки и даже доступе к самой системе. Часто — резко и без объяснений. Захотят ли российские компании таких волнений? Это вопрос», — комментирует он. 

Александр Бочкин («Инфомаксимум»)

Александр Бочкин («Инфомаксимум»)

Российским вендорам придется в кратчайшие сроки учиться быть более гибкими и начинать соответствовать высочайшим мировым стандартам. Получится, конечно, не у всех. И это нормально.

Инсорсинг — не выход

Меняется не только ландшафт рынка ИТ-услуг, но и сами заказчики. Можно было бы предположить, что в связи с санкционными катаклизмами вырастет доля инсорсинга у заказчиков, которые предпочтут делать что-то своими силами. Но эксперты заверили нас, что это не так. Одна из главных причин заключается в нехватке соответствующих специалистов. «Наш опыт показывает, что доля инсорсинга у заказчиков сейчас стала уменьшаться. «Натасканные» на работу с зарубежными платформами специалисты в одночасье оказались не у дел. Наработка новых компетенций — дело трудное и долгое. Сегодня предприятия оказались в ситуации, когда специалисты, необходимые «здесь и сейчас» или нарасхват, или их нет вовсе. Их трудно найти и взять на работу за приемлемые деньги. Поэтому у отечественных организаций практически нет выхода: инсорс умирает, а значит, необходим аутсорс, причем способный взять на себя ответственность и гарантировать это на уровне SLA», — объясняет Ярослав Камыс («Либерум Навитас»).

Ярослав Камыс («Либерум Навитас»)

Ярослав Камыс («Либерум Навитас»)

Существует целый класс комплексных решений, способных обеспечить потребности российских организаций. Другое дело, что в одиночку ИТ-бизнес не готов и в ближайшее время не сможет взять на себя всю полноту ответственности за полное импортозамещение. Ведь, чтобы создать продукт, придется потратить много денег. А поскольку российские инвесторы, скажем мягко, максимально осторожны, то приходится рассчитывать на участие государственных венчурных фондов и законодательную поддержку. 

«ИТ-отдел решает множество разноплановых задач. Выделить для каждой из них высококвалифицированных специалистов — утопия. Разумный выбор все же сосредотачиваться на решении одной-двух стратегических задач in-house, для остальных — передавать на аутсорсинг узкопрофильным компаниям, оставляя за собой контроль подбора и качества исполнения переданных задач», — считает Дмитрий Молчанов («Стоквелл»).

Привычка к хорошему

Итак, российским разработчикам ИТ-сервисов и приложений стало проще достучаться и найти дорогу к пользователю. А что же сами пользователи? За годы работы с западными решениями они привыкли к удобству и качеству и вряд ли захотят снизить планку. Поэтому отечественным ИТ-компаниям надо быть готовым к тому, чтобы конкурировать друг с другом. «Российский рынок отличается тем, что пользователи уже настолько привыкли к качественным ИТ-решениям, что не будут соглашаться на меньшее. Быстродействие, продуманный UX, стильный дизайн, вовлекающий и качественный контент — это уже необходимый минимум для любого сервиса, который хочет стать популярным. Если не помогать пользователю, а отнимать его время на лишние кнопки и действия — он быстро уйдет к конкурентам.

Еще 5–10 лет назад такого не было. Заказчик опирался на свои «хотелки» и представления о прекрасном. Сейчас — во главе пожелания пользователя. Это значит, что рынок незаметно, но эволюционировал. В последнее время на высокие требования к качеству начали накладываться идеологические аспекты. Это тоже весьма интересный процесс, за которым мы наблюдаем. Теперь важны не только быстродействие и удобство, но и репутация компании. В последние пару лет было слишком много кейсов, когда ИТ-сервисы теряли пользователей из-за пиара, высказываний в соцсетях, неудачной рекламы и других событий, никак не связанных с качеством самой площадки и ее функциональностью», — отмечает Виктор Рындин, генеральный директор компании Wemakefab.

Виктор Рындин (Wemakefab)

Виктор Рындин (Wemakefab)

Пользователи в России сильно избалованы высоким уровнем сервиса, качественным дизайном и продуманными до мелочей онлайн-сервисами. Возможно, у кого-то есть стереотип, что мы тут в России отстаем от Запада. Но на самом деле качество наших решений в ИТ гораздо выше, чем там.

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК, также полагает, что у пользователей выросли требования к качеству ИТ-услуг и сервисов, причем переломным моментом здесь стала пандемия, которую все мы недавно пережили. «У людей возникла необходимость получить удаленный доступ к корпоративным цифровым ресурсам. И не просто получить, а фактически перенести рабочее место из офиса домой, причем доступ должен быть защищенным. Организациям пришлось разворачивать инфраструктуру дистанционной работы в очень сжатые сроки, поэтому резко возрос спрос на программные и программно-аппаратные комплексы, которые позволяют организации любого масштаба быстро расширить свой офис до точек присутствия сотрудников без затрат на кардинальную перестройку ИТ-инфраструктуры», — заключает эксперт. 

Григорий Сизоненко (ИВК)

Григорий Сизоненко (ИВК)

Руководители организаций, ИТ-специалисты и пользователи стали более требовательными к качеству ИТ-сервисов. Переломным моментом оказалась пандемия.

Александр Казеннов (ALP Group) полагает, что повышение требований к качеству ИТ-сервисов связано с тем, что крупные, а теперь уже и средние предприятия воспринимают автоматизацию как бизнес-инструмент и все чаще работают в реальной связке с системным интегратором, чтобы построить мощную отказоустойчивую систему, отвечающую их потребностям — сейчас и на перспективу. «Отмечу, что пришли к этому не сразу. Текущие экономические реалии стали драйвером объединения усилий заказчиков и исполнителей. И отрадно, что целый ряд российских компаний (разработчиков и внедренцев) оказался к этому готов, — резюмирует он. 

Опубликовано 02.08.2022

Похожие статьи