Учиться, учиться и еще раз работать

Логотип компании
26.11.2019Автор
Учиться, учиться и еще раз работать
Как российские ИТ-компании обучают и трудоустраивают нужных им  ИТ-специалистов

Проблема кадрового голода на ИТ-рынке существует давно и, как стало понятно за последние годы, уходить она никуда не собирается. Для подготовки наиболее дефицитных специалистов российские ИТ-компании начали создавать собственные образовательные проекты и переходить на новый уровень взаимодействия с традиционными вузами.

Показательным примером успешного EdTech-стартапа, в который инвестировали Mail.ru Group, стал образовательный портал GeekBrains . В 2010 два выпускника МГТУ им. Баумана запустили проект «Школа программирования», который обучал только ИТ-специалистов. Главной идеей  стала возможность обучения программированию в короткие сроки с возможностью работать в новой сфере. В 2014 году ежемесячная аудитория образовательного портала  GeekBrains превысила 500 тысяч человек, а общее количество пользователей — миллион. В том же году компанию приобрел холдинг Mail.ru Group.

В конце марта 2017 года основатели GeekBrains запустили онлайн-университет для разработчиков GeekUniversity, который стал логичным продолжением основного проекта. Летом 2018 года GeekBrains перепозиционируется в образовательный портал, обучающий не только программированию, но и основным digital-профессиям: дизайну, маркетингу и управлению проектами. Обучение в GeekBrains практико-ориентированно, на факультетах GeekUniversity студенты выполняют задания от крупных брендов, наполняют портфолио проектами, которые могут презентовать на собеседовании при устройстве на работу.  GeekBrains проводит регулярные Дни карьеры, в которых принимают участие крупные компании-соискатели.

На прошедшей в ноябре 2019 года ярмарке вакансий GeekBrains сотрудники кадровой службы ОТР провели собеседования с заинтересованными в работе в известной компании молодыми специалистами. Часть из них уже получила приглашение на углубленные интервью, предваряющие официальную стажировку.

Для того чтобы готовить сотрудников с нужной в данный момент компании-разработчику специализацией и требуемой квалификацией, ОТР налаживает тесное взаимодействие с вузами. Наиболее прочные связи сложились с Пермским государственным университетом ПГНИУ. Здесь в рамках принятой стратегии развития региона запущена программа подготовки и трудоустройства ИТ-специалистов. Ее поддержал губернатор Пермского края Максим Решетников, ведущий российский VAD-дистрибьютор MERLION, а также входящие в единую группу компании, специализирующиеся на системной интеграции и разработке заказных ИТ-решений ОТР и ПРО АйТи. Последняя на протяжении ряда лет развивает собственный центр разработки в Перми и в рамках образовательного проекта с ПГНИУ становится одной из ключевых баз для трудоустройства студентов. Для них ПРО АйТи (при поддержке MERLION и ОТР) оборудовала продвинутый компьютерный класс и разработала специальный двухгодичный курс обучения. Его программа составлена с учетом того, что студенты ПГНИУ хорошо знакомы с парадигмой общих основ программирования и алгоритмизации и владеют как минимум одним высокоуровневым языком. На первом и втором семестрах акцент сделан на Java, на третьем – на веб-программировании, а на 4-м – учащиеся осваивают PHP. По итогам обучения студенты получают не только сертификат, но и возможность трудоустройства. Первый поток стартовал в начале 2019 года. Трое студентов из него уже прошли стажировку в ПРО АйТи. Один молодой специалист принят на работу.

Таким образом, и GeekUniversity, и образовательный проект ПГНИУ, MERLION, ОТР и ПРО АйТи демонстрируют изменение в подходе к подготовке ИТ-специалистов. Сегодня основой подготовки становится практическая работа. Благодаря этому на момент выпуска из учебного заведения студенты обладают навыками участия в реальных проектах и специализацией, востребованной на рынке. Принцип обучения, основанный на стажировке, становится все более популярным, получая поддержку, как со стороны вузов, так и потенциальных  работодателей, которые не хотят терять время на переподготовку талантливой молодежи.

«Два года – тот самый срок, за который на ИТ-рынке происходит смена наиболее востребованных специальностей, – комментирует Марина Сокольская, директор по персоналу компании ОТР. – Разрабатывая собственные двухгодичные курсы, мы имеем возможность быстрее готовить смену, молодых людей, обладающих наиболее актуальными на текущий момент навыками».